Е135 Пушкин Онегин Сон Тани 12

Пушкин Онегин
  Сон Тани 12
Заметки о танином сне в 5ой главе романа Евгений Онегин

Акценты и аспектации прочтения 5-ой (центральной) песни Пушкина (АСП) в романе "Е.О," по Гер-шензону М.О.:

1. Сон – это эпицентр романа, это его Перекресток, это план следующих песен и их концепция

2. Все печальное и роковое в жизни и романе трагично – это зеркало души АСП

3. Глава (пиеса 5ой главы) имеет 3 важных акта, разделение на которые имеет свой смысл:
(а) описание ясной радостной природы и сравнительное описание мрачного потустороннего
(б) гадание (неудачное, ибо духами или хтониками в показе будущего Тане отказано!, а от решающего гадания в бане АСП Таню (себя?) уберег, сославшись на Светлану Жука
(в) реальное гадание из-за риска реализации заменено вещим сном – путешествием Туда по схеме Данте – с проводником из леса в бестиарий
(г) пиеса содержит прогноз – убийство поэта Ленского и тайну «героя» Онегина, представленного Хозяином пира бестий потустороннего мира, гея (кума) и вампира (? а иначе зачем он положил бесчувственную покорную Таню на шаткую скамью, склонился над и устремился к ее плечу… тут пошел Ленский…)
 
4. АСП жалеет юную Таню – он не позволяет ей ворожить в бане (точнее – сам боится посетить ритуал вместе с Таней!), он всякий раз лишает Таню сознания, отправляя в «бесчувствненно-покорное» состояние к моменту необходимости принимать важное и рискованное ответственное решение (кроме перехода чрез дрожащий, губительный мосток чрез Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой (т.е. поток метафизический, чудный, волшебный с источником в Потустороннем …

5. вся песнь 5-ая окутана печальной мглой и аурой трагедии и читается как заупокойная молитва по гибели героев роман, который замышлялся автором всего лишь как жанровый диалог и поэтическая штудия.э
Дешифровка символов главы: символ – это не одно слово существительное, надо использовать в паре с прилагательным: день чудесный, розовый снег, предчувствий горестных, чудный сон, губительный мосток, пустынный снег, жалостный напев, печальной мглой, лесная дорога и шалаш убогой…
 
Ре-изюм с курагой и кальвой:
5 глава (песнь) - важный элемент в конструкции РОЦ АСП, начатый им с переживания первого духовного кризиса в 1823, запечатленного в Демоне - фундаменте подвижничества, подвИга и Памятника.
Заметка о неудавшемся плане:   замысел: важно было показать какое значение имеет конструкция 5ой Песни_ прекрасная страна Явь - Гадания на святки (тревожные, опасные и для Тани недоступные: она очень хотела, но боги сокрыли) - Сон : печальный мрачный губительный потусторонний мир Запредельного - намеки на тайну Онегина = многовариантную = тут и бестиарная сущность – вариант злобного гения из Демона?, и кумовская (гейская?), и вампирская, и в итоге – пародийная по сути сущность ...
 
I - Гадание
0. Нештатная зима – необычное природное явление = как символ тайнописи мистики главы
В тот год осенняя погода
Стояла долго па дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
1. Противопоставлены ясные картины Яви и мрачные картины Гаданий и Сна
мороз и солнце, день чудесный,…, Сиянье розовых снегов,
и
мгла крещенских вечеров
2. Татьяна верит приметам, она суеверна до предела плоти тела и потому и в этом она русская душою
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
***
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
***
3. Но, в отличие от Розовых очков с сияньем розовых снегов,
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров
Приметы связываются у Тани русскою душой с тревогой и предчувствием беды, с ожиданием несча-стья:
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
***
Она дрожала и бледнела.
***
В смятенье Таня торопилась
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
 
Но: опять русское или “Если…» или “Но…”: в ужасе Таня находила ТАЙНУЮ прелесть – она понимала, что именно за дверью входа в потаенный (эзотерический, мистический, сокрытый) мир, кроется картина подлинного бытия, а он ужасен лишь потому, что не подвластен:
Что ж? Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так нас природа сотворила,
К противуречию склонна.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;…
Мотивация, несмотря на мрачные предчувствия, участия в святочных гаданиях основана на надежде:
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Ритуал Гадания Тани:
1. Внешний мистический фон природы на третью ночь января и начало святок – звездами гадатель-ными:
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
2. Зеркальце, что ранее лежало под пуховой подушкой, наводится
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная лупа…
Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.
Луна ничего ей не показала и в зеркале не отразила… а проходим - символом суженого - оказался Агафон Код имени рассмотрен ранее – см. раздел III. Бред-литературовед:
 
