Война с Памятью. Год 2022
3 марта 2022 года на мемориальном комплексе «Славин» в Братиславе неустановленные вандалы осквернили памятник советским солдатам-освободителям. Для справки нужно заметить, что на мемориале захоронено 6845 советских солдат, погибших в 1945 году в боях за освобождение столицы Словакии.
Несколько дней спустя, 9 марта, вандалами был осквернен памятник солдату-освободителю, установленный на Мемориальном кладбище советских воинов в городе Свидник.
Конечно, наши дипломаты с негодованием рассказали об этой выходке вандалов. «Осквернили очередной мемориал Красной армии в Словакии — Малый Славин в Братиславе! Мерзкое и подлое преступление!»
Руководитель Следственного Комитета России даже поручил своим сотрудникам возбудить дело по факту осквернения мемориала. Правда, надежды на завершение дела и передачу его в суд, чтобы привлечь вандалов к ответственности, очень мало.
Но отмалчиваться, сделать вид, что ничего не произошло, сегодня нельзя! Казалось бы, для чего такая серьезная реакция на хулиганскую выходку? Однако, это не хулиганство! Действия вандалов направлены против России! Они посягают на историческую память о деятельности СССР в годы Второй мировой войны и решающую роль РККА в победе над фашизмом. И этот трусливый и постыдный факт надругательства над памятью павших,собственно, со всей очевидностью характеризует все скрытые процессы, которые сегодня протекают в европейских государствах.
В 2017 году, когда сейм Польши только начинал рассматривать законопроект о «декоммунизации» и война с памятниками только начиналась, невнятная позиция нашей страны, непринятие жестких мер по фактам глумления и осквернения памяти погибших советских солдат, сыграли роль своеобразного катализатора процесса. Со всей очевидностью можно заметить, что «опыт» Польши получил дальнейшее развитие в других Европейских государствах.
По сведениям Управления Минобороны по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, в странах Евросоюза находится более 12 тысяч воинских захоронений в 56 государствах, в них захоронено более 4 120 000 человек погибших воинов, из которых известны имена только 837 000. http://www.kremlin.ru/events/president/news/62293
Однако не нужно забывать и о бывших республиках из состава СССР, таких как Украина, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония, Казахстан, Армения, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Вероятнее всего, ситуация с воинскими захоронениями советских воинов на их территориях не лучше, если не хуже, чем в европейских государствах. Например, два года назад в посольства Казахстана и Киргизстана были направлены поименные списки воинов- уроженцев республик, погибших в боях за Москву и Воронеж. Никакой реакции из посольства Казахстана не последовало, а Посольство Киргизстана проявило на первоначальном этапе активность, но позже прервало все связи. И эти факты заставляют серьезно задуматься, в том числе и о международных отношениях Поискового движения России, которое, возможно необоснованно сужает такого рода взаимодействие по сохранению памяти о погибших и захороненных солдатах.
Сегодняшняя непростая международная ситуация требует от нас принятия комплекса неотложных мер по защите и сохранению памяти. Например, целесообразно развивать в рамках «народной дипломатии» отдельное направление по защите и сохранению памяти о погибших и захороненных вне Российской Федерации, солдатах. В Польше, например, активно и успешно действует содружество «Курск», занимающееся восстановлением и ремонтом памятников и захоронений советским воинам. Не абстрактным воинам, а нашим отцам, дедам и прадедам, о чем мы порою забываем!
В сегодняшней Венгрии проживают бывшие граждане СССР, которые самостоятельно приняли на себя обязанности по содержанию и благоустройству братских могил советским воинам.
А вот ещё интересное событие! 27 октября 2021 года Почетный консул России в Остраве Алеш Зедник принял участие в торжественной церемонии открытия памятника советским воинам в Опаве (городской район Сухэ Лазце). После реставрации памятник был дополнен фотографиями и именами двух погибших солдат Красной Армии С.И.Николаева и Н.Г.Суптеля. Так вот, личности красноармейцев были установлены благодаря архивным исследованиям, проведенной сотрудником музея п. Ческа Вес Романом Янасом, хроникером Давидом Завешицким и некоторыми поисковиками из России.
В Австрии проживает Петер Сиксль, который подготовил Книгу Памяти о Советских гражданах, погибшие в Австрии в годы Второй мировой войны и о места их захоронения. ( Грац-Вена, 2010. В книге представлены имена и места захоронения около 60 тысяч советских граждан).
