Е127 Пушкин Онегин Сон Татьяны - центр романа 3

Пушкин Онегин
Сон Татьяны - центр романа 3
Сон Татьяны - символы и коды святочного эротико-гадательного сна

***

 Сон Татьяны — символы и коды святочного  гадания

Сон Татьяны на Святки (*) — семантический, кульминационный и геометрический центр романа Пушкина - 

глава 5 романа строфа XI, если кто не сдал посуду и ЕГЭ по литре....  Начало таково:
X
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
С Татьяной нам не ворожить.
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит.
XI
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;

Утомилась и вся истомилась девка на святочных этих бесплодных гаданиях да с кофейной гущей терзаниях. И решила она чрез тернии (кусты зизифоса) рвануть к Жене: Таня отослала недо-гадливую Няню к ее конюху (который лечил кобылу, которую надысь, как и прочих честных намедни честно правил дядя и в конце концов обесчестил), решает лечь баиньки в надежде, что сон ее квантирует и к ЕО её телепортирует, а там мож Женя и сподобится быть падшим.

Чтобы увидеть во сне своего суженого (почти будущего мужа),
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель...

при этом она кладет под подушку зеркало и ложится спать:

 "...А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит...".

Лотман Ю.М. комментирует:
указание на то, что «Татьяна поясок шелковый сняла» — не простое описание раздевания девушки, готовящейся ко сну, а магический акт, равнозначный снятию креста. Это доказывается особой функцией пояса, зафиксированной в ряде этнографических описаний русских поверий: «Существуют и особые средства борьбы с чарами колдуна. Это прежде всего меры профилактические — обереги. Таковым является постоянное ношение пояса. Великоруссы носят пояс на голом теле и не снимают его даже в бане» (Никитина Н. А. К вопросу о русских колдунах // Сб. Музея антропологии и этнографии. Л., 1928. Вып. VII. С. 319—320). Для характеристики атмосферы, которой окружены святочные гадания, показателен следующий рассказ: «Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: „Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать“. — Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь, не помолившись Богу». Ночью пришел черт и вырвал гадающей полкосы. Девушка подняла крик, проснулись родители, отец взял кнут, «лупцует да приговаривает: „Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей“» (Максимов С. В. Указ. соч. С. 5). 
(*) NB: Святками и видениями святочного гадания Татьяны не в бане, а во сне, Пушкин показал свои провидческий дар = его дуэль с Дантесом была сразу после Святок… Хотя возможно и иное: случилось то, во что суеверное Наше всё верило как ни во что другое = ТЕКСТЫ СБЫВАЮТСЯ

Итак,
сняв пояс- оберег, Татьяна сознательно пригласила Некую Силу встретить ее во сне и провести как Вергилий Данте через Запредельное. Для этого же она по ритуалу таких гаданий и общения с потусторонними хтоническими силами  кладет под подушку магический предмет = зеркало….

Теперь, фра, отправляемся в мистерию вещего сна автора, выданного им за сон истомившейся Татьяны. Рассмотрим как и какие Символы в хронотопе Сна проявлены гением ирои-комической поэтики  в мистериальном сне, описанию которого автор отдал целых 11 строф!:

1) Поток, не скованный зимой - Рубикон, который Таня перейдет потом ничтоже сумняшеся  (Перебралась через ручей в конце XII);
 
2) Дрожащий, гибельный мосток -   

3) Большой, взъерошенный медведь – символ медведя многозначен и не однозначен – см. ниже
    
4)  Сияет луч светил ночных – сцены всех актов сна освещены сакральным светом ночного неба
 
5) Здесь мой кум – это загадка: Кум (кума;) — крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу и по отношению к родителям крестника (крестницы). Кого Медведь и ЕО могли крестить…или ЕО не кум!?  Кто был крестником (крестницей), вторым кумом и кумой?  Кто кому стал крестным – духовником, духовным наставником?  Нюанс народного предания и его мудрости: Кум и кума – одна сатана? «Что за кума, что под кумом не была?!» – поет народ веселенькую песню. Смысл этой фразы предполагает, что между крестными родителями ребенка приветствуется сексуальная связь! У кого и с кем медведь имел сексуальную связь?  Тайна Пушкина.
 
