Горы и Плоски Вулкан и Ванга
Эзотерики научно объясняют: баба Ванга потому была такая прозорливая, что жила в кальдере взорвавшегося вулкана Кожух, где не только геотермальные воды выходят на поверхность, но и сильное электромагнитное излучение. Понятно, что всякая вера, если не воюет с научными данными, то пытается их использовать для укрепления своей силы. Но вода там, на окраине деревни Рупите и за углом от раскопок древнего города Гераклея Синтика (разрушенного тем же Кожухом), на самом деле приносит силы человеку и ослабляет болезни. И Ванга на самом деле лечила.
Теперь надо объяснить, при чем здесь Болгарская Петка на упомянутой табличке. На Балканах эта святая Петка-Параскева (Параскева Пятница) вообще стоит наособицу. Жила она в XI веке во Фракии, которая тогда входила в Римскую империю (в то, что от нее осталось на востоке), сейчас ее родной город на берегу Мраморного моря называется Селимпаша и оказался в Турции, но болгары справедливо считают себя наследниками Фракии (об этом потом). Параскеву-Петку, аскетичную самодостаточную умную женщину почитают и в Молдавии, где сейчас оказались ее мощи, и в Сербии. В России ее почему-то называют Сербской Параскевой, хотя она бывала, например, в Египте, но не в Сербии.
Так вот, именно она заложила в балканский православный обиход почитание такого рода святых. Храмов, посвященных ей, много по всей Болгарии. И Ванга сознательно себя с ней ассоциировала. Биографию Ванги я пересказывать не буду, тем более — апокрифы о ней, как о современном Нострадамусе. Могу добавить, что в своей деятельности она следовала примеру еще одной святой, уже нового времени, преподобной Стойны. В конце XIX века та родилась в Сересе, который сейчас потерял все свое болгарское население (об этом позже) и находится недалеко от нас, но уже в Греции. Стойна приняла под свое управление храм в Златолисте (рядом с Мельником, близко от нас), хотя была слепой, как и Ванга, после удара молнии. Лечила, пророчила, помогала антитурецким повстанцам…
А Ванга в скромном домике принимала тех, кто приходил к ней со своей бедой. Я знаю несколько человек в нашей округе, кому она помогла поправить здоровье. Знаю, что к ней приезжал поговорить Тодор Живков. В музее мемориального комплекса есть видеоматериалы и фотографии, записи разговоров с пророчицей. Я же вижу в ней человека, внимательного к чужой боли и к бедам мира, поэтому и развившего свою интуицию, тем более — не отвлекающуюся на пестрые картинки действительности. А вот действие «космических сил» или излучения подземных электромагнитных колебаний на связи нейронов ее мозга я представляю плохо. Наука до этого еще не дошла…
Вот здесь она и принимала приходящих — и односельчан, и Живкова. Хорошо, что коммунистическая власть ради своей идеологии не перекрыла к ней дорогу, плохо, что в своих апокрифах политики использовали ее имя для провозглашения бед для мира, не принявшего новую квазирелигию. В результате из преференций и приношений сложился фонд имени Ванги, на средства которого по ее указанию и был построен совершенно неортодоксальный храм св. Петки.
Его современная страстность сначала не радовала церковных иерархов, но теперь, после того как в мемориальный комплекс стали съезжаться сотни машин на храмовый праздник, это место вошло в официальную религиозную традицию. Замечательные фрески современного художника! Сколько боли, надежды и веры…
Вот и приходят теперь сюда болезные, как когда-то шли к Ванге.
И сама Ванга присутствует в храме на современной иконе.
А за стенами церкви, рядом с музеем и колокольней, ее могила.
Есть и бронзовый памятник, похожий на портрет в церкви.
Сухопутные наши черепахи, которые каждое лето лезут под колеса на дороге к Плоски, как будто одна сторона полей и лугов существенно отличается от другой и это немедленно надо проверить (они не одиноки, черные дрозды и в декабре стараются пролететь перед капотом), а по тропинкам вовсе шустрили по-хозяйски, так вот, сухопутные на зиму зарылись и спят. Холодно холоднокровным. А водным нашим — совсем не холодно, вода-то в Рупите идет снизу горячая, 76 градусов, так что черепахам приходится вылезать на камни в озере, чтобы проветриться. Да и озерца в мемориальном комплексе Ванги существуют как раз для охлаждения геотермальной воды. Правда, черепахи и рыбки думают, что всю эту систему прокопали для них, и носятся туда-сюда, малые гоняются за большими совсем не с черепашьей скоростью. Зато большие командуют. Указывают.
Рядом с черепахами пользуются даровым теплом и люди. В январе сидят, опустив ноги в озеро.
Ну а летом, на жаре в 40 градусов (в тени) вода работает по-другому.
В комплексе кроме проток с черепахами и рыбками есть и птичник. Но аисты возвышаются над всем. Вообще-то их здесь меньше, чем воробьев, скворцов или жаворонков, но кажется больше, чем сорок и кукушек. Летают над головами, носят в клювах из Струмы лягушек, рыбешек или змей — с окрестных склонов. Носят в гнезда, которые местные жители установили почти в каждой деревне. Но эти аисты — особенные, они из Рупите.
Особенной была для меня и встреча с ними в Болгарии, ведь моя первая книга стихов называлась «Аистиная кисть». Стихотворение, которое дало название книге, родилось после увиденной белорусской Хатыни. Аисты притянули образной силой, слегка экзотичной для городского человека. И вот теперь, в Болгарии, они обыденность. Существование рядом с тобой крупной независимой птицы как бы расширяет твой горизонт. В общем, примерно так, как я пытался написать более тридцати лет назад.
По указанию Ванги уже после ее смерти был вмонтирован в стены Кожуха крест, посвященный памяти погибших при извержении жителях античного города Гераклея Синтика.
Крест хорошо виден со многих точек.
Историю города Гераклея Синтика, который просуществовал 800 лет в одной державе и двух империях, я расскажу в следующей главе.
Свидетельство о публикации №222031700709