Гадание Агафон – попался он!
Агафон – драматург и стихотворец, хозяин дома, в котором происходит симпосион и разворачиваются диалогические и монологические сцены застольных бесед (симпосий) в тайнописном творении Симпосион(Пир) Платона, а не просто добрый грек Агафос! И вот изюминка кода Агафона: он гей – он любовник Алкивиада, который пытался возлечь с Сократом! Но все (как всегда у мужиков) только перепились.
 
Так не убедилась ли Татьяна: ее избранник Евгений – гей? Эти 3 буквы – в со-ставе имени Ев-Ге-ни-Й! ой, Ноу чую! Как гворыца в инструкции метрополите-на: Юноши и девушки, в вагонах не спите с открытым ртом и не присло-няйтесь к дверям!Это полбеды, что и Алкивиад, и Агафон, и Сократ – геи. Это их неприличное, но личное тело и дело. Суперзанятно иное: речь Агафона в пиесе Платона посвящена…совершенству Эрота!

После Аристофана речь на пиру держит хозяин дома, стихотворец Агафон. С истинно поэтическим пылом он воспевает благие свойства Эрота: красоту, вечную молодость, нежность, гибкость тела. Бог любви, по словам Агафона, не терпит в вызываемой им страсти никакого насилия. Чувствуя в какой-либо душе грубость, он покидает её навечно. Эрот даёт человеку справедливость, рассудительность, храбрость, мудрость в мусических искусствах – и в порождении всего живого. Любовь, считает Агафон, – самый достойный вождь, за которым должен следовать каждый. Речь Агафона вызывает бурное одобрение у участников пира. Хвалит её Сократ, но так, что в его словах слышится и сдержанное противоречие Агафону. Иронично заметив, что прекрасная похвальная речь равносильна приписыванию её предмету как можно большего числа прекрасных качеств, «не думая, обладает он ими или нет», Сократ заявляет: сам он сейчас будет говорить об Эроте только правду. В своей речи на пиру Сократ прибегает к излюбленному им диалектическому методу майевтики. Платон описывает, как вступая в диалог с Агафоном и задавая ему искусно связанные друг с другом вопросы, Сократ мало-помалу вынуждает поэта отказаться от многого только что им сказанного. Любовь, говорит Сократ на пиру, – это пылкое стремление к чему-то. Но горячо желать можно только то, в чём имеешь нужду – то, чего у тебя самого нет. Раз Эрот есть любовь к красоте и благу, то из этого неопровержимо следует: сам он красоты и блага лишён. Это, правда, не означает, что Эрот зол и безобразен, ибо тяга к благому всё же неизбывно ему присуща. Эрот, скорее, находится посередине между этими крайностями. Раз он не обладает полнотой жизни, а лишь стремится к ней, то его нельзя считать и богом. Гений любви – нечто среднее между бессмертным и смертным. Пребывая между людьми и богами, Эрот заполняют промежуток между теми и другими, связывая человеческую природу с божественной.
 
Вот, фра, какой курьез эротизма…и суперматизма: знал ли об этом вездесущий НВН? Агафон у Платона – хозяин Дома (Управитель астролога), поэт, гей и эротоман = уж не пародия ли он на Агафона в Е.О. В ФЭБ уГина Я.И. в комментариях к ЕОоб Агафоне и Агатоне есть все. Но Агафона от Платона нет. Ибо опасен нам был его душевный идеализм –за чтение грозила каторга в лагерях ГУЛаГа.
Ре-изюм: платоновский Агафон в ЕО – это сигнал: скоро Татьянин эротический сон!
Эпитафия: не плачьте о нас, уже умерших – плачьте о себе, о живущих – вам еще предстоит умирать…
 
АСП подает сигнал с кодом «Агафон! = из Платона он … с пира с диалогами и речами о Любви эн-полой и гимнами Эроте Эторе…Вот какая хистори! То есть АСП уведомляет – входим в храм Эроса: тут только о любви и сексе. Вот и Таня выскочила с гаданий на воске в одном исподнем на мороз – остудиться и встретить суженого. Кто ж он? Агафон! Эротоман, поэт и гей. Что нам этим агафон-мегафон-посланием тайнописнул АСП? Версия: ЕО и ВЛ = пара геев! Женя спровоцировал горячеголового Вову и убил его хладнокровно кровно наповал на дуэли. Это чтоб Вова не успел проболтаться об их гей-шалостях: иманно этой молвы и боялся Ев-гений! И именно этой находке своей в кабинете Жени изумилась Таня: Уж не пародия ли он?