6) И в сени прямо он идет, И на порог ее кладет -  порог = символ границы между своим и чужим (внешним), границы между двумя разными мирами, прохода от внешнего профанного пространства к внутреннему сакральному, вхождения в новый мир. Порог – граница зоны запрета 
   
7) за столом сидят чудовища кругом – пушкинский бестиарий или танины бесы
    
8) Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит – ЕО проявился во сне как член бестиария
   
9) Так, он хозяин, это ясно: и Тане уж не так ужасно – ЕО = Хозяин бестиария, Он его глава – Князь Мира сего! Ясно: Медведь – один из двойников Князя, одно из проявлений Жени-оборотня… Ужас Тани проходит  - значит она ощущает в себе бесовское и через беса - себя как часть бестиария = она своя в нем!   
   
10) И взорам адских привидений Явилась дева – попытка Тани приоткрыть дверь и переступить порог в иной мир резко прерывается явлением Девы – Праматери времен Хаоса, Мирового Духа области Праматерей – страны Темной Материи
 
11)  Мое! – сказал Евгений грозно … символ сей, е мое, остался тайной гения. Наиб. вероятно – Хозяин рявкнул на свою разгорячившуюся девственностью братию, восстанавливая статус–кво и свое право на Мое
 
Важно: после крика Мое князя мира сего исчезла даже Дева! У Гете на это не осмелился бы даже Мефисто.

12) Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью – в славянской символике дома лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому: входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. Увлекая Таню на скамью (шаткую – это означает что это подвижная переносная лавка), Хозяин бестиария Тане показывает: ты  тут своя и мы тебе доверяем. 
 
13) За нею Ленский; свет блеснул, Онегин руку замахнул … из области Света явились и попытались проникнуть в царство Хаоса и Тьма князя мира сего не бестиарные тварные - Оля и Вова, сразу возник спор, Вова не смог пояснить почему жопы нет, а слово есть и … и далее – типовая русская поножовчина … с провидением - ЕО убьет ВЛ  = это следствие ДПР и практики теории эволюции на стадии де-волюции.
   
14)  Шалаш Убогий в самом начале сна превратился в шаткую хижину = мир тонкой материи и восточной традиции в квантовой физике частицы-волны, пролетающей одновременно чрез две дыры на одной плоскости …не черные. Шаткой была и скамья.. и все-все во сне, все  кадры калейдоскопа сновидений Тани… пошибче снов Иеронима и Питера

15) За дверью крик и звон стакана… И любопытная теперь Немного растворила дверь...  ;
Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит…  он к дверям идет...    дверь толкнул Евгений:

И взорам адских привидений Явилась дева      Дверь – она в сюжете Сна одна, но роль ее велика – поэтому и самая частая. Это граница профанов и фанов, граница запредельного, граница Царств Света и Тьмы, где правит ее желанный – Князь Мира. Дверь возникает в сюжете несколько раз (с 7 позиции череды кодов) и всякий раз это символ перехода в запредельное и смены декорация: а) за дверью – бестиарий б) таня–профанн приоткрыла дверь в мир иной   в) Женя толкнул дверь и впустил деву и свиту шабаша… Впечатление: назад Таня не вернулась – дверь за ней не закрылась, она просто проснулась. В ужасе.

16) ножки – это главный архетип пушкинизма … ножки мерещатся Пушкину везде и всегда – они самый частый объект описания в 1-ой запевной главе … и в зеркале паркета АСП всегда и прежде всего силится узреть источник ног и  ... это мерило женщины для гения.

 


Рецензии