Молитва

 
                I. Что такое молитва?
 
                Введение. Молитва это дар Божий

Из всех даров Божиих самый драгоценный это дар общения с Господом, то есть молитва. Такого близкого общения с Богом, которое даровано человеку в молитве, не удостоены ни животные, ни ангелы.

Мы родились для этого бесценного дара. И если мы не откроем его, не умножим его и не очистим благодаря ему  своё сердце от страстей, то после смерти мы можем лишиться его. Вот что пишет об этом авва Дорофей:

«Когда же <душа, не очистившаяся  молитвой от страстей,> выйдет из тела, она остаётся одна со страстьми своими и потому всегда мучится ими; занятая ими, она опаляется их мятежем и терзается ими, так что она даже   н е    м о ж е т    в с п о м н и т ь    Б о г а;   ибо самое памятование о Боге утешает душу, как и в псалме сказано: „помянух Бога и возвеселихся“ (Пс.76:4), но и сего не позволяют ей страсти.»

Сострадая душам, лишившимся этого великого дара после телесной смерти и желая избежать их горькой участи, постараемся развивать его в себе, учась искусству молитвы у Святых Отцов.


      1. Молитва по своей сути есть прилепление к Богу, соединение с Ним, сочетание со Христом – то есть наивысшее благо.

«Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» (прп. Иоанн Лествичник 28; 29).

«И молитва называется добродетелью, хотя она есть мать добродетелей, ибо порождает их чрез сочетание с Христом» (Марк Подвижник, Cлово 2; 35).

«...Благодарение и славословие Бога есть самое высшее проявление живого союза нашего с Богом...» (прп. Никодим Святогорец).


     2. Молитва - самое главное дело, поскольку является исполнением заповеди любви к Богу.

«Все делание заповедей в ней <молитве> заключается: ибо ничего нет выше любви к Богу» (Марк Подвижник, Cлово 2; 96).


      3. Однако не всякая молитва является исполнением этой заповеди.

«Непарительная молитва есть знак Боголюбия в пребывающем в оной, нерадение же о ней и парение (во время ее) есть знак любосластия (пленения сердца чем-либо кроме Бога)» (Марк Подвижник, Cлово 2; 97).


                II. Как молиться?

      1. Во-первых, молитву нужно ценить превыше всего земного, поскольку она соединяет нас с Господом.

«Восстав от миролюбия и сластолюбия, отвергни попечения, совлекись помышлений, отрекись тела; ибо молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого. «Что бо ми есть на небеси?» – Ничтоже. «И от Тебе что восхотех на земли?» – Ни что иное, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе. Одни пленяются богатством, другие славою, иные стяжанием: "мне же еже прилеплятися Богови вожделенно есть и полагати на Него упование" моего бесстрастия (Пс.72:25,28)» (прп. Иоанн Лествичник 28; 25).


      2. Во-вторых, ум нужно заключать в слова молитвы.

«Доколе мы еще не имеем истинной молитвы, дотоле мы подобны обучающим младенцев ходить.» (прп. Иоанн Лествичник 28; 16) (младенцев, то есть наши умы)

«Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить может и уму нашему дать постоянство. Если ты неослабно в сем делании подвизаешься, то и к тебе приидет Полагаяй пределы морю ума твоего, и скажет ему в молитве твоей: «доселе дойдеши и не прейдеши» (Иов.38:11). Духа связывать невозможно; а где Создатель духа сего, там все Ему покорно» (прп. Иоанн Лествичник 28; 17).

«Молитва не совершенна без мысленного взывания. Нерассеянно вопиющий ум слышит Господь» (Марк Подвижник, Cлово 2; 33).

 Что нужно знать о словах молитвы, в которые надлежит заключать свой ум?

«Имя Божие есть Сам Бог. Посему призовя только имя Господа ты призовёшь Господа, спасителя верующих, и спасёшься. Молящийся, имя Господа, или Богоматери, или ангела, или святого да будет тебе вместо самого Господа, Богоматери, ангела или святого. Имя Богоматери есть сама Богоматерь, имя ангела — ангел, святого — святой. Когда ты про себя, в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы или Господа Саваофа или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа. В нём его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему имени» (прав. Иоанн Кронштадский).

Как святые  объясняют эту нераздельность имени Божия и Бога в молитве?

«Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он   в е с ь  бывает в одном имени Троица или в имени Господь, в имени Иисус Христос» (прав. Иоанн Кронштадский).

 В какие слова молитвы Иисусовой нужно заключать ум? Первое слово: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий" - это как одно целое сам Бог, второе: "помилуй мя грешного". Между этими словами возможна маленькая пауза. Не нужно заключать ум отдельно в каждое из слов, называющих Бога. Поэтому опытный в этой молитве пишет своей ученице:  «Ты пишешь: "Слова молитвы и Господь соединились, и как бы нераздельно Сам Господь." Тут ошибки нет, так и должно быть» (схиигум. Иоанн Алексеев).


