Енисейск древняя столица Сибири. Изд 2 Гл 11

Глава 11   Знаменитые воеводы

Каждый из воевод, перечисленных мною в предыдущей главе,  разумеется, являлся человеком достойным и авторитетным. Я уже писал, что их назначение обсуждалось на самом верхнем эшелоне власти, а решение принимал по каждой кандидатуре лично царь. Конечно же биография каждого  Енисейского воеводы того времени важна для истории и заслуживает пристального изучения и описания. Но в этой главе я кратко коснусь судьбы лишь некоторых из них, наиболее ярких и значимых, на мой взгляд,  о которых  горожане должны знать.
***
Прокофий Федорович Соковнин видный государственный деятель, московский дворянин.  Он всегда был лоялен дому Романовых и потому при царе Михаиле Федоровиче  занимал почетные и важные посты в государстве.
После смерти  Михаила Федоровича, Прокофий Соковнин так же занимал влиятельные должности уже при дворе его сына Алексея Михайловича.
С 1635 по 1637 годы был воеводой в Енисейске.
Скорее всего, личность Прокофия Федоровича Соковнина так и осталась бы неизвестной для большей части наших современников, если бы не один общеизвестный исторический факт.
 В 1653 году, патриарх Никон, с согласия и при поддержке  царя Алексея Михайловича, начал реформировать Русскую православную церковь. Несмотря на то, что за подобную реорганизацию выступали некоторые патриархи и реформа была  одобрена постановлением Поместного собора, было много и ее противников. В числе несогласных с реформой и за приверженность к старой вере были и обе дочери Прокофия Федоровича, Феодосия и Евдокия.
Дочери уважаемого и авторитетного царедворца, несмотря на его такой обширный исторический и профессиональный послужной список, за свои убеждения были подвергнуты религиозным гонениям и смерти. Правда, уже после смерти самого сановника.
Феодосия в 1649 году вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова. Его брат, Борис, был воспитателем царя Алексея Михайловича с пятилетнего возраста и до сих пор оставался его правой рукой, старым другом, советником и наставником вплоть до своей кончины.
В 1651 году он умирает, а поскольку детьми  так и не обзавелся, наследником всех его несметных богатств, становится его брат Глеб Иванович Морозов, сам, будучи небедным человеком. Однако вскоре умирает и он.  Тридцатилетняя красавица Феодосия остается неутешной вдовой с малолетним сыном на руках и огромным состоянием.
Ее духовным отцом и наставником был протопоп Аввакум, идейный враг основоположника церковной реформы патриарха Никона.
Поскольку сестры Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова, были духовно очень близки, то они обе разделяли взгляды протопопа Аввакума на эту реформу. Открыто высказывали критику и недовольство проводимой реформой и самим патриархом Никоном. А учитывая тот факт, что церковная реформа была поддерживаема и всячески одобряема самим царем, выходило, что сестры пошли не только против патриарха, но и против воли самого царя.
В 1665 году царь, до этого неоднократно выражавший недовольство поведением боярыни и ее сестры, видя, что увещевания его и его приближенных напрасны, в последний раз хочет относительно мирно решить уже поднадоевший вопрос и конфискует часть земельных наделов Морозовых. Но после того как на ее защиту встала царица Мария Ильинична и сестра царя Ирина Михайловна — имущество вернули.
Дом Морозовой, в котором совсем недавно так любил бывать царь, превращается в «штаб-квартиру» старообрядчества. Сюда стекались толпы раскольников, гонимых отовсюду властью царя и патриарха. Отсюда, как из пропагандистского центра, во все стороны государства летят тайные письма и манифесты против реформы, против патриарха, а значит и против царя.
Терпению государя приходит конец. В ноябре 1671 года боярыню Морозову и ее сестру княгиню Урусову арестовывают, все имущество Морозовых конфискуется и переходит в собственность государства. Сын Морозовой Иван внезапно и скоропостижно умирает.
Все попытки и уговоры отречься от своих взглядов и убеждений и просить милости у царя сестры гордо и мужественно отвергли. Они стойко переносили пытки на дыбе и готовы были принять смерть на костре, чего требовало окружение царя.
