ЕГ8 Пушкин Онегин Геолокация поместий в романе 5

Красногорье Ленских и мистификация "глуши степных селений"

   фото автора - Аугсбург


Пушкин  один раз указал геолокацию основных событий своего романа — бедные мелкопоместные дворяне Ленские жили в деревне Красногорье.

До строфы IV шестой главы романа автор ни разу не указал места действия героев романа

Вперед, вперед, моя исторья!
Лицо нас новое зовет.
В пяти верстах от Красногорья,
Деревни Ленского, живет
И здравствует еще доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

И тут есть один нюанс. Мы могли бы предположить, что Пушкин забыл о своих тайнах- ведь обычно между главами романа проходило года 1,5… Но 5-я глава романа «Евге-ний Онегин» писалась между 4 янв. и 22 ноя. 1826 (опубл. вместе с 4-ой главой 31 янв. — 2 февр. 1828 в СПб). А 6-я глава создана также в 1826, писана в Михайловском предположительно до окончания главы пятой (опубл. 23 марта 1828).
По видимому автор в начале убил поэта Ленского рукой Онегина, а уже потом придумал как их поссорить ложным одноактным лишь флиртом Жени с Олей.
Второй раз Пушкин интригует нас словами «... глуши степных селений» строфы XVII последней песни, выдавая родину Татьяны:

«Ужели, — думает Евгений, —
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.

Эта пародийность — в Псковской Земле нет степей — выдает попытку автора нас вновь мистифицировать и наталкивает на мысль, что и в первом случае Красногорье такая же мистификация в сатирическом романе. Пародия или сатира в том, что красногорье происходит от весеннего праздника Красной горки = времени радостей девичьих — сватовства и свадеб! Хороша пародия = Пушкин убивает поэта возле Красной Горки и там жен хоронит ...

 это по АСП и есть глушь степного края...

Красная горка – один из праздников Рода

Красная горка – один из праздников Рода, к ней приурочивались свадьбы и сватовство. Начинали с похода на кладбище, потом были пляски и игры, типа горелок. Тон за-давали девушки и молодки. Собственно, это был праздник Рода в женской его ипостаси, день Рожаниц (Ляли и Лели). Практиковались тайные обряды, например, ночное опахивание села, на которое не допускали мужчин. Божество в этот день соединяло пары, взвешивало шансы парней и девушек. Кто не пришел на общие гуляния, мог остаться без жениха или невесты. В общем, это был праздник начала нового жиз-ненного цикла. Так что совсем неслучайно Толстой сделал набросок, соединяющий Красную горку со смертью царя, с которой, собственно, и началось то, что ему надо было описывать в романе о смене эпохи.

Красная горка — первое воскресенье после Песах

Под таким названием известно в народе первое воскресенье, следующее после Пасхи. В этот день, все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собираются на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и поют песни-веснянки («закликают», или «заигрывают» весну), водят хороводы и устраивают разнообразные игры и пляски.

Красная горка считается девичьим праздником, так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день производится выбор женихами невест). Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. И во всяком случае оба они, и парень, и девушка, непременно умрут вскоре же после свадьбы.

Кроме матримониального значения, Красная горка в некоторых местах приобретает совершенно особый характер бабьего заклинания. Так, в Пензенской губ., которая, наравне с Вологодской, больше других придерживается старинных обрядов и обычаев, в первое воскресенье после Пасхи устраивается «опахивание села».

В глухую полночь, весь наличный состав деревенских женщин идет, с песнями, за околицу, где дожидаются три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетают свои косы, а бабы снимают головные платки и начинается шествие: несколько баб садятся на доски, положенные поверх сохи, несколько девок берутся сзади за соху, чтобы её придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащат соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохою крест. Процессии предшествуют старухи с иконой и молятся, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели её переступать. В этом обряде принимают участие только одни женщины и девушки, парни же присоединяются к ним уже потом, когда бабы опишут круг около села и, возвратившись на прежнее место, устроят пирушку, распивая брагу и закусывая. Пирушка эта продолжается до третьих петухов (приблизительно до 3-го часа утра), а затем все расходятся по домам, так как гулять после петухов считается грешно.

Источник : Нечистая, неведомая и крестная сила (Максимов)

Деревни Ленского и Онегина мы еще раз поищем … но лучше это делать в Тверской губернии = там и у Ганнибалов были поместья и не одно (!), и с бароном гусаром Вульфоов там Наше Всё бедокурил

Карты для Красногорья в Тверской губернии :
 
Касная Горка - УдомляК
 
Красная Горка - Тургиново 2
 
Красная Горка - Тургиновот
 
Тверь - Красная Горка - Тургиново


Рецензии