Автопарк

24 мая 1988 года вышел «Закон о кооперации в СССР» и впервые за 70 лет,  с чем все годы боролась Советская власть, было разрешено создание частных предприятий, а через 4 дня, после 26 лет службы офицером, пришел приказ министра обороны о моем увольнении из рядов СА.
 
В стране шла " перестройка " и никто не мог  представить, что через три года   произойдет развал Союза и крах планового ведения хозяйства.

В первых числах декабря 1988 года с целью поиска площадей для работы организуемого кооператива, поехал в поселок Коммунар Гатчинского района, где строилась большая  фабрика по переработке макулатуры и изготовления из нее картона.

Пришел в управление, представился секретарше и попросил встречи с директором. Директору Ленинградской картонной фабрики ( ЛКФ ) вкратце рассказал о пройденной службе офицером и моем 4-х месячном опыте работы на Кировском заводе.

Убедил, что создаваемый кооператив имеет гарантированный источник сырья -  промышленные отходы  Ижевского завода «Пластмасс» и проверенный  рынок сбыта в Ленинграде, простого товара -УТЕПЛИТЕЛЯ для окон, но мне нужны площади для работы.

Заключив на 5 лет договор о сотрудничестве госпредприятия с кооперативом,  приступил к работе.

Обустройство цеха в пустовавшем коридоре фабрики, проходило под затаённым, любопытствующим вниманием слесарей ремонтно-механического цеха (наших соседей )  - чем закончится эта  затея?

Кто–то в поселке Коммунар запустил бабскую сплетню - директор фабрики и председатель кооператива являются родственниками (фамилии обоих на букву Х ).

Выгоду созданного кооператива оценила умная женщина, начальник экономического отдела.

Чтобы не отвлекать работников цеха ТНП ( товары народного потребления ) на выполнение небольших  государственных заказов, от которых  зависело начисление Главком ежеквартальной премии, убедила директора передавать их ПАСЫНКУ- кооперативу «ЭКССПОРТ » созданному при фабрике.

Директор, под честное слово председателя, разрешил отпустить со склада картон и  сдать в аренду станки для выполнения поступившего заказа – изготовить фабрике им. Бебеля, крой коробок для поставки в торговлю женских сумок.

Нанял (под честное слово ) 5-6 работниц и они оставаясь вечерами в цеху, выполнили заказ.
 Расплатившись с ними за труды, а с фабрикой за картон и аренду станков, получил первую прибыль в 2500 руб.( в ценах тех лет!)

Имея первые заработанные деньги, полетел в Ижевск и в кассе завода «Пластмасс» оплатил наличными, за поставку вагона отходов в адрес ЛКФ.

Прибывший через неделю вагон (800-900 кг отходов), с Олегом, моим помощником, разгрузили в наш цех и стали вместе учиться, как распутывать эти рулоны (самое трудоемкое !),резать их на полосы и упаковывать в пакеты для поставки в магазины: НАШ  товар - УТЕПЛИТЕЛЬ  для окон.

ПОЛОСКИ из ОТХОДОВ! промышленного производства ( пенополиэтилен)-
 длиной 10 п/м, шириной 2 см и толщиной 1 см, -  ЦЕНОЙ 3 руб за одну упаковку      ( стоимость бутылки водки- жидкая " валюта" тех лет), дали возможность за ДВАДЦАТЬ ЛЕТ работы ПРИОБРЕСТИ целый АВТОПАРК грузовых и легковых машин.

 НИЗКАЯ стоимость сырья ( отходы промышленного  производства  от которых завод не знал как избавиться!), ДЕШЕВЫЙ ( неквалифицированный ! ) рабочий  труд, ВЫСОКАЯ цена товара при большом спросе, СОЗДАВАЛА ПРИБЫЛЬ в тысячи процентов и кооператив никогда не был в убытке, а работники всегда имели достойный заработок.

За ПЕРВЫЙ 1989 год работы, ПЕРЕРАБОТАВ не менее ТРЁХ вагонов ОТХОДОВ  и  создав новые  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – изготовление КРОЯ  КОРОБОК  и  ПОСТАВКА     МАКУЛАТУРЫ фабрике, кооператив произвел товаров и оказал услуг на 940 тыс.руб.

