Е123 Пушкин Онегин Сон Татьяны 4 Символы и коды св

 Пушкин Онегин
 Сон Татьяны 4
 Символы и коды святочного гадания

Сон Татьяны на Святки (*)— семантический, кульминационный и геометрический центр романа Пушкина - глава 5 романа строфа XI, если кто не сдал посуду и ЕГЭ по литре.... Начало таково:

X
Татьяна, по совету няни Сбираясь ночью ворожить, Тихонько приказала в бане На два прибора стол накрыть; Но стало страшно вдруг Татьяне… И я — при мысли о Светла-не Мне стало страшно — так и быть… С Татьяной нам не ворожить.
 
Татьяна поясок шелковый Сняла, разделась и в постель Легла. Над нею вьется Лель, А под подушкою пуховой Девичье зеркало лежит. Утихло всё. Татьяна спит.
XI
И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена; ..............
 
Утомилась и вся истомилась девка на святочных этих бесплодных гаданиях да с кофейной гущей терзаниях. И решила она чрез тернии (кусты зизифоса) рвануть к Жене: Таня отослала недо-гадливую Няню к ее конюху (который лечил кобылу, которую на-дысь, как и прочих честных намедни честно правил дядя и в конце концов обесчестил), решает лечь баиньки в надежде, что сон ее квантирует и к ЕО её телепортирует, а там мож Женя и сподобится быть падшим.
Чтобы увидеть во сне своего суженого (почти будущего мужа),
Татьяна поясок шелковый Сняла, разделась и в постель...
при этом она кладет под подушку зеркало и ложится спать:
"...А под подушкою пуховой Девичье зеркало лежит. Утихло всё. Татьяна спит...".
Лотман Ю.М. комментирует: указание на то, что «Татьяна поясок шелковый сняла» — не простое описание раздевания девушки, готовящейся ко сну, а магический акт, рав-нозначный снятию креста. Это доказывается особой функцией пояса, зафиксированной в ряде этнографических описаний русских поверий: «Существуют и особые средства борьбы с чарами колдуна. Это прежде всего меры профилактические — обереги. Таковым является постоянное ношение пояса. Великоруссы носят пояс на голом теле и не снимают его даже в бане» (Никитина Н. А. К вопросу о русских колдунах // Сб. Музея антропологии и этнографии. Л., 1928. Вып. VII. С. 319—320). Для характеристики атмосферы, которой окружены святочные гадания, показателен следующий рассказ: «Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: „Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать“. — Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь, не помолившись Богу». Ночью пришел черт и вырвал га-дающей полкосы. Девушка подняла крик, проснулись родители, отец взял кнут, «луп-цует да приговаривает: „Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей“» (Максимов С. В. Указ. соч. С. 5). Источник:  
(*) NB: Святками и видениями святочного гадания Татьяны не в бане,а во сне, Пушкин показал свои провидческий дар = его дуэль с Дантесом была сразу после Святок… Хотя возможно и иное: слкчилось то, во что суеверное Нше Свё верило как ниво что другое = ТЕКСТЫ СБЫВАЮТСЯ

Итак, сняв пояс-оберег, Татьяна сознательно пригласила Некую Силу встретить ее во сне и провести как Вергилий Данте через Запредельное. Для этого же она по ритуалу таких гаданий и общения с потусторонними хтоническими силами кладет под подушку магический предмет = зеркало….
Теперь, фра, отправляемся в мистерию вещего сна автора, выданного им за сон истомившейся Татьяны. Рассмотрим как и какие Символы в хронотопе Сна проявлены гением ирои-комической поэтики в мистериальном сне, описанию которого автор отдал целых 11 строф!:
 
сон пушкина
 
сон тани
 
сон ленского
 
сон онегина

1) Поток, не скованный зимой - Рубикон, который Таня перейдет потом ничтоже сум-няшеся (Перебралась через ручей в конце XII);
 
 
2) Дрожащий, гибельный мосток-
 
 
3) Большой, взъерошенный медведь– символ медведя многозначен и не однозначен – см. ниже
 
4) Сияет луч светил ночных – сцены всех актов сна освещены сакральным све-том ночного неба
 
5) Здесь мой кум – это загадка: Кум (кума;) — крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу и по отношению к родителям крестника (кре-стницы). Кого Медведь и ЕО могли крестить…или ЕО не кум!?
 