Но Алексей Михайлович отправил их в Боровск, там они  содержались в земляной яме, где их морили голодом. Первой умерла княгиня Урусова. Морозова по ее просьбе читала ей отходную. Следом умерла и сама Феодосия Морозова. Во избежание народных волнений не сразу объявили о смерти опальных дворянок, а место их могил засекретили. Позже на предполагаемом месте их захоронения была установлена часовня.
Арест боярыни Морозовой запечатлен в знаменитой картине красноярского художника Василия Ивановича Сурикова, которая хранится в государственной Третьяковской галерее.
На этом трагическая судьба семьи Соковниных не заканчивается. В 1697 году 23 февраля сын Прокофия Федоровича окольничий Алексей Прокофьевич Соковнин, стрелецкий полковник Иван Елисеевич Циклер и стольник Федор Матвеевич Пушкин были обвинены в организации заговора против царя Петра Первого, а уже 4 марта на Болотной площади четвертованы.
***
Достоверно так же известно, что отцу казненного Федора Матвеевича Пушкина, Матвею Степановичу, 28-го марта из Преображенского Приказа именным Указом было объявлено, что он лишается боярской чести и вместе с женой и  внуком ссылается в город Енисейск. В1706 году Матвей Степанович Пушкин умер в Енисейске. Он был прапрадедом великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Еще один родственник поэта с 1658 по 1663 годы был воеводой в Енисейске, это Иван Иванович Ржевский. У его внука Юрия Алексеевича Ржевского, внучка Мария Алексеевна Ганнибал была бабушкой А. С. Пушкина.
Раз уж зашел разговор о Пушкиных то позволю себе заметить, что многие Пушкины жили или бывали в Сибири. Воеводой в Мангазее в 1610 году был Савлук Пушкин, чуть позже там же — Борис Пушкин. В Пелыме, это откуда был первооткрыватель Енисейска Петр Албычев, письменным головой служил Гаврила Пушкин, в Енисейске — Матвей Пушкин, в Сургуте был воеводой Никита Пушкин, который был сыном Остафия Пушкина — воеводы Тобольска. В Верхотурье (Свердловская область) был воеводой Иван Никитич Пушкин, а после его ухода заступил Иван Федорович Пушкин. В Туринске (Свердловская область) — Матвей Мусин-Пушкин, в Тюмени воеводой был Федор Бобрищев-Пушкин, его заменил Петр Тимофеевич Черный-Пушкин, в Енисейске отбывал наказание декабрист Николай Сергеевич Бобрищев-Пушкин.
А вот еще двое родственников Александра Сергеевича Пушкина, так сказать, черное пятно на знаменитой фамилии. В 1772 году за «воровской умысел и подделку ассигнаций» Сергей Алексеевич Пушкин и его родной брат Михаил Алексеевич лишены чинов, дворянства и приговорены к смертной казни — таков вердикт Правительствующего Сената, высшей тогда судебной инстанции в России.
Но императрица Екатерина Великая проявила милосердие и смертная казнь братьям Пушкиным была заменена пожизненной ссылкой. Сергей был клеймен (на лбу была выжжена буква «В» — вор) и сослан в Соловецкий монастырь, где и умер в 1794 году. Михаил тоже был сослан, как вы думаете куда? Правильно, в Енисейск, правда потом был переведен в Тобольск по просьбе его жены Натальи Абрамовны Волконской. Имения их отданы родственникам, а самих велено называть «бывшие Пушкины».
Надо сказать, что детям «бывших Пушкиных» никаких препятствий по жизни не создавали и фамилиями своими знатными они свободно пользовались. Сын Михаила Алексей Михайлович Пушкин был при дворе камергером и генерал-майором, известен как писатель и поэт. Как видим и Пушкины не миновали славный городок Енисейск.
***
Яркий след в истории Сибири оставил Енисейский воевода Афанасий Филиппович Пашков. Известно, что его отец Филипп Иванович Пашков по прозвищу Истома, в «смутное время» служил сотником у Лжедмитрия, позже вместе с войском Ивана Болотникова, воевал против царя Василия Шуйского. Когда в 1606 году армия Болотникова осадила Москву, сотник Филипп Пашков вместе со своим отрядом перешел на строну законного правительства. Позднее, в сражении у села Коломенское, Пашков силами своего отряда разгромил армию Болотникова, рассеял ее и продолжал участвовать в подавлении восстания, но был убит под Тулой возле города Венев.