Так на кого Женя пародия? За почти 200 лет ушкиноеды не смогли расшифровать этого кода «на кого пародия». Ответ прост: на мужчину! Ибо Женя – гей! А все Агафон….и Платон с его эйдосами.

Бородачевы: В смерти Ленского Пушкин предсказывает не только обстоятельства своей смерти, но и точную дату. Дуэль Ленского происходит на второй день после Татьянина дня по старому стилю, а дуэль Пушкина на второй день после Татьянина дня по новому стилю. Если это не простое совпадение, то своей смертью Пушкин свидетельствует не только знание своей судьбы, но и будущего. Ведь переход на новый стиль произойдет лишь в 1918 году. Прочитав наше толкование "Руслана и Людмилы", решите сами, пророк ли Пушкин?
 
3. Идите в баню! От гадания в бане автор Таню освободил – это слишком страшно даже для таких отчаянных – у них свой предел риска –
в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне ...
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть,
С Татьяной нам не ворожить.
все откладывается до … сна! На самом деле к гаданию Таню не допустили хтонические божества. А за что про что о том неведомо и автор об этой тайне ни гу-гу… даже не намекнул, ибо злобный гений уже в 1823 «на югах» в Демоне ему шепнул: В область Хаоса, Мирового Духа, Князя Мир и Праматерей даже Мефисто вход заборонен = тут твои шутки и пародии неуместны и просто опасны…
II - СОН как будущая Явь = вещий
Подготовка к чудному сну:
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло все. Татьяна спит.
Татьяна снимает поясок (автор оберег отверг ...важно!) … раздевается … над нею вьется (как змей?) Лель… (прим. Лель — по представлениям польской и русской «кабинетной мифологии» раннего Нового времени (XVI—XIX века), славянское божество любви и/или брака).
1)
И спится чудный сон Татьяне.
Сон не простой – ЧУДНЫЙ (необычный)– не от чудесности чудес розовых снегов, а от чудищ мрачных видений потустороннего мира= чудныйсон – такой сон не разгадывается по соннику, это поход в запредельное!
 
2)
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
Символы первые сна – снеговая поляна и печальная мглапотустороннего мира = нечто трудно пре-одолимое (снежная пустыня – пространство безмерного однообразия) и заведомо печальное (несчастное), сокрытое мглой или неясное во мгле
3)
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
4)
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.
4а. Поток водный не простой – он не скован зимой… ОН тот же, что потом в описании могля Ленского:
И слышен говор ключевой
4б. Поток, Мосток из двух дрожащих жердочек- Это обозначение Перекрестка Судьбы (ПС) с преду-преждающей Преградой– перейдешь мосток и далее неотвратимое и необратимое путешествие в Запредельное - мосток то гибельный из хрупких жердочек – переход по нему равнозначен погибели из-за необратимости отдать себя во власть Запредельного, не подчиняющего законам страны Яви.
4в. Таня остановилась – автор подчеркивает, что решение Тани идти с ПС далее в Запредельное не молниеносное и случайное, а обдуманное и осознанное не просто из любопытства: Луна Тане ничего не показала … и теперь за знанием надо отправиться в Запредельное через сон, понимая или догадываясь – не без последствий…
 