Безусловно, такие контакты необходимо поддерживать и расширять, узнавать проблемы зарубежных друзей и помогать им, включая финансовую помощь. Возможно, нужно подумать чтобы через такие связи в небольших городках, решить вопросы демонстрации советских и российских фильмов о войне, кинохроники, фильма «Обыкновенный фашизм». Однако, не слышно, чтобы продвижением этих проектов кто- то серьезно занимался у нас.
Пару лет тому назад РИА Новости разместило сведения о воинских захоронениях в том европейских странах:
Польша: Всего захоронено свыше 1,3 млн советских граждан, в том числе военнопленных.
644 советских военных захоронений периода Второй мировой войны.
618 из них прошли паспортизацию.
Массовое перезахоронение произведено в 1950-1958 годах.
Германия: На территории современной Германии 4085 советских военных захоронений периода Второй Мировой войны.
Захоронено 600-800 тысяч человек.
Протоколы перезахоронений отсутствуют.
Венгрия: На сегодня известно 1032 захоронения периода Второй мировой войны.
Всего в них захоронено 112 625 человек.
Всего на территории современной Венгрии погибло более 140 тысяч советских солдат и офицеров.
Австрия; 215 советских военных захоронений, относящихся к периоду 1945-1955 годов, в которых погребено 86 999 человек.
Из них:
— солдаты и офицеры Советской Армии – 17 219 (имена 13 723 человек неизвестны);
— военнопленные – 64 844 человека (имена 58 564 человек неизвестны);
— гражданские лица, угнанные на принудительные работы, и умершие после войны граждане – 4936 человек (имена 2866 человек неизвестны).
В 2012-2013 годах выявлено и паспортизировано 11 захоронений.
Словакия: На территории Словакии погибло около 60 тысяч советских военнослужащих.
12 мемориалов (захоронений), из них 6 больших. Кроме того, есть малые захоронения.
Чехия: На территории Чехии похоронено около 80 тысяч советских граждан, из них 50-55 тысяч военнослужащих действующей армии, а также военнопленные и перемещенные лица.
На территории Чехии 6 захоронений более чем по 500 человек. Всего, по предварительным оценкам, около 1000 могил.
Каталогизация захоронений не завершена.
Перезахоронения носили эпизодический характер, как таковой кампании по "укрупнению" могил не производилось.
Румыния: Всего в Румынии около 260 захоронений.
Захоронено примерно 56 тысяч советских граждан, из них более 25 тысяч известны.
Вне всякого сомнения, сегодня необходимы и востребованы комплексные архивные исследования в отношении воинских захоронений вне территории России.
Смущает другое. Если Российская Федерация ещё в 90-е годы заключило международные Соглашения об уходе за воинскими захоронениями, то почему сотрудники посольств и юристы не применяют положения Соглашений в имеющихся спорах?
Перечень соглашений:
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о лицах, находившихся в лагерях для военнопленных, от 18 апреля 1991 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во Второй мировой войне, от 11 июля 1992 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об уходе за военными могилами в Российской Федерации и в Федеративной Республике Германии от 16 декабря 1992 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о статусе мест погребения российских военнослужащих и гражданских лиц в Италии и итальянских военнослужащих в России, погибших во Второй мировой войне, от 27 января 1994 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти героев войны и репрессий от 22 февраля 1994 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об увековечении памяти павших военнослужащих и гражданских жертв войны и о статусе захоронений от 6 марта 1995 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о захоронениях павших военнослужащих и гражданских жертв войн и о статусе захоронений от 6 марта 1995 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 15 апреля 1995 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о статусе Российских воинских и гражданских захоронений на территории Монголии и монгольских гражданских захоронений на территории Российской Федерации от 14 ноября 2000 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о статусе российских воинских захоронений на территории Румынии и румынских воинских захоронений на территории Российской Федерации от 8 ноября 2005 года;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 1677-р «О заключении путем обмена нотами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об осуществлении ремонтно-восстановительных работ на советских воинских захоронениях и мемориалах и переноса этих захоронений и мемориалов»;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о статусе латвийских захоронений на территории Российской Федерации и российских захоронений на территории Латвийской Республики от 18 декабря 2007 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о местах российских захоронений на территории Турецкой Республики и турецких захоронений на территории Российской Федерации от 3 декабря 2012 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о статусе российских воинских мемориалов на территории Республики Сербии и сербских воинских мемориалов на территории Российской Федерации от 10 апреля 2013 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словении о воинских захоронениях от 3 мая 2013 года;
Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств-участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов от 3 сентября 2011 года;
Нота о статусе российско-американской Комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести от 6.07.2009 г., № 3378/дса - Россия, № MFA/102/09 – США (Обмен нотами состоялся по решению президентов России и США в рамках российско-американского саммита, проходившего в Москве 6-8 июля 2009 г.).