ПРИБЫЛЬ от реализации утеплителя ( нашего «КОРМИЛЬЦА» ! ) с лихвой покрывала все издержки и то, что отдельные  работники в личной тетради, заполняемой в конце рабочего дня приписывали себе лишнее,  нарушая 8-ю заповедь Христову         
(Не укради!) я, разумеется, догадывался.

Кооператив – СКОЛОК российского общества и в нём работали простые, воспитанные за все годы советской власти - советские люди и каждый решал сам: жить во грехЕ, или быть честным человеком.
 
Главный бухгалтер фабрики  предложила  купить списанный УАЗ-к  за 82 руб.
 Гатчинская налоговая инспекция нашла нарушение - списанная машина  продана  кооперативу с коэффициентом 1,  тогда как ( «забота » нашего государства! ), должна  продаваться с ПОВЫШАЮЩИМ коэффициентом 2.
Оплатил в кассу фабрики ещё 82 руб и закрыл вопрос.

Для хранения и перевозки нашего товара, рабочие РМЦ за один день
( вот что делают деньги !)сварили  металлический кузов и установили на УАЗ –к.

Первый товар стали поставлять в ближайшие магазины  Коммунара, Павловска и  Пушкино.

Семен, СЛУЧАЙНО ! встретившийся в жизни ( одногодок, с разницей в возрасте всего на 3 ночных горшка ),стал незаменимым ПОМОЩНИКОМ и моим ЗАМЕСТИТЕЛЕМ.
 Первые два года,в начале  90-х  годов, ещё не решался уйти из автопарка и продолжал работать ТАКСИСТОМ.

 Утром приезжал ко мне домой на пр.Ветеранов,42 и мы ехали в Коммунар.

 «Волгу » оставляли у цеха на территории фабрики, грузили свой товар, Семён садился за руль УАЗ-ика и мы ехали развозить по магазинам.
Я заключал договора, оформлял накладные и получал деньги.

Утеплитель для окон ( в магазинах ничего не было !) шел нарасхват, только поставляй!
Рядом расположены Колпино, Тосно, Красное Село, Гатчина - делали за день 2-3 ходки.

В УАЗ-ик грузилось до 20 пакетов,это тысяча упаковок, стоимостью 3000 руб.

Если в каждом магазине ждать, когда продавцы принимая товар сосчитают до 100 - 200, а в случае ошибки, начнут пересчитывать ЗАНОВО, то для нас реальными стали слова :  ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ !

Продавцов убедил: « В случае недостачи - в следующей раз при поставке, даю  товаром в 3 раза больше !»
Были случаи ошибок наших работников, но всё возмещал с лихвой ( товара было много и сам себе  хозяин ! ) всегда давал продавцам  "подработать", так что  обиженных никогда не было.

Отношение населения к создаваемым  кооперативам в 90-е годы было наше, рабоче-крестьянское - "все мы  воры, спекулянты  и сволочи".

Однажды, чтобы не ехать после работы ночью на фабрику,  оставил под своим окном   на пр. Ветеранов  наш УАЗ-к с товаром и был наказ.

 Какой –то злопыхатель, из окна 9-и этажного дома, сбросил на машину банку с  белой масляной краской. Обошел квартиры, но разве кто признается.

В 1989 году связи фабрики с поставщиками сырья только налаживались и чтобы не остановить  отладку  технологического  процесса  производства картона, фабрика была рада любому количеству макулатуры.

Директора хозяйственных магазинов, для вывоза мусора заключали договора с  спецтранспортом.
 Когда нет заинтересованности в работе, то всем на все, наплевать!
Мусор грузился вместе с макулатурой ( ценное  СЫРЬЁ  для фабрики ! ) и   вывозился на Южную свалку ( рядом с городским кладбищем).

Макулатура собираемая пионерами и населением, имела установленную государством  закупочную цену 2-3 коп. за 1 кг.

Сдав её, получали ТАЛОНЫ на ПРАВО КУПИТЬ! появившиеся тогда в торговле книги    « Королева Марго », « Три мушкетёра » и пр.

Директор фабрики предложил: « Возвращаясь из города на машине,  привозите   сколько возможно макулатуры и я буду платить ! »

Прибыль получаемая за одну упаковку утеплителя 3 руб., не шла ни в какое  сравнение с макулатурой 5-7 коп. за 1 кг, которую платила фабрика.

