Пространство зрелищ

               
                ПРОСТРАНСТВО ЗРЕЛИЩ

Зрелище, на латыни звучит: спектакулум, в современном звучании – спек-такль. В последние четверть века во всех науках произошёл прорыв, качест-венный скачок олицетворивший окончание эпохи индустриального общества. Наступившее настоящее обозначают по-разному: постиндустриальное общество, кибернетическое общество, и некоторые другие обозначения. Не вдаваясь в суть названий, следует отметить, что серьёзные открытия про-изошли в области археологии в частности и, в истории как таковой в целом. Сюда же можно отнести и историю искусств. На протяжении веков считалось, что театр возник в Древней Греции с известного выступления Феспида на празднествах Дионисия, в 534 году до н. э. Не отрицая данного факта, возможно, рассмотреть историю театра несколько под другим углом. Имеется в виду не собственно историю театра как такового, а одно из сопутствующих направлений. В данном случае визуальное оформление зрелища. Исходя из современных знаний, публичные театрализованные зрелища сопутствуют всю историю человечества. Наука оперирует уже не десятками тысяч лет че-ловеческого существования, счёт пошёл на миллионы. Не уходя так далеко от современности, можно рассуждать о тридцати и более тысячах лет куль-турной истории. Во многих археологических раскопках найдены предметы, не являющиеся напрямую предметами жизнеобеспечения. Повсеместно встречаются маски, выполненные из разных материалов и, куклы. Вполне понятно, что наилучшую сохранность представляют изделия из металла или обожжённой глины. Во времена неолита некие культовые действия были по-всеместны. По всей видимости, они носили некий культовый характер. Ри-туалы охоты, предшествующие ей, и по окончании в случае удачных действий. Неудачные действия означали бы голодную смерть. Допустимо предполагать, что некие ритуалы или обряды были также связаны с изменением времён года, а также посмертные обряды проводов покойника. С течением времени действия становились сложнее и более декорированы. Из ритуалов и обрядов вышли игровые, часто ролевые, костюмированные постановки. С течением времени они становились системными и в конечном итоге привели к появлению театра, в современном его понимании. Размышления о приоритете в рождении театра относительно Древней Греции носят несколько отвле-чённый характер. Поскольку культура Древней Греции сложилась под непо-средственным влиянием Древнего Египта. Культура дельты Нила одна из древнейших, но, не самая древняя. Ныне существует гипотеза об освоении территории Северной Африки выходцами с ближневосточных территорий. В частности Междуречья. Но эта, же гипотеза, предполагает проникновение развитой культуры в бассейн рек Тигр и Евфрат с территории современной Индии. Она так же допускает проникновение древнеиндийской культуры на территорию современного Китая. Хотя эта гипотеза, пока научно не доказана, тем не менее, она имеет право на существование. Алгоритм развития мас-совых зрелищных действий достаточно универсален. Пример тому, стремле-ние всех высокоразвитых цивилизаций древности к построению пирамид. Как правило, они ориентированы относительно магнитного поля Земли. Во всех культурах имеется идея перевоплощения в виде масок, ритуальных костюмов, сопутствующих аксессуаров и прочего. Опять же во всех культурах встречаются куклы, в том или ином виде. Некоторые из них приобрели мо-нументальный характер и стали недвижимыми. К примеру: дольмены, мен-гиры, каменные изваяния женщин, зверей и другие образцы рукотворной деятельности. Из них вышла монументальная скульптура, позднее принявшая станковый характер.
