Лояльность к себе и критичность к другим
Аналогичная ситуация и в плане уважения к себе и другим людям. Человек, не уважающий окружающих, вряд ли будет пользоваться их авторитетом. Здесь речь идет об уважении в рамках этикета человеческого общества. Уважение на грани восхищения или преклонения – это совершенно отдельное явление жизни. И о нем, в данном случае, речь не идет. Чрезмерное самоуважение, при одновременном символическом уважении к другим людям основано, в первую очередь, на особенной лояльности (великодушии и снисходительности) человека к самому себе и повышенной критичности к другим людям. Довольно часто появляется в подростковом или юношеском возрасте.
Свидетельствует, как правило, о низкой духовности, малой самокритичности, относительном уровне гармонии личности в целом, искаженном ракурсе восприятия действительности, эгоизме и эгоцентризме, определенной психологической инфантильности, пренебрежении мудростью человечества, отсутствии сознательной и целенаправленной работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, стереотипности мышления, о наличии посредственности как принципиальной сути личности такого «аналитика». Односторонняя лояльность к себе – это принципиально дисгармоничная модель построения отношений, как с самим собой, так и с окружающим миром. Если говорить даже просто об элементарной логике мышления, то при пониженном уровне критичности к себе человек должен аналогичный уровень проявлять и ко всем другим людям. Другой вопрос, что чрезмерная лояльность к самому себе – это пусть к интеллектуальной, психологической, духовной и эстетической деградации.
Развитие любого человека, даже весьма способного и талантливого, может идти только в том случае, если уровень требований к самому себе существенно выше, чем к другим людям. Если же человек и так доволен самим собой, то какой же может быть стимул двигаться вперед и развиваться? Чрезмерная лояльность к себе, чаще всего, свидетельствует об отсутствии реальной внутренней силы, стержня личности, слабой силе воли, малой организованности и самодисциплине, отсутствии собственных принципов и убеждений (то, что есть часть лишь жалкое подобие таковых).
Человек с повышенной лояльностью к себе чаще всего претендует на особое отношение со стороны окружающих. Но, так как в нем мало что хорошее развивается и, если и развивается, то преимущественно самопроизвольно (как сорняк на обочине дороги), то и повода для проявления чувства уважения к нему практически нет. А амбиция обострена. В результате возникает проблемная и конфликтная ситуация в отношениях с окружающим миром. И, чем амбициознее человек, тем чаще и серьезнее жизнь наносит ему удары для его остепенения и отрезвления. Но большинство таких людей, к сожалению, от этого мудрее не становятся. А совсем наоборот, ожесточаются и озлобляются, превращая отношение к миру во все более дисгармоничное и деструктивное явление. Естественно, что в такой ситуации не только появление счастья, а даже кратковременный и относительный душевный комфорт и равновесие будут маловероятны. Это, собственно, прямой путь превращения человека в психологического паразита, разрушающего постоянно и активно не только собственную жизнь и благополучие, но и гармонию окружающего мира. За что он бывает очень серьезно наказан Высшими Силами.
Более оптимальным вариантом является более существенная лояльность к другим людям. Особенно в том случае, если Природа наградила конкретного человека определенными способностями или талантами. В том, что у него имеются способности, заслуги самого человека нет, - это проявление воли Высших Сил. Поэтому самим фактом их наличия гордиться особо не стоит. А вот результатом их сознательного и целенаправленного развития гордиться не только можно, но и нужно. Особенно при условии получения вполне конкретного признания окружающими ценности результатов творчества человека. Хотя, и это не может являться поводом для пренебрежительного отношения к тем, кто лишен данных способностей и талантов.
Свидетельство о публикации №222031901011