В конце 80-х годов бензин марки А-72 стоил 70 коп. за 1 литр,  но его ещё  надо найти и знать в городе места заправок, выстояв очередь.

« Порожний рейс, стране убыток !»
Доплачивая рабочим магазинов за сортировку отходов, стали забирать картонные коробки и бумагу.

 Директора магазинов, уменьшив расходы за вывоз мусора нам говорили    «спасибо», а фабрика, за поставленную макулатуру перечисляла деньги на наш  расчётный счёт. Круг замкнулся, все были довольны.

Первая сдача макулатуры показала ДОХОДНОСТЬ такого ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, но для получения ПРИБЫЛИ необходимы большие ОБЪЁМЫ поставок и грузовые МАШИНЫ.

Директору Павловской типографии, изготовившей для нас 250 тыс. этикеток для утеплителя, предложил платить за макулатуру в 2 раза дороже чем конкурент,  сдававший её на завод «Картонтоль» ( рубероид, пергамин, толь ).

Вот и проявился оскал капитализма – борьба за рынки сырья - выживает  сильнейший, предложивший большую цену.

Поиск грузовой машины привёл на Литейный проспект, в магазин « Инструмент », куда мы сдавали наш товар.
В разговоре « слово за слово » оказалось, что они являются посредниками в  продаже машин и дали адрес.
   
Купив колбасы, водки и солёных огурцов, на другой день поехали на такси с Семёном, искать под Выборгом воинскую часть.

Вертолётчики продавали списанный, отработавший свой срок старенький ГАЗ-ик ,  на  котором  была установлена бочка для развозки топлива по аэродрому.
Я тогда ещё не знал всех проблем с ГАИ связанных с переоборудованием « бочки »  в бортовую машину, но готов был купить даже это старьё.
 
Нашли штаб части и командира.
Прослышав о приезде кооператоров с водкой и колбасой, пришли все скучавшие  офицеры.
Выпили,закусили,побалагурили. 

На другой день приехав в магазин с бумагой подписанной командиром, мне в ответ:       « Машина вчера( это когда я с офицерами пил водку !)была продана ».

Ребята молодцы,не растерялись и пропили «старушку» дважды.               
               
 Вышел на милиционеров работавших в метро « Звёздная ».
Убедили,что в воинской части в Твери,продают списанные машины.
 
Жена собрала увесистый пакет денег, точно помню 13500 руб., который завернула в платок и отдала помощнику Семёну,под его охрану. Купил билеты милиционерам.
Ночь в купе и утром в Твери.

Семён, профессионал своего дела ( имея большой опыт и все категории вождения)  ехал специально для проверки состояния машины, но его под предлогом, что часть очень секретная ( обычный  понтонный  полк !) на территорию не пропустили.

В компании командира части, в звании подполковника и двух милиционеров пошел в автопарк.

На деревянных козлах, строго выровненных по одной линии, висели в « полной  боевой готовности » десятки ГАЗ- 53 понтонного полка.

Издали, все машины выглядели «  как  новенькие  !» и  сразу бросалось в глаза  --- машины ни разу  не  заводились, на учения  не привлекались.

Как  привезли их с завода, подвесили  «на козлы » , так они  открытые всем ветрам и дождям , простояли  лет 30, до списания «по выслуге лет».

Не  в  пример  той  работяге, « старушке   с  бочкой  » , которую  мы хотели купить и  пропивали  с   вертолётчиками  .

Подойдя  к  кабине   со стороны водителя ,  к  моему  удивлению   СКВОЗЬ !  прогнивший  железный  БЕНЗОБАК ,  увидел  весеннюю …зелёную  травку!
 Дальше    осматривать    не  стал.
 Купили   билеты   на   ближайший   поезд в Ленинград  и  оставив   милиционеров  в  Твери,  вернулись  домой.

Почему отказался ?
 
Интуитивно - насторожило слишком живое общение командира части с милиционерами
( подсадными утками!),  которые крутились вокруг и шептались с ним.

Спектакль мог закончиться очередной аферой - остаться в дураках, без денег и  машины.

Вторая  причина - прогнивший  насквозь  железный  бак для топлива, потрескавшиеся резиновые втулки,  сальники,  прокладки,  ржа в цилиндрах,  всё  это проявилось бы сразу, не доезжая до ворот части.