В 1618 году Афанасий Пашков уже участвовал в обороне Москвы от польского короля Владислава Вазы.
 Пашков настолько был приближен к царю Михаилу Федоровичу, что во время его отлучки из Москвы на богомолье, обязан был «дневать и ночевать» в государевом дворце.
С 1650 года Афанасий Филиппович Пашков воевода в Енисейске. Я уже писал какое внимание он оказывал Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. Это по его инициативе енисейские казаки во главе с сыном боярским Бекетовым первыми достигли Восточного Забайкалья, вышли к озеру Иргень, реку Шилка и Нерча где заложили Иргенский острог и закрепили новые земли за государством Российским.
Царь Алексей Михайлович, оценил усердие Енисейского воеводы и хоть наградил его, но тут же отправил дальше осваивать новые земли на реке Амур. В это время находившегося на зимовке в Енисейске ссыльного протопопа Аввакума, рекомендовал не отправлять в Якутск к месту ссылки, а следовать «тому с отрядом Пашкова» в Забайкалье. Весной 1658 года Пашков заложил Верхне Шилской острог, впоследствии он станет Нерчинском.
Когда в 1662 году воевода Афанасий Филиппович Пашков покидал Даурские земли, он оставил после себя новому воеводе Толбузину три острога: Нерчинский, Иргенский и Телембинский.
Известно, что Афанасий Пашков не разделял религиозных убеждений опального протопопа Аввакума, часто вступал с ним дискуссии, переходящие в перепалку. Надо сказать правду, воевода был человеком горячим, категоричным и вероятно жестоким, мстительным и беспощадным человеком, о чем впоследствии в своем «Житие…»  протопоп Аввакума»  не упустил  написать.
Видимо в те времена полные опасностей и лютой безбожной кровожадности эти качества были необходимы воеводе, обличенному, практически, неограниченной властью. Вспомним хотя бы стиль царствования Петра Первого. Кстати внучка Афанасия Филипповича Пашкова впоследствии вышла замуж за  Никиту Моисеевича Зотова – учителя и воспитателя Петра Первого. Кто интересуется историей России того периода, помнит каково было влияние на государя этого человека.
Вероятно сам Пашков, выполняя эту «тяжелую» работу, где-то в душе очень критически относился к себе.  Почти сразу после возвращения из Даурии он ушел в Чудов монастырь, где постригся в монахи. Причем «схиму» при пострижении Афанасий Пашков принял именно от самого протопопа Аввакума.
Значение Афанасия Филипповича Пашкова в освоение Сибири настолько высоко, что сравнимо разве  только с такими  первопроходцами и путешественниками, как  Витус Беринг, Алексей Чириков, Семен Дежнев, Никифор Алексеевич Бегичев и Фритьоф Нансен.
***

В апреле 1682 года в возрасте 20 лет умирает царь Федор Алексеевич.
Известно, что у его отца Алексея Михайловича 13 детей были от брака с Марией Ильиничной Милославской, в том числе Федор, Иван и Софья. От второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной было еще трое детей, в том числе Петр.
Как известно, всегда ближайшие родственники царей  получали все преференции и преимущества, например, повышения в чинах, в званиях, в наградах и т.д. Вот поэтому между двумя кланами — Милославских и Нарышкиных — и ранее существовавшие неприязненные отношения обострились до открытой вражды.
На российский трон могли рассчитывать и Иван, поддерживаемый семьей Милославских, и Петр — от Нарышкиных. И тот, и другой были детьми Алексея Михайловича и, следовательно, братьями усопшего царя Федора Алексеевича. Только Иван был родным братом Федора, а Петр — единокровным, но зато у Петра была жива матушка — Наталья Кирилловна, царица Российского государства. Правда от усопшего царя Федора тоже осталась вдовствующая царица Марфа Матвеевна Апраксина. Но благодаря ее умному поведению, царица сохранила к себе доверительное и уважительное отношение деверя, Петра Первого, до конца своих дней оставаясь на попечении государства. Она никогда не вступала ни в какие интриги государственной и политической жизни страны, ни, тем более, внутрисемейные дела обоих кланов.
