Горы и Плоски На форуме истории

Пора уже заглянуть за скалу напротив мемориального комплекса Ванги. Там, в полукилометре от открытых геотермальных источников, раскопки Гераклеи Синтики. Именно ее жителям, погибшим при извержениях вулкана Кожух в IV и V веках нашей эры, посвящен крест, вырезанный по просьбе Ванги в оставшейся стенке кратера.

Погибший город искали давно. Но не там. Греческие археологи пытались найти его  южнее — зря, что ли, по ту сторону Беласицы существует современная греческая Ираклея. Землетрясение, конечно, могло и там разрушить античный город, но искомые руины оказались прямо за сохранившейся стенкой Кожуха, у современной приграничной железнодорожной станции Рупите, на окраине одноименного села. Так сравнительно недавно, уже в третьем тысячелетии, обнаружили один из крупнейших античных городов на Балканах.

Он существовал с IV века до нашей эры, сначала был форпостом на фракийской границе Македонского царства, укрепленной воинской заставой, отдаленной на 150 километров от родовой столицы Пеллы. Македонцы продвинулись дальше на северо-восток, и Филипп забыл, что недавно проводил границу по Струме — одной из столиц его расширившегося царства стал Филиппополис, ныне Пловдив. Ну и Гераклея  стала охотничьей столицей знати, как бы курортом в жаркое время. В Римской уже империи ее население достигало, по некоторым оценкам, 50 тысяч человек.

Гераклей, Хераклей, Ираклей (это все русские транскрипции) было много в греческой ойкумене — городов, названных в честь античного героя (то есть полубога, получеловека) Геракла. Думаю, что он достался грекам-ахейцам еще из доахейского пантеона — как Орфей, Посейдон, Дионис, фракийские божества.  Кстати, «фракийское» ничего не говорит о древнем населении, поскольку «фраки» — это греческое обозначение варваров. Но в пору основания города ахейцы уже не были самым продвинутым сообществом этих мест, македонцы, новое поколение эллинов, наступали.  Греческий историк Геродот называл предшествующую державу фракийцев крупнейшей в Европе. Но она не оставила своего литературно-исторического архива, самая длинная надпись на фракийском языке состоит из 28 букв…

Но все-таки Гераклею Синтику нашли там, где надо — у земель фракийского племени синти. Зря, что ли, в десятке километров от нее, перед въездом в наш общинный центр Сандански стоит статуя Спартаку, сыну вождя одного из здешних племен, то ли синти, то ли миди. В Археологическом музее Сандански скромно висит каменная гемма с характерным изображением фракийского всадника — символа болгарской древности, гемма из близких раскопок. Правда, как имя Спартака звучало по-фракийски, теперь можно только предполагать. Партикополис (ныне Сандански) поставили в предгорьях Пирина, а Гераклею напротив, у схождения Беласицы и Малешевской планины. И маркетологам повезло — можно называть «Синтика» современную винарню, тоже у въезда в Сандански.

Кто  жил в античном городе? Фракийцы, греки, кельты, а потом и готы, возможно. Вне зависимости от происхождения — римские граждане, избиравшие старейшин, заседавших в базилике, перед которой и сейчас стоит статуя то ли императора, то ли наместника. Археологи, которые ее отрыли и поставили перед стенами «народного собрания», точно назвать не могут: статуя без головы, хотя тога пышная. А головы, уверяют ученые, могли быть сменными: что ж, из-за каждого императора (они менялись часто) статую новую вырубать? Достаточно скопировать с поступившей из метрополии монеты портрет — и приделать к уже готовой фигуре.

Сзади базилики археологи поставили отрытый могильный камень с длинной надписью. Да и не надпись это — целый детективный роман, сжатый до пары абзацев. История исчезновения, поисков и нахождения останков достойного человека, который погиб в районе нынешнего Кюстендила, если я правильно понял. Из перечисления действующих лиц видно, что гражданами города были люди с самыми разными национальными именами. Но все они смотрели гладиаторские бои, за организацию которых ставились благодарственные стелы «спонсорам». Есть в городе и свой «колизей», большой амфитеатр, как утверждают расшифровщики ультразвукового зондирования. Но до него руки не скоро дойдут — он в глубине образовавшегося при землетрясении холма.