За большие деньги, по тем временам « Волга » стоила 9000 руб., мы получили  бы  кабину с неработающим двигателем, шасси с дощатым прогнившим полом и « новые »  шины с камерами.

После долгих поисков представился случай за наличные 8 тысяч руб. купить   почти  новую, но тяжёлую на ходу армейскую машину ЗИЛ – 152.

Наслушавшись в период перестройки : что « всё разрешено, что не запрещено »,  два товарища - романтика решили заняться фермерством.
 
Мечтали вырваться из города, жить в деревне, дышать свежим воздухом, выращивать  свиней, торговать мясом.
 
Арендовали свинарник, купили поросят и корма.
Брат, работавший в штабе округа, помог приобрести в воинской части машину ЗИЛ-152.

Через полгода, романтика у ребят и их жён пропала.
Оказавшись по уши в свином навозе, долгах за корма и аренду, жизнь заставила  срочно распродавать поросят, имущество и избавляться от машины.

Армейская машина с невысокими бортами и откидными скамейками для перевозки солдат, тяжёлая и неповоротливая, для работы в условиях города не подходила.

Чтобы работать в центре города, забирать макулатуру с Апраксина двора, Гостиного двора и Пассажа, в управлении ГАИ купил специальный пропуск.
   
Для увеличения объёма перевозимой макулатуры, машине надставили высокие борта.
   
Поработали с полгода на таком «бомбовозе», помучались и продали.
Незадолго до продажи, поставив на ночь машину у дома, на пр.Ветеранов, кто-то ночью спустил все колёса.

Продав машину, из налоговой инспекции пришла претензия - не оплачен « налог на  продажу !».
Меня « взорвало »: « Машина куплена законно, принадлежала кооперативу и  согласно Устава, имеем право распоряжаться своим имуществом так, как мы хотим.  Платить не буду ! ».

Через месяц,в  налоговой разобрались и извинилась.

Мы не ПЕРЕпродавали, а ПРОДАЛИ нашу машину законно.

Я единственный, кто наотрез отказался платить.

Слова налогового инспектора: « Мы  ВСЕМ ! до вас, предъявляли такой налог и   ВСЕ ! безропотно платили ! »


Запомнился случай  со мной и сыном, только что вернувшегося  со службы,  окончившего курсы шоферов и набиравшего практику вождения и общения с работниками ГАИ.

Съезжая с Кировского ( Троицкого ) моста к Марсову полю, нарушили правила  разворота и были остановлены сержантом ( тогда ещё на перекрестках службу несли не офицеры, а сержанты ).
Я дал сыну 5 руб. и послал к гаишнику: « …дай ему, чтобы отстал!» .

Сержант увидев такие деньги (в те годы дневной заработок рабочего или инженера),  был удивлён и со словами: «Давай поделимся!» - взяв 5 руб., ДАЛ сыну СДАЧИ 2 руб.
Интересно бы знать – как у него сложилась дальнейшая  служба, не изменил ли он своим принципам?

Впервые, по безналичному расчёту, купили сразу ДВЕ новые  машины ГАЗ-3307.
 
В 1991 году на  меня вышли молодые ребята, учредители совместного Советско – Лихтенштейнского  предприятия « НЕВО» созданного в Ленинграде
 
Для сборки дефицитных в 90-е годы кофеварок, из княжества Лихтенштейн, крохотного государства в центре Европы, через Ленинградскую таможню   поставлялись комплектующие детали.

Парни, возможно ЗИЦ-председатели!, арендовали квартиру площадью метров 40,  наняли 5 женщин, дали им отвертки  в руки и организовали сборку кофеварок.      
 
Для внедрения на открывшийся российский  рынок ( в хозяйственных магазинах было пусто !) и продвижения нового товара в магазинах Ленинграда  нужна красочная   реклама, такая, чтобы в глаза бросалось - кофеварка не из лапотной России, а    « знай наших!», из загадочного Лихтенштейна, которого на карте не отыскать!

Согласно договора,  мы обязаны  разработать красочную  упаковку  кофеварки и  изготовить 10 тысяч кроя коробок.

На фабрике специалисты подсчитали стоимость разработки дизайна упаковки,  стоимость лучших марок картона, аренды оборудования, зарплату работникам  печати , транспортные расходы и разумеется полученную прибыль.

