Война - войной, а я всё о насущном...

Полностью поддерживая решение Президента о спецоперации по уничтожению фашизма на сопредельной России территории, которая пока ещё называется Украиной, я, всё-таки, считаю, что не менее важное значение для жизни россиян имеет и то, какие решения принимаются в сегодняшней ситуации во внутренней социально-экономической политике.

Одним из значимых событий, на мой взгляд обывателя, является решение Президента о продлении полномочий главы ЦБ РФ ещё на один срок. То есть, изменение внутренней финансовой политики ЦБ не предполагается. И я считаю это очень плохим знАком как для малого и среднего бизнеса, так и для рядовых россиян. Почему? Да потому что проводимая до сих пор ЦБ внутренняя финансовая политика не только не способствовала развитию в России малого и среднего бизнеса и улучшению благосостояния россиян, а, судя даже по лживой официальной статистике, препятствовала и развитию бизнеса и росту благосостояния россиян.

Взять хотябы лукавство в терминологии экономических понятий. Рост цен на потребительские товары уже как само собой называется инфляцией, даже название придумали - инфляция цен на потребительские товары. Но ведь "инфляция" и "рост цен" понятия, хоть и относительно взаимосвязанные, но всё-таки, понятия разные. Не будем, однако, вдаваться в дебри экономической теории.

В одном из последних своих выступлений, глава ЦБ заявила, что не поддерживает введение ручного регулирования цен, поскольку это будет препятствовать адаптации экономики. Что это может означать на практике? Это будет означать ещё одну шоковую терапию для населения, подобную гайдаровской. И это в то время, когда Россия, по сути дела, находится на военном положении. Разумеется, ручное регулирование цен, то есть установление цен на потребительские товары не бизнесом, а государством, - это полный бред. Так было во времена совдепии, когда существовали целые тома прейскурантов оптовых и розничных цен абсолютно на всё, и продавать и покупать товары можно было только по ценам этих прейскурантов. Но тогда и предприниматель был один единственный - государство. И возвращаться к этому - полный абсурд. Но и отстранение государства от участия в процессе регулирования цен - это тоже абсурд!

Установление государством цен пола и потолка - это крайние и единичные случаи. Госрегулирование осуществляется в отношении прибыли и рентабельности, причём на законодательном уровне. Если совсем кратко, то: вводятся такие понятия как норма прибыли, нормальный уровень рентабельности, а всё, что выше этих норм, облагается налогом до 90% и выше. В России таких понятий нет, и судя по-всему, не предвидится.

Когда гайдаровцы объявили в России шоковую терапию, они не просто цены отпустили, они сказали - греби за счёт свободных цен прибыли, сколько сможешь унести! Зарубежный бизнес, для которого нормальной считается прибыль в пределах 5-8%, был в шоке, видя рентабельность дикого российского бизнеса в тысячи процентов! И ведь всё это продолжается до сих пор, понятий норма прибыли и нормальная рентабельность в российском налоговом законодательстве нет, и российский бизнес в этом плане до сих пор остается диким. Разговоры о том, что в конечном итоге цены в рыночной экономике определяются соотношением спрос-предложение, конкуренцией и платеждеспособностью потребителя для российской рыночной экономики - разговоры пустые.

Впрочем, нельзя сказать, что государство так уж совсем и не вмешивается в ценообразование на внутреннем рынке. На целый ряд товаров, таких, к примеру, как жизненно важные и необходимые лекарственные средства, устанавливается госрегулирование уровня наценки. Но опять же, не уровня прибыли или рентабельности, а именно уровня, то есть % наценки. Вот и сейчас идут разговоры о том, что торговые сети ограничат % своих наценок. А что такое, эта самая наценка? Для производителя товаров - это разница между отпускной ценой произведённого им товара и суммой понесенных им затрат для производства этого товара; для торговли - это разница между ценами покупки и продажи перепродаваемого товара. И вот здесь начинается "гуляй поле" от формирования себестоимости производства у производителя до количества перепродавцов в цепи доведения товара до конечного потребителя, то есть до населения. Но это уже другая тема.

В настоящий же момент, после решения Президента о продлении срока полномочий действующего главы ЦБ РФ и в свете её заявлений о сохранении внутренней финансовой и ценовой политики на потребительском рынке, сам собой напрашивается вывод о том, что ничего хорошего для населения в плане повышения уровня его благосостояния, даже после окончания войны России за право на своё существования, не предвидится. Скорее всего продолжится рорст цен на потребительские товары, не такой резкий, конечно, как в период шоковой терапии, но всё-таки довольно существенный, и выживать большинству населения, как и сейчас, придётся на подачки от государства в формате всевозможных разовых компенсационных выплат из бюджета и всевозможных индексаций бюджетных постоянных выплат. И опять рост потребительских цен будут называть инфляцией, хотя это и далеко не так. Но, поживём - увидим. Очень не хочется быть пессимостом в отношении последствий для населения принимаемых антисанкционных мер и других решений по внутренней социально-экономической политике...


Рецензии