И пока раскопки идут на форуме и вокруг него. Вокруг магазинчики — как бутики в торговом центре. После каждой пары квадратных помещений видно полуовальное — это алтарь какого-либо отраслевого бога, здесь, допустим, кожевенники и обувщики из соседних офисов заключали сделку, освященную небесами.  А на углу форума, там, где раньше, очевидно, был храм главного бога, то ли Зевса, то ли уже Юпитера, нашли изменения в его фундаменте, характерные для раннехристианской архитектуры. Переписали, значит, на епархию. Возможно, как и остатки епископской базилики в Сандански, это свидетельство самых ранних на Балканах христианских храмов. Судя по одновременному разрушению, в городе к моменту взрыва Кожуха одновременно исполнялись культы и языческие, и христианские.

Самые яркие, понятные и профанам древние ценности Гераклеи ушли в музеи, в Софии мы видели почти метровую золотую цепь, в близком приграничном городе Петриче, к общине которого относится Рупите, есть свой археологический музей. Кстати, этот город, построенный позже вокруг головы водовода, снабжавшего Гераклею, получил свое имя — Петрич, каменный — оттого что его первые дома были сложены из сияющих камней, привезенных из близких развалин Гераклеи. Но скоро и прямо на территории раскопок создадут музейную экспозицию, часть закроют стеклом.

А там отрыта мощная канализация, такой нет в окружающих селах. В некоторых каменных руинах видна штукатурка, а сами стены сложены из грубо обработанных камней, перемежавшихся пластами плоского римского кирпича. М-да, а наш дом в Плоски, в 25 километрах и паре тысяч лет отсюда, внизу сложен менее надежно, кирпич появляется только на втором этаже, да и то не такой крепкий…

Сам форум отрыт уже на солидной площади, удачей археологов стало то, что современный владелец этой земли не стал ждать компенсации от государства и передал свой пригодный под помидоры участок на исторические нужды. В скобках заметим, что и в наших краях, и по всей Болгарии есть много мест, о которых достоверно известно: скрывают древности. Вот, например, амфитеатр неподалеку от Плоски… Но часто на раскопки нет денег, не только на выкуп у землевладельцев, но и на технику, и на оплату квалифицированной рабсилы. Историки относятся к этому стоически, работают за малые по современным понятиям деньги, сами же и ночуют рядом в домике, и ведут экскурсии.

Вот по многим и долгим разговорам с историками-практиками и сложились эти заметки. Мне объяснили, что выбор площадки под заставу македонцами был определен топографически: между хребтов нашего уголка проходят важнейшие коммуникации, ведущие из Греции в остальную Европу, отсюда такая скученность поселений на малой площади. Не обязательно выбор был связан только с желанием контролировать возможные перемещения возможных врагов, дороги — это торговля, это развитие. Видимо, товары на форум в Гераклею везли со всех сторон света, по сухопутным дорогам и по Струме, которая тогда звалась Стримоном.

— Да, понимаю! — отвечал я. — Ведь и сейчас главная дорога, связывающая Грецию с Европой, проходит к узким воротам между Беласицей и Пирином в паре километров от раскопок. И во время ее строительства, тоже рядом, между селом Дамяница и рекой, нашли остатки поселения времен неолита. То есть люди еще с дописьменных времен оценили преимущества этих мест?

— Это даже не преимущества, а невозможность не принимать во внимание, — говорили археологи. — Селище у Дамяницы — крупнейшее в Европе, не говоря уже о Балканах. Здесь с VIII по IV тысячелетие до нашей эры бурно жил центр ремесел и торговли с многотысячным населением. Были кварталы жилые, была и «промзона» у реки, где делалась керамика из здешней удачной глины и отправлялась на обмен в другие края.