5)
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
В традиции путешествий Данте в Запредельное чрез Ад и Чистилище в Рай путнику нужен проводник. У Данте это был поэт Вергилий – проводник должен быть одного строя души. Проводником Тани стал … ревущий косматый взъерошенный медведь … этот код ушкиногрызами так и не отгадан и шифр не найден.
Очевидно, что с т.зр. символизма Проводника медведь в танином сне им явился зверь : версия: это означает, что Таня сама – бестия и она попадает со зверем (best) в потусторонний бестиарий… куда ей и дорога в поисках не суженого вовсе, а шибко желанного – Ев-гения…
6)
Кряхтя, валит медведь несносный;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Лес. Данте также начинает свой вояж в лесу…су-мрачном и с проводником, с которым родство душ … Только в Б.К. Данте рад проводнику, в Таня страшится медведя… ей невдомек, что она – бестия и место ей в зверинце. Точнее сон ее ведет туда, где обитель и мир души Жени…, о пародийности которого Таня еще не догадывается, но за этой догадкой она идет и даже бежит, гонимая несносным проводником. В той погоне и бегстве по глубокому снегу леса Таня достигает классического состояния испытуемого в сновидении.
Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна, …
Но над этими сценами
Сияет луч светил ночных
– сцены всех актов сна освещены сакральным светом ночного неба – это светофор или симафор с зеленым разрешающим сигналом света
 
7)
Не шевельнется, не дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой;
Кругом все глушь; отвсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: «Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!»
И в сени прямо он идет
И на порог ее кладет.
Последовательность символов сна: Лесная Дорога (Таня – не первая туристка); Шалаш Убогой - с милым и в шалаше… хорошо… бывает… но недолго и первое лишь время бракования, Шалаш – это место пребывания нечистой силы, дьявольский мир, где Онегин – Хозяин, кум медведь = персонифицированная животная по-хоть; Пустынный Снег - возможно метафора бездушности … картина сплошной снежной пустыни, царства тре-вожного однообразия; Кум символизирует проводника к Хозяину шалаша – штаб-квартиры бестиария – Медведь и Хозяин - сродственники, кумовья! = одного поля ягодка и Таня тут очевидно не совсем чужая… и не случайная гостья = а вот своя она или жертва … еще погадаем = сон то, гады – гадательный и вещий… Важно: Кум (кума;) — крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу и по отношению к родителям крестника (крестницы). Кого Медведь и ЕО могли крестить…или ЕО не кум!? Кто был крестником (крестницей), вторым кумом и кумой? Кто кому стал крестным – духовником, духовным наставником? Нюанс народного предания и его мудрости: Кум и кума – одна сатана? «Что за кума, что под кумом не была?!» – поет народ веселенькую песню. Смысл этой фразы предполагает, что между крестными родителями ребенка приветствуется сексуальная связь! У кого и с кем медведь имел сексуальную связь? Тайна Пушкина. Итак, одна версия преданий старины глубокой – медведь и Евгений = кумовья = крестники. Но для кого Женя мог быть духовным отцом!? Тогда остается вторая абс пародийная версия о сексуальной связи кумов в квадриге кумовья. ЕЕ предельная идея – медведь и Женя = гей-пара!
Самый же важный аспект или символ этого фрагмента сна – ПОРОГ. Это граница предела областей в не прояв-ленном потустороннем мире – граница в загранице, отделяющая «своих» или допущенных, но оставленных на Пороге как профанов у Дверей в «Святая Святых» Запредельного пространства «узкого круга своих» для Мирового духа и Праматерей. Это мир имеет свой разграниченный доступ. Порог также есть символ границы между своим и чужим (внешним), границы между двумя разными мирами, прохода от внешнего профанного пространства к внутреннему сакральному, вхождения в новый мир. Порог – граница зоны запрета у Двери, у Врат.
 
8)
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Медведь удалился, животный страх покинул Таню, она пришла в себя и бабье любопытство ведет ее к щели(очевидно в двери из сеней в избу… странно но шалаш вдруг стал избой…и судя по всему пятистенкой!)
А в избе – пир в бестиарии и Хозяином его является Онегин, который уже ждет свою жертву, ибо наблюдает танино подглядывание в заветно-запретную щель в Двери, отделяющей своих посвященных от профанов:
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.
9)
Последующие символичные видения во сне: попытка Тани открыть Дверь, переступить разграничи-тельный порог и войти чрез Врата Ада в бестиарий - шабаш бестий, т.е. их бурное возмущение не-санкционированным доступом непосвященной – безволие Тани на шаткой символичной скамье – попытка Жени укусить Таню (прокусить шею и обратить – сделать обращенной) - явление помешавшего обращению Ленского и его убийство Женей – знаменитый странный женин окрик = МОЁ … и пробуждение в ужасе от вещего сна.


Рецензии