Генерал Ермолов и Кавказ. Грозная крепость
" По возвращению в Тифлис нашёл я Грузию довольно спокойной...Со стороны Кавказской линии наиболее беспокойств и разбоев производили чеченцы. Кабардинцы несколько менее, но не переставали делать хищничества."
1817 год примечателен был необыкновенным разливом вод, которые произвели величайшие опустошения в поселениях казаков на Кубани и Тереке. "В том же году с горы Казбек обрушился снег, остановивший течение Терека на целые сутки...сообщение с Кавказской линией прервано было надолго."
В конце того же года грузинское дворянство собралось на выборы в Тифлис. "Здесь дворянство весьма многочисленное. Князей же по крайней мере столько же, как и графов в Польше....Ни те, ни другие прав на сии преимущества доказывать не желают." И Ермолов начал тяжелейшую работу по созданию Герольдии кавказских дворян, включая и мусульманских беков. "Не погрешая можно сказать о князьях грузинских, что при ограниченных большей части их способностях, нет людей большего к себе внимания, более жадных к наградам без всяких заслуг." Ермолов начинает показывать своё расположение только людям достойным, не делая никакого различия между князьями и дворянами. "Чины и награды даются редко достойным, повиновения требую безусловного."
"В татарских дистанциях агалары (род дворян) издавна присвоили себе такую степень власти над чёрным народом, что сей последний, свободный по состоянию...сделался совершеннейшими рабами... Я издал Постановление, коим определил отношения народа и агаларов. И приказал приставам наблюдать за точным исполнением Постановления."
Далее, Ермолов начинает объезд крепостей на Кавказской линии и к своему удивлению обнаруживает, что построены они не там где надо, да и не так. Большинство крепостей оказались не нужными. Другие были разрушены. Некоторые были даже вредны, поскольку никого ни от кого не защищали и построены были в нездоровых местах. Прежние руководители ввели в систему преследования преступников до определённых рубежей. "Ничего глупее придумать было нельзя. С радостью встретили войска приказание преследовать разбойников" до их полного уничтожения.
Особого внимания требовала Чечня. Ермолов созывает главнейших деревень чеченских старшин и обещает им, что никаких преследований за их прежние набеги не будет. Они должны возобновить присягу русскому императору. А вот, если они её нарушат, никакой пощады им не будет. Для этих целей он возводит на их землях новую крепость. И от слов мгновенно приступает к делу. Крепость начинает строиться недалеко от входа в урочище Хан-Кале и названа Грозною.
Свидетельство о публикации №222031800289
Карагачин 29.05.2022 01:43 Заявить о нарушении
Игорь Тычинин 29.05.2022 07:10 Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод 29.05.2022 10:56 Заявить о нарушении