Короче, одному Богу известно, чем бы могла закончиться эта династическая война, если бы не патриарх Иоаким. Это он предложил венчать на царство сразу обоих: Ивана — старшим царем, Петра — младшим, а регентом, ввиду их малолетства, назначить царевну Софью, родную сестру Ивана. На том и порешили. Только вот при венчании на голову Ивана надели подлинную шапку Мономаха, а на Петра, специально сделанную копию.
С этого момента, хотя формально власть принадлежала Ивану и Петру, фактически правила Софья и даже не она, а семья Милославских через своих фаворитов, князей Василия Васильевича Голицына и Федора Леонтьевича Шакловитого.
Смерть Федора Алексеевича, дворцовые интриги, властвующий «триумвират» - все эти новости устаревали, едва доходя до Енисейского уезда. Слишком большие расстояния отделяли заброшенный в глубокой Сибири Енисейск от столицы.
Это сейчас, в XXI веке, почти исчезли такие понятия, как далеко или очень далеко. В наше время позвонить в Москву — дело одной минуты, слетать туда и обратно можно за сутки. А тогда, в конце XVII века, попасть из Енисейска в Москву можно было только за полгода и это в лучшем случае. Бывало Тобольский губернатор князь Гагарин Матвей Петрович уедет зимой по санному пути, зимой же и возвращается, только уже через год. Целых десять лет был губернатором и только дважды выезжал в столицу - первый раз в Москву, а второй — уже в Санкт-Петербург.
Но вот одна новость мгновенно облетела всю Сибирь и не оставила никого равнодушным, а особенно жителей Енисейского уезда.
В мае 1683 года в город Енисейск срочно прибыли четверо гонцов прямо из самой Москвы с приказом от регента, царевны Софьи Алексеевны. Из которого следовало - воеводе Салтыкову Александру Петровичу немедленно отбыть в столицу. На его место уже незамедлительно ехал новый воевода — боярин, князь Константин Осипович Щербатов.
От вновь прибывшего воеводы все и узнали, что царь Иван Алексеевич женится на девице Прасковье Федоровне Салтыковой — дочери боярина, и уже киевского предводителя и воеводы Федора Петровича Салтыкова.
Насчет имени это не оговорка. Салтыков родился на свет в Польше (Речи Посполитой), а когда в результате договора «вечного мира» Смоленск отошел России, он принял подданство русского царя.
Енисейскому воеводе Александру Петровичу Салтыкову, прибывшему ко двору, правительница России Софья Алексеевна сообщила, что ее брат, царь Иван Алексеевич выбрал себе в супруги девицу Прасковью Салтыкову, его дочь.
Смена имени Салтыкова связана с двумя нюансами. Первый - мы помним, что он родился в Польше (Речи Посполитой) и, вероятней всего, крещен был по католическому обычаю. Этого никто не замечал, пока вопрос не коснулся женитьбы царя на его дочери. Поэтому патриарх Иоаким был этим недоволен и потребовал от Салтыкова принять православие по русским канонам, т. е. заново креститься.
Вот отсюда и смена имени. А что Федором, так это потому, что у династии Романовых уже существовала традиция - первый царь дома Романовых Михаил Федорович был благословлен на царство своей матерью Ксенией Шестовой, Федоровской иконой, которая находилась в Ипатьевском монастыре под Костромой. А уезжая в Москву, Михаил Федорович взял с собой список Федоровской иконы и поместил его в Кремлевской церкви.
Все потомки Романовых строили в честь нее церкви и заказывали списки этой иконы, очень почитая ее. Всех последующих жен русских царей будут при перекрещивании именовать Федоровны. В данном случае перекрестили самого отца и дочь его автоматически стала Федоровна. А поскольку процедура принятия православия проходила до царской свадьбы, то дочь его венчалась уже как Прасковья Федоровна Салтыкова.
Самого Федора Петровича Салтыкова еще до свадьбы возвели в чин боярский и назначили правителем и воеводой города Киева. На этом можно было бы и поставить точку в биографии семьи Салтыковых, так неожиданно и случайно сорвавшим джекпот, если бы не слухи, вокруг этой семьи, часто используемые в описании истории Енисейска. Но об этом чуть позже.


Рецензии