Джангиров. Верлибр - мудрость простоты

Намедни  в своем блоге под рубрикой «имениннкум» опубликовала несколько поэтических строк Карена Джангирова. Поэта, лидера российских верлибристов. Автора 17 изданных книг верлибров. Появился убийственный комментарий: «Не хера не поняла». Ответила: «Прежде чем что-то получить от стихотворения, нужно отдать ему кусочек своей души. Только тогда появляется эффект резонанса. Созвучие».

Стихи, хорошие стихи, надо читать с детства, когда ум наиболее восприимчив к поэзии, когда формируется образный и эмоциональный микроскоп. Если этого не делать, то мы получаем на поверку безбрежное количество графоманов, которые коряво и самозабвенно строчат свои вирши. Сколько нужно стихов опубликовать, чтобы считаться поэтом? 10? 100? 1000? И где грань, за котой количество переходит в качество?

Как-то прочитала, какой подарок сделала Людмила Улицкая тринадцатилетнему внуку. И ни много ни мало, а прижизненное собрание сочинений Перси Биши Шелли. Признаюсь честно, завидую белой завистью. Его поэзия – чарующая музыкальность и напевность. Такого звукоряда и богатства ритмики нет ни у кого. И неважно, знаешь ли ты английский язык.
 
И хочется процитировать Корнея Чуковского, носителя элитарной речевой культуры: «Я готов бить кулаками тех мамаш, которые слюняво улыбаясь, сообщают мне, что их Тамарочка знает наизусть мою «Путаницу». «А вы, - спрашиваю я, - знаете ли вы наизусть мою книгу об Уолте Уитмене?» -«О чем?» - «Об Уолте Уитмене». –«А вы разве для взрослых пишите?» - «Сволочи».

К слову, американец Уолт Уитмен - основоположник верлибра в мировой литературе. 

Как будто все просто. Верлибр - это свободый стих, где нет ритма и метра. Но есть тенденция следовать ритму естественной речи. Очень образно дал определение верлибра Роберт Фрост: "Сочинение верлибра  - как игра в теннис без сетки".

Верлибр – это вам не фунт изюма. Здесь недостаточно знаний о стихосложении, здесь важна феноменальная эмоциональная интуиция.
Верлибр – это не паутина из вязких словесных штампов, а словесный импрессионизм.
Верлибр – это не нафталиновые слезовыжималки. Это турбулентность души.
Верлибр – это не вязкий мыслепоток. Это индикатор мысли.
Верлибр - это не ажурные художественные завитушки. Это новое зрение, новое видение мира.

По гамбургсому счету неважно, лауреат ли ты премий и член Союза писателей или твои тексты существуют только в Самиздате. Важен сам текст, который оценивается по шкале без уступок.

 Чтобы творить - надо уметь думать около.


.


Рецензии