Почему мы стесняемся применять Соглашений в целях защиты и сохранения памяти? Например, года три назад в ходе поисково- архивных исследований в отношении красноармейцев, погибших в боях за Польшу. Составленный поименный список погибших воинов, среди которых находился даже Герой Советского Союза, был направлен в адрес Управления по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, на что в ответе было указано, что вопрос требует согласования с Польским Красным Крестом. Конечно, такой ответ вызвал недоумение и в адрес Управления повторно, но уже текстом соглашения между Российской Федерацией и Польшей о захоронениях и местах памяти героев войны и репрессий, было направлено новое обращение. Увы, в ответе управления вновь были лишь одни обещания.
Рассмотрим же текст соглашения, особенно статью 6:
СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации
и Правительством Венгерской Республики
об увековечении памяти павших военнослужащих
и гражданских жертв войн и о статусе захоронений
Правительство Российской Федерации и Правительство Венгерской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь тем, что военнослужащие, в том числе попавшие в плен, и другие лица, погибшие или умершие во время первой и второй мировых войн и в послевоенный период, имеют право на достойные места упокоения, создание и уход за которыми, согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, Дополнительным протоколам к ним 1977 года и другим нормам международного гуманитарного права, должны быть надлежащим образом обеспечены,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения нижеследующие термины означают:
a) "погибшие российские военнослужащие и гражданские жертвы войн" (далее именуются - погибшие российские военнослужащие):
российские граждане и граждане бывшего СССР, входившие в состав российских и советских вооруженных сил, погибшие или умершие на территории Венгерской Республики в результате войн и в послевоенное время;
российские граждане и граждане бывшего СССР, умершие на территории Венгерской Республики в плену или в результате его последствий;
граждане бывшего СССР, насильственно вывезенные на территорию Венгерской Республики в период с 1941 по 1945 год на принудительные работы или находившиеся там против своей воли и умершие в этот период;
b) "российские воинские захоронения и захоронения гражданских жертв войн" (далее именуются - российские воинские захоронения):
места захоронения погибших российских военнослужащих, включая кладбища и участки кладбищ, а также памятники и другие мемориальные сооружения на территории Венгерской Республики;
c) "погибшие венгерские военнослужащие и гражданские жертвы войн" (далее именуются - погибшие венгерские военнослужащие):
венгерские граждане, входившие в состав венгерских вооруженных сил, погибшие или умершие на территории Российской Федерации в результате войн и в послевоенное время;
венгерские граждане, умершие на территории Российской Федерации в плену или в результате его последствий;
венгерские граждане, насильственно вывезенные на территорию Российской Федерации в период с 1944 по 1947 год на принудительные работы или находившиеся там против своей воли и умершие в этот период;
d) "венгерские воинские захоронения и захоронения гражданских жертв войн" (далее именуются - венгерские воинские захоронения):
места захоронения погибших венгерских военнослужащих, включая кладбища и участки кладбищ, а также памятники и другие мемориальные сооружения на территории Российской Федерации;
e) "содержание и уход за захоронениями лиц, указанных в пунктах a), b), c) и d)" (далее именуются - содержание и уход за воинскими захоронениями):
обеспечение сохранности воинских захоронений, поддержание их в надлежащем порядке и озеленение;
f) "обустройство воинских захоронений":
обозначение границ мест воинских захоронений и установка памятных знаков, надгробий, памятников или иных мемориальных сооружений, а также другие необходимые мероприятия.
Статья 2
1. Стороны при решении вопросов, связанных с выявлением, учетом, обустройством и содержанием российских воинских захоронений в Венгерской Республике и венгерских воинских захоронений в Российской Федерации, а также с эксгумацией останков погибших военнослужащих и их перезахоронением, руководствуются настоящим Соглашением и законодательством государства, на территории которого находятся захоронения.
Стороны также учитывают национальные, религиозные и иные традиции народов России и Венгрии, включая надписи на могилах, памятниках и мемориальных сооружениях.
