На волне моей памяти - 18

Сегодня  я хочу вспомнить ещё один эпизод из моего раннего детства.
 Правда писать об этом немного даже  стыдновато,  но как говорится,  из песни слова не выкинешь...

Однажды,  уже довольно-таки давно,  я смотрела по телевизору передачу с Державиным и  Ширвиндтом. Они вспоминали своё первое знакомство с алкоголем.   Ширвиндт сказал,  что его знакомство с алкоголем произошло в третьем классе.
 А у меня это знакомство, представьте,  состоялось ещё раньше  - в первом классе .

Если раньше,  описывая то или иное событие в детстве,  я приблизительно могла указать только год, то сейчас я могу точно указать день когда  это случилось - 1 января 1956 года.

1 января день рождения нашей  одноклассницы Вали  Минибаевой.  Она жила в соседнем бараке и все девочки нашего класса были приглашены к ней на День рождения.
Её мама тётя Катя нас гостеприимно потчевала пирогами,  а папа дядя Усман подливал нам в чайные чашки  какую-то мутную жидкость и предлагал её  выпить.  Жидкость была сладковато-  горьковато -  кисловатого вкуса  и пилась  довольно - таки легко.
Правда тётя Катя  почему-то ругала дядю Усмана,  чтобы он этого не делал,  но он только смеялся,  подливал нам и уговаривал пить.
 Вскоре вместе с дядей Усманом начали смеяться и мы.
Так было весело!
Также смеясь мы оделись и  вышли на крыльцо.  Дальнейшее ничего не помню и знаю со слов мамы.

В  это время  в деревенском клубе шёл  новогодний концерт художественной самодеятельности.
Мои родители были на этом концерте.
Конечно по случаю праздника многие односельчане пропустили по рюмочке  (также как и наш папа),   а может и по две.
 Вдруг к родителям на середину зала,  где они сидели,   оттаптывая  ноги сидящим в ряду,  пробрался Генка  Утин и громким шёпотом (так что  слышал весь зал),   сказал : "Антонина Михайловна, ваша  Лидочка пьяная спит на крыльце конторы"
 Родители кинулись со всех ног в указанном направлении. Действительно,  на крылечке конторы свернувшись калачиком , я спала беспробудным  сном. Папа меня на руках отнёс  домой.
Меня раздели,  уложили в постель.

А отец всё порывался бежать,  искать Усмана и говорил:  "Найду Усмана,  убью его за то,  что он такое сотворил с девчонками"
Мама его удерживала и уговаривала  : "  Иди ложись , проспись.  Завтра протрезвеете  и ты , и Усман,  и Лидочка. Вот тогда и будем решать, что делать дальше".

И  папа, и дядя  Усман были бывшие фронтовики  - молодые, крепкие,  горячие парни.
Им не было ещё и по 30 лет.


С ранних детских лет, когда ещё жили в бараке,  у нас в семье на Новый год  всегда ставили и наряжали  ёлку .
Руководил этим процессом папа. Ёлочка была самая красивая,  самая пушистая,  из леса.

Папа на ёлку мастерил  самодельную гирлянду  (в продаже их ещё не было) , он даже раскрашивал маленькие лампочки.

И  ребятня, и даже взрослые со всех окрестных бараков вечером приходили посмотреть  на освещённую ёлочку. Кто посмелее заходили в дом, а остальные заглядывали в окошко, чтобы увидеть это диво - дивное.

Накануне днём просили, чтобы занавески вечером не задергивали, а ёлочку включали при выключенном верхнем свете.

Как мало тогда надо было для радости...
Но ценили мы это всё дорого...

До сих пор помню тот восторг,  который я ощущала держа в руках подаренный мне новенький ,  чистый альбом для рисования и пачку цветных карандашей.
Наши внуки всем  пресыщены  и ничем их уже не удивить...


Продолжая алкогольную тематику,  мне вспомнился ещё один случай из моей жизни.  Правда произошёл он намного позже.

 Я  уже училась в институте.  Приехала домой на каникулы. Папа поехал по делам в Алатырь, и  я напросилась с ним заехать в книжный магазин,  посмотреть новые книги.

На обратном пути мы заехали к кому-то из алатырских пчеловодов,  возможно даже к  Гарцевым.
 Хозяева пригласили нас отобедать с ними и хлебосольно угощали вкуснейшими щами и пирогами.
На столе в кружках был  налит какой-то напиток с вкусом и запахом мёда. Я так и подумала , что это компот,  заправленный вместо сахара мёдом.

 Я уже писала в своих воспоминаниях,  что папа занимался пчелами.  У нас было три улья.   Мёда было предостаточно на семью и мама в целях экономии варила варенье из чёрной смородины на мёде.  Сахар  ведь покупать надо, деньги тратить,  а мёд свой девать некуда.

Когда возвращаясь с каникул,  я такое варенье привозила в общежитие,  девочки были в восторге. Особенно восхищалась наша москвичка Люда Рожкова.
Думаю, что сейчас такое варенье было бы непозволительной роскошью.

Напиток в кружках был обалденно вкусным и я его  пила с  большим удовольствием,  но когда пришло время встать из-за стола, я  вдруг почувствовала,  что ноги меня не держат.
 Я совершенно не могла стоять, хотя голова была ясная. Оказывается в кружках была налита медовуха.
Папа почти на руках дотащил меня до машины и дома с хохотом братцам рассказывал,  как Лида опьянела от компота.

         Декабрь 2021 г.


Рецензии