      3. В-третьих, внимание нужно держать в верхней части груди.

«Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание – душа молитвы»* (схиархим. Иоанн Алексеев).
<Этим вниманием в верхней части груди  и нужно прилепляться к милосердному Богу.>

-------------------
* «Заметь еще: быть вниманием надо в сердце или внутри персей, как говорят иные отцы, именно – немного выше левого сосца, и там повторять молитву Иисусову. Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно – подымись с того места и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди. После опять сойдешь над левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни покажется тебе слишком простым и мало духовным» (Невидимая брань). 


     4. В-четвёртых, что происходит во время молитвы с сердцем?

«На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать» (схиархим. Иоанн Алексеев).

«Нерассеянно молящийся ум сокрушает сердце (точнее утесняет сердце, которое привыкло рассеиваться и в этом находить отраду) . «Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,;19)» (Марк Подвижник, Cлово 2; 34).
А сокрушенное сердце сочувствует покаянным словам молитвы.

«Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями» (авва Дорофей). Такое ограничение сердца сокрушает его своеволие и делает его смиренным.


    5. Краткое обобщение сказанного.

«Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого. Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам. Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание – душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику» (схиигум. Иоанн Алексеев).

 «Ты пишешь: "Слова молитвы и Господь соединились, и как бы нераздельно Сам Господь." Тут ошибки нет, так и должно быть» (схиигум. Иоанн Алексеев).


                III. Молитва должна пердварять всякое дело

Молитва должна быть не только главным твоим делом, но и началом всякого твоего дела, «чтобы по Богу было начинание твое».

Поэтому «Всякое дело учись предварять молитвою» (схиигумен Иоанн Алексеев).
Например: «Господи, благослови, Господи, помоги» и верь, что Господь поможет.


«Во-первых, Бог, как ведомо нам, есть начало, середина и конец всякого блага. Благо же ни в действие прийти, ни уверовано быть иначе не может, как во Христе Иисусе и в Духе Святом» (Марк Подвижник, Cлово 1;2).

«Да начальствует над всяким начинанием твоим Начальствующий над всяким благом, чтобы по Богу было начинание твое» (Марк Подвижник, Cлово 1; 5).

«Что ни сделаем без молитвы и благой надежды, то после окажется вредным и (по крайней мере) несовершенным» (Марк Подвижник, Cлово 2; 36).

«Во всяком деле имей присущею молитву, так как ничего не можешь сделать без помощи Божьей» (Марк Подвижник, Cлово 2; 94). То есть не только перед делом, но и во время исполнения его прибегай к молитве. В том числе и во время Богослужения.

(Исключением для начинающих является вождение машины и работа за станками, то есть там, где требуется особенная концентрация.)

«Произнесение молитвы Иисусовой не только не отвлекает от Богослужения, а таинственным образом освобождает путь, прегражденный телесною нашею оболочкой для усвоения церковной молитвы сердцем и разумом.Поют песнопения. Внимай словам их. Участвуй в каждом движении совершающегося Богослужения. Но мысленно за всем этим говори:

                Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

И слова эти не только не отвлекут тебя, не только не заградят путь для усвоения слов и действий Богослужения, а напротив, как бы возьмут их и подымут и силою своею вложат в самую твою душу. То, что проходило без внимания, поразит тебя своим величием. То, что слушал с любовию, вызовет священный трепет. То, что умиляло, исторгнет слезы. Молитва церковная раскроется для сердца во всем своем величии и значении, и сердце примет ее и одухотворится ею» (Протоиерей Валентин Свенцицкий).

«Нет ничего сильнее молитвы к стяжанию содействия Божья, и ничего нет полезнее ее для благоугождения Богу» (Марк Подвижник, Cлово 2; 95).


                IV.  Что ещё нужно знать о молитве?

        1. Признаки настоящей молитвы

«Признак настоящей молитвы — в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и в том, чтобы сознавать себя ничтожной и взывать ко Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее» (схиигум. Иоанн Алексеев).


       2. Желающему научиться молиться нужно знать...

Чтобы научиться молиться недостаточно изучать молитвенное делание по книжкам.

«Благолепие молитвы нельзя познать от одного учения. Ибо она в самой себе имеет учителя – Бога, «учащаго человека разуму», «дающаго молитву молящемуся и благословляющаго лета праведных» (преп. Иоанн Лествичник, Слово 28, глава 64).

Итак, «Господь дает молитву молящемуся» (схиигум. Иоанн Алексеев).


        3. «Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы».

«Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые Отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочие добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: «Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы» (схиигум. Иоанн Алексеев).


      4. Понуждай себя к молитве

«Ты исполняешь по 100 и утром, и вечером; довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил, в верхней части груди» (схиигум. Иоанн Алексеев).