 В течение долгого времени, мастерство, а позднее искусство художественно-го оформления становилось всё более изощрённым и на сегодняшний день иногда кажется, что оно победило законы физики. Конечно, это не так, но не-которые постановки заставляют ахнуть. Возвращаясь к более приземлённым сферам, имеет смысл рассмотреть перспективы развития зрелищных видов искусства. К ним следует отнести театр во всех его ипостасях, различные массовые развлекательные мероприятия под открытым небом и кино. В на-стоящее время театр переживает непростые времена ввиду пандемии с сопут-ствующими ограничениями. Но, тем не менее, сложности с реализацией творческого замысла заставляют мыслить изобретательно, что в свою очередь может привести к определённым творческим находкам. Исключением остаётся классический балет и традиционная опера. Кино в последние два-дцать лет совершило заметный скачок в развитии. Законодатель мод Голли-вуд стал постепенно сдавать свои позиции. На авансцену вышли никому не ведомые режиссёры из богом забытых стран. Кинематограф из элитарного вида искусств переходит в несколькие иные ипостаси. Тотальная цифровиза-ция, удешевление приборов съёмки, компьютерный монтаж и высокая степень мобильности сделали важнейшее из искусств воистину народным. Цирк, как один из самых древнейших видов искусства, наименее подвержен концептуальным изменениям. Все успехи цифровизации бессильны перед мастерством акробата, наездника, канатоходца или укротителя тигров. В обо-зримом будущем возможны эксперименты с человекоподобными роботами. В настоящее время их антропоморфные возможности обрели немыслимых доселе высот. Не вызовет удивления, если из них будут сформированы целые труппы как в области хореографии так и драматическом искусстве. Ещё чет-верть века назад были попытки создать робота-пианиста. Недосягаемым пока остаётся вокальное искусство, вопрос насколько долго. В области эстрадного творчества началось активное исследование голографии. Возможны целые представления со светом звуком и прочим без участия не только человека, но даже человекоподобного механизма. Тем не менее, объявлять о конце искус-ства перевоплощения преждевременно. Театр, а равно и другие виды искусств не канут втуне. Театр это игра, а машины пока этого не умеют, да оно им не нужно. Даже если появится театр роботов, всё равно это будет плод фантазии человека. Машины могут научиться думать, но им не дано фантазировать. Это всегда будет прерогативой хомо сапиенс. Разумеется, новые технические возможности что-то изменят в театре, но не настолько. Когда-то театр обходился без электричества и даже без поворотного круга сцены. Какие-то театральные профессии утратят свою значимость, например, важнейший для своего времени задник, иногда расписывавшийся лучшими живописцами, всё чаще уступает место плазменному экрану. Три дэ принтер облегчит труд бутафоров в разы, равно как и освободит от головной боли реквизитора. Наверное, появятся новые закулисные театральные профессии. Правда, шить костюмы, изготавливать парики и наносить макияж всё равно будут энтузиасты своего дела. Некоторые трудности существования театра на сегодняшний день носят временный характер. К тому же, как показывает опыт, не взирая ни на что, театр функционирует. Что до различий кино и те-атра, не смотря на видимые общие корни, такие как пространство, пластика и лицедейство, есть весьма существенная разница. Казалось бы, и то и другое направление синтетического искусства представляет пространственно-временные параметры. Но, пространство в кино и театре это совершенно раз-ные явления, планшет сцены и съёмочная площадка при кажущейся схожести это разные планеты. В кино практически не бывает репетиций, в театре не бывает дублей, если актёр забыл текст, или уронил декорацию, переснять бу-дет невозможно и монтажёр тоже не спасёт. Зато актёр кино не видит, не чувствует реакцию зрителя, не считая режиссёра. Можно вывести небольшую сентенцию: кино, это иллюзион реализма, театр же, в свою очередь, ат-тракцион иллюзий. Выходя на первый премьерный спектакль, актёр  театра испытывает колоссальный стресс, но если удалось, то ответная реакция зала будет физически ощутима. Актёр кино испытывает самый большой прилив эмоций, выходя на красную ковровую дорожку. Другое дело, что не всем удаётся по ней продефилировать. Театр продолжает существовать, невзирая на трудности, напротив, они его стимулируют, будоражат, воодушевляют. Успешно прошедшие театральные фестивали 2021 года наглядное тому под-тверждение.


Рецензии