Когда я назвал сумму выполнения заказа, ребята к моему удивлению, не сказав ни слова  перечислили 280 тыс. руб.(цены тех лет) на расчётный счёт кооператива.
 
За 190 тыс. руб мы купили новое шасси КАМАЗ –а, за 50 тысяч на специальном   заводе изготовили пухто объёмом 28 кубов и за 10  тысяч отдельный съемный кузов  для перевозки макулатуры и утеплителя.
 
 Сын пришел из армии,  окончил курсы шоферов, получил права категории Д и вместе с другом Андреем стал работать на КАМАЗе.


В Коммунаре, в нашем цеху, продолжали изготавливать утеплитель, а на КАМАЗе и двух машинах ГАЗ—3307 поставлять десятками тонн макулатуры на фабрику.

Через два года работы, 21 октября 1993г. КаМАЗ полностью заправленный и  подготовленный к поездке в Великий Новгород за торфом, стоявший на площадке у Витебского вокзала, ночью был УГНАН. 

Написал заявление в милицию, но никаких розыскных действий не проводилось, как и при пожаре на нашем участке в Коммунаре.    
 
Сдавая утеплитель в хозяйственные магазины ( в 2008 году, через 20 лет работы, адресов поставки  будет  более 300 в Ленинграде и ближайших городах – Выборге, В.Новгороде, Луге, Кингисеппе, Пскове, Гатчинеи т.д. ),увеличивались и объёмы  макулатуры забираемые из этих магазинов.

Чтобы вывозить СЫРЬЁ быстрей и больше, купили новый войсковой самосвал ГАЗ – 66 , у которого кузов поднимался не только назад, но и наклонялся вбок, что сокращало время выгрузки макулатуры.
   
Узнав из газет о появившихся в продаже легковых машин, купили с Семёном билеты на поезд и поехали в Куйбышев.

Война за «АвтоВАЗ» в Тольятти в 90-е годы вошла в историю как самая масштабная война, когда по скромным подсчётам погибло более 400 человек в криминальных разборках авторитетов.

Разгул бандитизма нас миновал и «Волгу» перегнали своим ходом из Куйбышева без происшествий в Ленинград.

Слаб человек, тщеславен, купили «Волгу» престижного - чёрного цвета!

Своя машина дала возможность быстро решать вопросы  заключения договоров в  городе,Ленобласти, поездки в Финляндию, Псков, Эстонию и поиске приложения  наших финансов к делу.

Когда не было шоферов ( найти проблема! ), Семён оставлял « Волгу », садился за ГАЗ, КАМАЗ и вывозил макулатуру.

Ежегодно ездили в Гатчину проходить техосмотр. 
Сколько нервотрёпки, денег, туристских ковриков, коньяка и коробок конфет ушло на «подарки » в ГАИ и транспортной  инспекции !!!

Все машины в обязательном порядке регистрировались в военкомате,  без  их  отметки невозможно пройти осмотр в ГАИ.

Транспортная инспекция издала распоряжение : всем руководителям и ответственным  за грузовой транспорт в течение  3-х недель прослушать курс лекций, оплатить и получить удостоверения. 

Что только ведомства не придумывали, чтобы оторвать производителей от работы,  вынуждая давать взятки!  ДАВАЛ!

Гаража не было.
Семён после работы оставлял «Волгу» у дома, где он жил.
Аналогично и шофера, работавшие на машинах ГАЗ -33 и ГАЗ -66.

В 1994 году арендовали под офис 3-х комнатную квартиру на Заневском проспекте  и  наняли работницу, исполнявшую обязанности повара и официантки.
Организовали питание всех шоферов и работников кооператива.

Сделав ходку в Коммунар и сдав макулатуру на фабрику, а утеплитель в магазины,  все шофера были ОБЯЗАНЫ приехать в офис и ПООБЕДАТЬ.
Обед всегда состоял из трех блюд.

В июле 1994 года за 18 миллионов купили впервые появившийся в России  1,5 тонный  народный автомобиль «Газель ».

1993-95 год  разгар инфляции.
У предприятий нет денег оплатить сырьё, изготовить товар и выплатить зарплату рабочим.