       5. Не дерзай просить у Господа умно-сердечной молитвы

«О непрестанной и умно-сердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзай просить у Господа — такое состояние бывает у очень немногих, «едва ли обретешь из тысячи одного человека», — сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись — она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность. Ты еще юная телесно и духовно. Святой Лествичник пишет: «Раскрой у новоначального душу — и увидишь неправильное желание непрестанной молитвы, всегдашней памяти смертной и совершенного безгневия, — такое состояние только у совершенных» (схиархим. Иоанн Алексеев).

     Три степени молитвы (Разъяснение)

«Молитва имеет три степени: 1-я устная, 2-я умная, 3-я умносердечная. 1-я устная произносится устами, а ум гуляет, 2-я умная молитва, ум надо заключить в слова молитвы. На сердце нажимать вниманием не надо; если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. 3-я умносердечная молитва – достояние очень редких и дается глубочайшее смирение. Страстный не должен дерзать к такой молитве, говорит св.Григорий Синаит. К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет, умиление и теплота сердечная, остановись на этом пока это пройдет. Все же думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Вот, что еще сообщу на всякий случай: если теплота пойдет далее по всему телу, такая теплота не кровяная, а духовная, то слезы польются просто струей и люди будут казаться просто ангелами, в такой момент на ногах уже не устоишь, надо ложиться или садиться: если это случится в церкви, надо скорее выходить вон, другие, не знавшие и не испытавшие подобных явлений при молитве, сочтут за прелесть. Это не прелесть, а небесный гость посетил» (схиархим. Иоанн Алексеев).

«Молитву умную надо проходить под руководством опытного человека, который сам знает это дело опытом» (схиархим. Иоанн Алексеев).

     Какое изменение постепенно происходит в молитве?

«Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал, говоря: "Сыне Давидов, помилуй мя!" (Марк.10;48)»(Марк Подвижник).

«Этот же (такой же) прежде слепой, когда прозрел и увидел Господа, уже не называл Его сыном Давидовым, но исповедал Его Сыном Божьим и поклонился Ему (Иоан.9;35–38)» (Марк Подвижник).


         6. «Лучше недомолиться, чем перемолиться.»

Начинающим нельзя начинать молиться сразу по целому часу. Лучше разбить этот час или полчаса  на несколько молитв в течение всего дня.
 

        7. Кроме упражнения в молитве Иисусовой можно заниматься также чтением псалмов и акафистов.

«Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты — читай их, если есть время» (схиигум. Иоанн Алексеев).


        8. На работе и при людях

«На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, т. е. иметь память Божию, что Он тут.»  «Молитву Иисусову или память Божию одинаково Бог приемлет. При твоей жизни для тебя удобнее иметь память Божию. Молитву умную надо проходить под руководством опытного человека, который сам знает это дело опытом» (схиигум. Иоанн Алексеев).


                9. Оптинские старцы о  молитве Иисусовой

«Во всех твоих искушениях старайся удерживать молитву. Если не можешь произносить полную, то есть всех слов молитвы Иисусовой, то можешь повторять: «Иисусе, Иисусе», — это не возбраняется и святыми отцами не отвержено. «Именем Иисуса бей ратники», — говорит Лествичник. Велика сила этого имени» (преп. Амвросий Оптинский).

«Не забывай самого важного — моего тебе завещания: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицею помилуй мя. Знаю,  в  н а ч а л е,   э т о    д е л о   т р у д н о е,   но за то узришь свет и радость. А без сего делания тяжка и безотрадна жизнь иноческая, если продлится. Правда, трудно: но вникнуть, тут особого нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а сама все: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!»   (Преп Анатолий Оптинский).

«Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, то есть на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно. Главное — держись Иисусовой молитвы, иногда устами, а иногда умом. Это со временем слюбится, а, в начале, правда, иногда бывает и трудно» ( прп. Макарий).

«Молитвой Иисусовой нужно молиться всем и отгонять помыслы, но не искать ничего, кроме помилования; а Господь, даяй молитву молящемуся, даст и умную молитву, по слову Петра Дамаскина; а то у врага много подсад и подвижников обольщать под видом истины ложными действиями» ( прп. Макарий).


           10. О прошении Господней молитвы «Да будет воля Твоя».

Прошение Господней молитвы «Да будет воля Твоя, яко на небесии и на земли» имеет троякое значение:

   1. Да будет воля Твоя для нас так же желанна, как она желанна Тебе и Твоим  ангелам.

   2. Да посвятим себя  исполнению Твоих святых заповедей, в которых открыта нам Твоя святая воля.

   3. Да предадим себя и своих близких всецело Твоему Божественному Промыслу о нас, едине Человеколюбче.

Без первого не получается второго, а без второго – третье бывает неустойчиво.



 


Рецензии
Владислав, очень важно и нужно то, что Вы привели и от подвижников и от себя
Профессор Осипов

много раз говорил, что люди не умеют молиться и это-большое
горе. Хотелось бы, чтобы это Ваше произведение стало настольным.
Ваш

Владимир Зуев 6   29.04.2023 07:00     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Владимир, за отзыв и понимание.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   29.04.2023 10:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.