2. Стороны через уполномоченные ими органы информируют друг друга о наличии и местонахождении российских воинских захоронений в Венгерской Республике и венгерских воинских захоронений в Российской Федерации, обмениваясь соответствующими списками по дипломатическим каналам.
Последующее включение в указанные списки вновь обнаруженных мест захоронений будет производиться с согласия Сторон.
3. Стороны обмениваются данными о военнослужащих, погибших в боях, умерших в плену, а также о лицах, насильственно вывезенных на принудительные работы, и местах их погребения на территориях своих государств.
4. Стороны обеспечивают защиту и право бессрочного сохранения российских и венгерских воинских захоронений, включая памятники и другие мемориальные сооружения, расположенные в Российской Федерации и в Венгерской Республике.
5. Каждая Сторона обеспечивает сотрудникам дипломатических служб и родственникам погибших российских и венгерских военнослужащих, а также другим лицам и организованным группам возможность посещения воинских захоронений в целях поминовения погибших.
Статья 3
1. Стороны обеспечат предоставление друг другу в безвозмездное пользование участков земли под воинские захоронения и мемориальные сооружения на период, в течение которого эти участки используются для этих целей.
2. Если участок земли, предоставленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, по причинам настоятельной государственной необходимости потребуется для иных целей, то соответствующая Сторона отводит другой Стороне в пользование, на условиях пункта 1 настоящей статьи, новый участок и берет на себя расходы по перезахоронению останков погибших военнослужащих, переносу мемориальных сооружений и обустройству новых воинских захоронений.
3. Выбор нового участка земли и перезахоронения осуществляются по взаимному согласию Сторон.
При отсутствии такого согласия заинтересованная Сторона по истечении двух лет с момента официального обращения к другой Стороне может принять меры по переносу воинского захоронения в соответствии с законами и правилами своего государства.
Статья 4
Обустройство российских воинских захоронений в Венгерской Республике и венгерских воинских захоронений в Российской Федерации будет производиться вне населенных пунктов, в местах, достойных памяти погибших. С целью решения связанных с этим вопросов Стороны будут заключать дополнительные протоколы.
Статья 5
1. Эксгумация останков погибших военнослужащих с целью перезахоронения их на родине будет осуществляться исключительно по просьбе заинтересованной Стороны с согласия другой Стороны.
2. Изменение места захоронения останков российских военнослужащих в Венгерской Республике и останков венгерских военнослужащих в Российской Федерации может производиться лишь в исключительных случаях по решению той Стороны, на территории государства которой данное захоронение находится. При этом другая Сторона должна быть своевременно проинформирована о предстоящем изменении места захоронения.
3. При эксгумации, осуществляемой в целях перезахоронения останков погибших военнослужащих, могут присутствовать представители государства той Стороны, останки военнослужащих которого эксгумируются.
Статья 6
1. Каждая Сторона за свой счет обеспечивает на территории своего государства содержание и уход за воинскими захоронениями другой Стороны, включая памятники и другие мемориальные сооружения.
2. Расходы по эксгумации, переносу останков погибших военнослужащих и обустройству воинских захоронений, в том числе и вновь выявленных, берет на себя Сторона, по просьбе или решению которой эти работы производятся.
3. Способы обустройства воинских захоронений, а также взаимные расчеты между Сторонами в этой связи определяются отдельными протоколами.
Статья 7
Стороны будут способствовать усилиям и сотрудничеству ассоциаций, фондов и иных общественных организаций, действующих в Российской Федерации и Венгерской Республике, в области увековечения памяти погибших, включая достижение договоренностей по осуществлению конкретных мероприятий в рамках настоящего Соглашения.
Статья 8
1. Оборудование и транспортные средства, а также материалы и принадлежности, предназначенные для обустройства воинских захоронений и ухода за кладбищами и памятниками, ввозимые на территорию Российской Федерации или Венгерской Республики, освобождаются от взимания таможенных пошлин.
2. Контроль за перемещением указанного в пункте 1 настоящей статьи оборудования, транспортных средств, материалов и принадлежностей через границу осуществляется таможенными органами в порядке, определенном таможенным законодательством каждой из Сторон.
Статья 9
В целях реализации настоящего Соглашения, а также для разрешения вопросов и проблем, требующих совместного решения, Стороны образуют смешанную межправительственную комиссию.
Статья 10
Каждая из Сторон определит уполномоченную организацию, ответственную за реализацию положений настоящего Соглашения, и проинформирует об этом другую Сторону по дипломатическим каналам.