Ленинградская картонная фабрика ( ГОЛИАФ ! ), за поставленные нами на склады сотни тонн макулатуры, на сумму 75 миллионов рублей ( цены тех лет ), будет  в течение 3-х  месяцев в должниках у ( ДАВИДА ! ) - кооператива «ЭКССПОРТ».

Пустячок, но приятный ! ГУЛЛИВЕР был должен ЛИЛИПУТУ!

В стране процветал БАРТЕР – обмен товара на товар, без использования денег.
Ижевскому заводу «Пластмасс»  в счёт оплаты за отходы,  изготовил и отправил   ВАГОН  втулок и  ВАГОН  гофроящиков.


В 1993 году, в центре города, на пр.Вознесенском купили под офис 2-х комнатную квартиру.

Бортовую « Газель»  загруженную макулатурой  и оставленную на ночь во дворе, ночью кто-то ПОДЖЕГ, но огонь до кабины не успел добраться.
Приехали пожарники и потушили, разбросав по двору макулатуру и залив всё водой.

Подал очередное заявление в милицию о поджоге.
Приехал дознаватель из пожарной части, определил место возгорания, составил акт и на этом закончилась вся процедура поиска поджигателя.

Машину отремонтировали, продали и наученные горьким опытом, купили новую  «Газель», но теперь с металлическим кузовом.

В 1998 году возвращаясь ночью из Великого Новгорода на « Волге», попал В АВАРИЮ  и разбил бампер.
 
Машину ремонтировать не стали и продали.

На товарищество « АМЭКС » купили новую, снова чёрную «Волгу».

Елена ( хранительница кооперативной копейки) окончила курсы вождения, получила права, но водить не стала.

Для вывоза макулатуры были заключены договора с типографией им. Лоханкова находившейся  на ул. Правда,15 и знаменитой типографией  им.Ивана Фёдорова, расположенной на ул. Звенигородской,11
 
Типография Лоханкова,  печатала  на специальном оборудовании  (последовательность номеров !)  ж/дорожные  и авиационные билеты, талоны на бензин и пр., всегда имела большие государственные заказы и мы по договору были  обязаны ежедневно вывозить макулатуру и отходы производства.

 Имея заработанную годами положительную  репутацию,   
чтобы не прерывать деловые отношения, типография  им. Лоханкова предоставила  нам беспроцентный КРЕДИТ на 200 тыс.руб ( цены тех лет )сроком на 2 года,  на   который мы купили новые шасси КАМАЗа и  продолжили работу.

Станем  поставлять макулатуру на завод  «Картонтоль» ( изготавливавший рубероид), который предоставит на своей территории площади для размещения наших машин : КАМАЗ с пухто, два бортовых ГАЗ-3307, самосвал ГАЗ-3366, « Газель»  и  два 20-и футовых контейнера( с инструментом и разным имуществом ).
 
Стоимость   стоянки  одной единицы - сто пятьдесят  тыс. руб .
Итого в месяц  за аренду  платили  заводу  «Картонтоль»  1,5  миллиона руб.

Завод,за поставляемую макулатуру , не имея денег, расплачивался с нами  рубероидом.
Сдав рубероид в  хозяйственные магазины, мы получали деньги.

Деловые отношения с заводом сгубила жадность бухгалтер : стала ежемесячно повышать плату ( считать площадь аренды в кв. метрах! ).

Наняли кран,  погрузили наши контейнеры и переехали в автопарк на Московском  шоссе, 13.
 
Здесь началась новая история с  воровством и пролетарским  разграблением   кооператива.

Кому- то из шоферов автобазы приглянулся наш КАМАЗ.

Ночью в машине была  ВЫРЕЗАНА так называемая «торпеда » : все приборы управления  с проводами и заодно сняли бампер вместе с номером.

Очередное обращение в  милицию с заявлением, приезд следователя,  снятие  отпечатков пальцев, протоколы опроса, но предвидимый мной результат  расследования, в чём я не сомневался, будет нулевым, так и оказалось.

Снова поиск по магазинам и автопаркам, комплектующих для «торпеды» и  капитальный ремонт кабины КАМАЗ , а в ГАИ,  заказ новых номеров и оформление.

Года через два, когда будем находиться на территории склада типографии Лоханкова, случится новая  напасть - у КАМАЗа « стукнет движок » -  отечественная, некачественная  ковка коленчатого вала.