Кто был крестником (крестницей), вторым кумом и кумой? Кто кому стал крестным – духовником, духовным наставником? Нюанс народного предания и его мудрости: Кум и кума – одна сатана? «Что за кума, что под кумом не была?!» – поет народ веселень-кую песню. Смысл этой фразы предполагает, что между крестными родителями ре-бенка приветствуется сексуальная связь! У кого и с кем медведь имел сексуальную связь? Тайна Пушкина.
 
6) И в сени прямо он идет, И на порог ее кладет - порог = символ границы между своим и чужим (внешним), границы между двумя разными мирами, прохода от внешнего профанного пространства к внутреннему сакральному, вхождения в новый мир. Порог – граница зоны запрета
   
7) за столом сидят чудовища кругом – пушкинский бестиарий или танины бесы
 
8) Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит – ЕО проявился во сне как член бестиария
 
9) Так, он хозяин, это ясно: и Тане уж не так ужасно – ЕО = Хозяин бестиария, Он его глава – Князь Мира сего! Ясно: Медведь – один из двойников Князя, одно из проявлений Жени-оборотня… Ужас Тани проходит - значит она ощущает в себе бесовское и через беса - себя как часть бестиария = она своя в нем!
 
10) И взорам адских привидений Явилась дева – попытка Тани приоткрыть дверь и пе-реступить порог в иной мир резко прерывается явлением Девы – Праматери времен Хаоса, Мирового Духа области Праматерей – страны Темной Материи
 
11) Мое!– сказал Евгений грозно… символ сей, е мое, остался тайной гения. Наиб. вероятно – Хозяин рявкнул на свою разгорячившуюся девственностью братию, восста-навливая статус –кво и свое право на Мое
 
Важно: после крика Мое князя мира сего исчезла даже Дева! У Гете на это не осмелился бы даже Мефисто.

12) Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью – в славянской символике до-ма лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому: входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. Увлекая Таню на скамью (шаткую – это означает что это под-вижная переносная лавка), Хозяин бестиария Тане показывает: ты тут своя и мы тебе доверяем.
 
13) За нею Ленский; свет блеснул, Онегин руку замахнул … из области Света явились и попытались проникнуть в царство Хаоса и Тьма князя мира сего не бестиарные тварные - Оля и Вова, сразу возник спор, Вова не смог пояснить почему попы нет, а слово есть и … и далее – типовая русская поножовчина… с провидением - ЕО убьет ВЛ = это следствие ДПР и практики теории эволюции на стадии де-волюции.
 
14) Шалаш Убогий в самом начале сна превратился в шаткую хижину = мир тонкой материи и восточной традиции в квантовой физике частицы-волны, пролетающей од-новременно чрез две дыры на одной плоскости …не черные. Шаткой была и скамья.. и все-все во сне, все кадры калейдоскопа сновидений Тани… пошибче снов Иеронима и Питера.

15) За дверью крик и звон стакана… И любопытная теперь Немного раствори-ла дверь... ; Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит… он к дверям идет... дверь толкнул Евгений:
 
И взорам адских привидений Явилась дева

Дверь– она в сюжете Сна одна, но роль ее велика – поэтому и самая частая. Это граница профанов и фанов, граница запредельного, граница Царств Света и Тьмы, где правит ее желанный – Князь Мира. Дверь возникает в сюжете несколько раз (с 7 позиции череды кодов) и всякий раз это символ перехода в запредельное и смены декорация: а) за дверью – бестиарий б) Таня–профан приоткрыла дверь в мир иной в) Женя толкнул дверь и впустил деву и свиту шабаша… Впечатление: назад Таня не вернулась – дверь за ней не закрылась, она просто проснулась. В ужасе.

16) ножки– это главный архетип пушкинизма … ножки мерещатся Пушкину везде и всегда – они самый частый объект описания в 1-ой запевной главе… и в зеркале паркета АСП всегда и прежде всего силится узреть источник ног ...


 


Рецензии