— Можно ли сказать, что весь наш пятачок между хребтами — как форум, площадка развития, узел взаимодействия племен, а потом и народов, ставших родоначальниками современной цивилизации?

— Гипотеза не лишена основания. Стоит еще учесть, что македонцы и фракийцы, скорее всего, были родственными племенами, об этом говорит фракийский корень «дон». В центре располагались племена, образовавшие фракийский союз, а потом и царства, западнее — македонский узел над Пелопоннесом, а с востока — мирмидоняне.

— Те самые, вождем которых был Ахилл?

— Троянская война вообще может рассматриваться как дележ территории между фракийскими и ахейскими племенами, причем стороны конфликта были сформированы не по национальному признаку, а по феодальному, если так можно сказать, по отношениям властителей. Кстати, примерно так и Гомер описывает события.

— Допустим. Но как представить себе, почему поселение, которое просуществовало четыре тысячи лет, то есть больше чем почти все современные города, вдруг исчезло, засыпано песком берегов Струмы, почему только через пару тысяч лет в наших местах появились новые значительные населенные пункты?

— Троянская война вряд ли была единственной после неолита, но в ее описании можно найти объяснение. Изменилось вооружение, военная техника и тактика, стало сложно оборонять города на равнине, пришлось строить укрепленные селения в горах. Тем более не в центре государства, а на его окраинах.

— Да, в музее Пеллы мы видели оружие, похожее на мечи и щиты героев Гомера. Сохранились латы не рядовых, конечно, македонцев, а прямых предков Александра Великого.

— Нельзя утверждать, что это родственные поселения, Дамяница и Гераклея, между ними могло пройти не только две тысячи лет, но и несколько волн переселений и завоеваний.

Такой сгущенный в несколько абзацев диалог я себе соорудил из неторопливых разговоров с разными людьми, но так короче получается донести ход размышлений. Один из них сказал мне про кельтов в Гераклее, я уцепился: значит, уже позднеримское время. Потом нашел и подтверждения в книгах о переселении разных племен. А затем увидел в истории падения Римской империи, что волны готов, вошедшие в конце IV века нашей эры на территорию империи в районе дунайских границ нынешней Болгарии, прошли всю фракийскую провинцию и двинулись в Грецию вниз вдоль Струмы, через наши проходы — в сторону Константинополя.

Варварские племена готов, гуннов, авар опустошили цветущую провинцию, принесли чуму. И как пишет авторитетный историк, профессор Сорбонны Мюссе в своей книге «Вторая волна нашествия варваров на Европу», славяне, спускавшиеся с севера, от Балтийского моря, пришли в эти края практически на пустое место: государства были разорены, а люди вымерли к VI веку. В венском Кунстхалле мы видели замечательную карту переселения народов. На ней ясно видно, что так же, как Балканы, славяне заполнили и часть Греции. Отсюда понятной становится схожесть нынешних греков и нынешних болгар.   

Ну, о славянской жизни Болгарии поговорим отдельно, как и о ее взаимоотношениях с «Византией», то есть — с восточным остатком Римской империи. 

                Торс

В упадке, в дикости, в обозе
в переселенческой тоске —
скрип колеса Метаморфозы,
хруст человеческих костей.

Шли сотни тысяч друг на друга,
сходясь на глубину копья,
история, войны прислуга,
не сберегала ничего.

Дни потрясающего зверства
не в силах пласт перелистнуть —
и в жилах каменеет сердце,
в прожилках мраморная грудь.

Потом отроет археолог
предмет культурной старины —
безруких торсов, безголовых
музеи мелочью полны.

Венец безмозглости, уродство,
наследства тягостная цепь —
единственное превосходство
над теми, кто уходит в степь.

Кочевье готов или гуннов,
чума и засуха, потоп
на мраморных играют струнах
в пластах осадочных пород.


Рецензии