Когда – то на нашем арендуемом участке  в Коммунаре, я разрешил взять заборную сетку( которую ночами разворовывали жители Коммунара) одному попросившему человеку.
И его слова благодарности : « Если нужна будет помощь с ремонтом ДВИГАТЕЛЕЙ    машин,  помогу ».
 
Честно говоря,  уже насмотревшись за все годы на шоферов, на наш люмпен пролетариат, было сомнение - наверное очередной болтун и пьяница.

Жизнь заставила вспомнить о  том разговоре,  найти ( муж ,работницы  экономического  отдела  ЛКФ ) и обратиться к  нему.

Есть такая поговорка: « Пьян,да  умён - два  угодья  в  нём ! »
 - оказался  превосходным мастером своего дела.  Золотые  руки!
 
Купили новый коленчатый вал, подшипники, вкладыши.
 Мастер сел в кресло( больные ноги ), ему поставили ящик пива и он стал нами  командовать.

Наполнили бензином два ведра, куда разбирая двигатель, стали класть детали.

Всё разобрали, промыли, смазали, установили коленвал и стали собирать.

Среди всего месива болтов, колец, прокладок и  гаек лежавших в вёдрах, мастер   говорил КАКУЮ взять, КУДА поставить, на  СКОЛЬКО оборотов и с каким УСИЛИЕМ   завернуть.
Всё сделали как он говорил.

Машина заработала с первого запуска, как новая.

С такими золотыми руками, бездарно растрачена и пропита жизнь!

Отвезли домой, отблагодарили деньгами так, что покидая машину, он от радости   забыл ящик любимого пива.
 
4 мая 1935 года выступая перед выпускниками военной  академии Сталин сказал :   « Кадры решают всё, а не кобылы и машины!»

При хорошей зарплате, но найти шофера, человека знающего свою  работу,  не  пьяницу, не вора и не наркомана, мне было почему – то тяжело.

Дворником в магазине «Диета 18» работал татарин, предложил работу шофёром на машине «Газель».

Осень, сезон поставки нашего товара в магазины.
ДОрог каждый день и час.
Утром загрузил машину товаром на 15-18 тысяч руб и жду работничка.

Вижу - идёт не спеша с авоськой и собирает по канавам пустые пивные бутылки.

Как получит зарплату, так 2-3 дня пьёт. Уволил.

 Однажды решил вспомнить всех шоферов работавших в кооперативе за 20 лет.

В памяти осталось только одно : этот пьяница, этот вор, а этот наркоман,  снова  пьяница, снова пьяница и лентяй, этот город  не  знает, его нельзя отправить  одного сдать товар в магазины, а  этому, сколько не  плати, но если он дурак и неумеха, то  деньги  ему  ума и опыта не  дадут.

Обращался в бюро занятости Московского района, но приходили такие «кадры», что  сразу подписывал « ходунок » и заворачивал.

Запомнился водитель КАМАЗ-а  Олег, парень отслуживший два года армии, но в ней же и пристрастившийся к наркотикам.
Не раз, вместе с Семёном разговаривали с ним, встречались с матерью, пытались всесторонне поддержать.
Хорошая зарплата, но это не удерживало от болезни.

Был пойман при воровстве пакетов утеплителя.

Вечером, под предлогом подготовки машины к завтрашнему дню, стал частенько оставаться в ангаре, где мы изготавливали утеплитель.

Убедившись что мы  уехали,  приезжал  его   товарищ   на  легковой  машине,  они перебрасывали пакеты  утеплителя  через забор ( каждый стоимостью по 1500 руб.)  и сдавали в  магазины, известные  Олегу.

Сразу получали наличные деньги и покупали наркотики.
Однажды  позвонила директор магазина и попросила привезти  утеплитель:
« На днях ваш мальчик привозил!», но я туда давно не сдавал, чем он себя и выдал.

После объяснения был прощён, когда на мой вопрос: «  Не  жадничал ли,  сдавая  товар?  Олег ответил - НЕТ !»

Не один раз разговаривали, встречались с  его  матерью, хвалили за работу, думали его как - то поднять,  что  парень осознает, исправится.
 
Увольняли, но приходил,  раскаивался, обещал.
 Снова верили и брали, но  всему  есть конец.

Вместо Олега,водителем КАМАЗ-а пришел парень, работавший ранее на бетономешалке, знавший дело.