Статья 11
Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.
Статья 12
1. Соглашение вступает в силу со дня обмена уведомлениями о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения*.
_______________
* Соглашение вступило в силу 4 июля 1996 года.
2. Настоящее Соглашение остается в силе до истечения шести месяцев со дня, когда одна из Сторон письменно уведомит другую Сторону о своем желании прекратить его действие.
Совершено в Москве 6 марта 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и венгерском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
(Подписи)
Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных договоров",
N 12, декабрь 2003 года
Так вот, есть в соцсетях интересный форум (Венгрия. Взгляд изнутри. Форум. http://www.hungary-ru.com/?mode=forum&f_id=3&id=8191).
Внимание привлекли сообщения с форума некто Зварич Владислава. «Случайно нашел Ваш адрес на форуме по Советским воинским захоронениям в Венгрии. У меня большая проблема, властями г. Сиксо, обл.Боршод-Абань-Земплен (возле г. Мишкольц, трасса Кошицы-Мишкольц) в 1999 году под видом эксгумации и переноса было уничтожено Советское воинское захоронение (600 солдат) среди них покоился мой дед Зварич Михаил Иванович 1920г.р.» И далее, «спустя 50 лет в Венгрии по отношении к нашим захоронениям хлынула не контролированная волна переносов, эксгумаций, смены памятников, надписей. Почему я использую выражение к Венгрии — хлынула волна переносов (цунами)? Посмотрите статистику по переносам в других странах (Польша, Словакия, Германия и др.), Вы не увидите такого масштаба. Действительно есть в некоторых странах отдельные случаи по переносам, но они единичны. Вы только вдумайтесь, меньше чем за 20 лет в Венгрии было «реставрировано», «перенесено» и «эксгумировано» около 600 советских воинских мемориалов. Думаю не надо всем участникам форума объяснять, какой это трудоемкий и денежный процесс, и на сколько экономически стабильной нужно быть стране, чтобы себе это позволить. Например, перенести советское захоронение (500-600) солдат с памятником, по венгерским расценкам стоит 5 000 – 10 000 $, в некоторых случаях даже удается сэкономить и вернуть деньги в бюджет. Что после такого «переноса» происходит мне удалось доказать на примере г. Сиксо…»
Насколько достоверны сведения, представленные на форуме, сложно судить. Однако в декабре 2019 года «Российская газета» напечатала статью «Спасти рядового Губина. Братская могила в центре Европы стала стройплощадкой на виду у нашего посольства» Так вот, пусть косвенно, но статья подтверждает проблемы с воинскими захоронениями советским воинам в Венгрии.
Конечно, можно привести ещё и ещё факты нашей нерасторопности, наших упущений, нерачительного отношения к защите и сохранению воинских захоронений наших отцов, дедов и прадедов за рубежом. Но разве такие свидетельства улучшат ситуацию?
Когда мы говорим о Народной дипломатии нельзя забывать об опыте и ресурсах наших ветеранов! Например, в Московском городском Совете ветеранов, наверное, есть ветераны МИДа, юристы- международники, которые могут помочь и установить связи, и пояснят что можно сделать в будущем, и помогут подготовить иски в суду тех государств, в которых происходят глумление над памятниками или их разрушение. До этого целесообразно начать розыск родственников воинов, захороненных за рубежом, чтобы от их имени или по поручению начать судебные процессы. Даже сейчас, на фоне санкций, нужно подумать возможности коллективных поездок потомков за рубеж на могилы погибших солдат!
Например, в США имеется Арлингтонское национальное кладбище - военное кладбище в пригороде Вашингтона. В настоящее время на кладбище погребено более 400 000 человек. В дни национальных праздников у каждой могилы ставится флажок США. Хороший пример для подражания и использования на зарубежных военных кладбищах, где похоронены советские воины…. Почему бы установку флажков не взять на вооружение себе? Разве короткая прогулка сотрудников наших посольств с целью возложения цветов на одну- две могилы, совершенная два - три раза в год, не оскорбляет память об остальных захороненных воинов? С этого и начинается неуважение и беспамятство!
Если мы сегодня промолчим, дадим слабину, то процесс разрушений и осквернений памятников и могил перейдёт в неуправляемую стадию во всех европейских странах, а возможно и Центральной Азии. Сейчас сохранение Памяти зависит от нашей решимости, последовательности и настойчивости.
Свидетельство о публикации №222031700850