Лицом и фигурой, копия артиста Бориса Андреева( к/фильм «Два бойца»).
 Андрей – молодой, холостой, не пил, не курил, но ВЕРУЮЩИЙ,  состоявший  в какой –то  религиозной секте.

 В один из дней недели ( было оговорено при приёме !) ему работа не планировалась.
 Приходил аккуратно одетым, в белой рубашке, костюме и отправлялся петь в каком - то хоре.

Старался в разговорах, приобщить  нас с Семёном  к религии.
Каждому подарил  новую «Библию» в чёрной обложке, на 1215 стр. изданную ещё в СССР по заказу корпорации  «Софт лайт » США.

На нашем участке была финская лайка, названная  мной «Чомбэ », невзлюбившая  Андрея: тот  однажды палкой  тыкал в морду собаке.

Участок большой и вечером,когда не было работников склада, выпускали собаку на волю и игрались.

Собака запомнила нанесённую обиду и однажды,когда игрались,  Чомбэ  в прыжке вцепился  Андрею в шею.
Не прокусил, но так напугал Андрея ( и нас), что парень на другой день  уволился.

На охраняемой территории  складов типографии  Лоханкова, где мы стали размещаться,  ночью воры ЗАКРЫЛИ  дверь сторожа на лом,  открыли ворота и УКРАЛИ  28-и кубовое  пухто загруженное пакетами торфа и садовой земли,  подготовленных для поставки в магазины.

Поданное очередное заявление в милицию, как всегда, осталось без ответа.

За 20 лет работы  в кооперативе «ЭКССПОРТ» и  товариществе «Амэкс » были приобретены машины::

1       Первая, купленная на фабрике  за  164 руб.  машина УАЗ-ик
        Ночью  СБРОСИЛИ  банку  белой  краски  из комнаты  9- этажного дома.
        Отработав  свой срок,  была  отдана  увольнявшемуся  шофёру;
2. Зил-132 «бомбовоз» отработав полгода продан ( спустили все колёса);

3. Купили ДВА  новых  ГАЗ- 3307;

4. Купили  новый КАМАЗ . УКРАЛИ  21 октября 1993 года с стоянки;

5. Купили  новый  САМОСВАЛ  на базе ГАЗ-3366;

6. Купили  новый КАМАЗ. ВЫРЕЗАЛИ  «торпеду», сломался  коленвал;

7. Купили  новую  « Волгу» на кооператив «ЭКССПОРТ »,
        попал В АВАРИЮ.   Продали.

8. Купили   новую  « Волгу» на товарищество «АМЭКС »;

9. Купили  новую  БОРТОВУЮ «Газель» ПОДОЖГЛИ с макулатурой.
        Отремонтировали, продали;
10. Купили   новую «Газель » с МЕТАЛЛИЧЕСКИМ   кузовом;
               
         Семейные машины:

1. Мария Васильевна ( тёща) – блокадница, получила в 2003 году машину 
          «ОКА»
          Отличная приемистость, проходимость, просторно для водителя,
          мне нравилась.
         2.Лада Сандера;   Продали.
         3. Ларгус;     Продали.

         4. Лада Гранта ;  Стоял на дороге – ВЪЕХАЛИ в зад.  Продали.

         5. Продав  Ларгус и аварийную Ладу Гранта, купили Каптюр.

В 1996 году, после 7 лет скитаний и поиска аренды остановились на территории складов типографии им. Лоханкова.

Перевезли из Коммунара, с территории фабрики,  конструкции ангара, сторожку, бетонные блоки, швеллер, пресс для макулатуры, контейнеры, пухто  и прочее имущество.

Начался следующий, интересный для нас этап жизни: установка  ангара и обустройство нашей территории.

Продолжение следует.


Рецензии
Эх, славное было время! Читаешь и думаешь: Ну почему наше ублюдочное государство при таких возможностях и спросе на все буквально товары умудрялось остатьс бедным?!!!
Благодарю, много чеговспомнилось из жизни тех времён.

Neivanov   16.12.2023 19:07     Заявить о нарушении
Владислав!
Спасибо что хватило сил дочитать до конца мои воспоминания о тех 90-х , для меня самых деловых, счастливых годах. С уважением, Владимир

Владимир Харченко   16.12.2023 23:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.