Велесова ночь

Память объединяет поколения

За окном лил дождь и скрипел фонарь, качаясь на ветру. Света поёжилась, укутываясь в плед. На улицу выходить не хотелось. Через несколько часов наступал Хеллоуин: один из самых неоднозначных праздников; и его собирались отмечать сокурсницы Светы, студентки театрального факультета местного университета. Но радостные предложения поучаствовать в веселье девушка без тени сомнения отклонила, только фыркнув на доводы подруг о том, что будет интересно и забавно.

Света отложила в сторону книгу и подошла к окну. На улице бушевала непогода. Температура воздуха неумолимо стремилась к нулю, обещая скорые холода, фонарь болтался от ветра, отбрасывая причудливые тени, отчего казалось, что двор наполнен страшными потусторонними существами.

Вздохнув, Света принялась собираться. Близилась Велесова ночь, и девушке хотелось провести её по славянским традициям, чтобы хоть что-то и как-то противопоставить набившим оскомину тыквам Джека, которые виднелись практически из каждого окна. Решимости добавлял сон, снившийся уже несколько дней подряд, и не дававший девушке  покоя: она видела седовласого старца с чёрными бездонными глазами. Он безмолвно звал её за собой и неизменно приводил к озеру, которое Света очень хорошо знала.

Озеро Светлое, несмотря на название, отличалось весьма мрачной историей. Когда-то давно на его берегу устраивали жертвоприношения, позже его окрестности стали сакральным местом для празднования Велесовой ночи. Далёкие предки верили, что именно здесь истончается граница между мирами, и раз в год, в ночь с тридцать первого октября на первое ноября украшали свечами тропу, ведущую от озера к деревне. Люди верили, что усопшие предки так найдут дорогу к своим потомкам и смогут помочь, если те об этом их попросят.

Деревня с тех пор превратилась в город, традиции позабылись, но озеро по-прежнему оставалось окутано дурной славой. Много людей в нём сгинуло, говорят, из-за ледяных ключей, бьющих со дна водоёма, да тёмных омутов, навсегда затягивающих неосторожных пловцов.

Именно к нему торопилась Света. Наскоро намотав на шею шарф и накинув пальто, она выскочила из подъезда и быстрым шагом направилась к озеру, благо оно было в двух кварталах от дома. Однако, несмотря на такое короткое расстояние, девушка успела продрогнуть от порывов ледяного ветра, хватавшего её холодными пальцами за руки и пробиравшегося под одежду.

Добежав до лесопосадки, Света выдохнула и остановилась. Позади остался город с тёплым уютным светом в окнах, впереди же расстилалась промозглая тьма. Пахло сыростью и болотом. Земля полнилась шорохами. Где-то в полусне каркнула ворона. Замерев на секунду, Света всё же сделала первый шаг. За ним ещё и ещё один. Каждый последующий был твёрже и увереннее предыдущего.

Темнота оказалась не всепоглощающей: впереди забрезжил свет и девушка с удивлением увидела хеллоуинские тыквы, стоявшие по обе стороны от тропинки. Тыкв было много. Выстроенные в два ровных ряда, они протянулись до самого берега и, казалось, даже уходили под воду. Неверные отблески свечей в тыквах отбрасывали пляшущие тени, отчего казалось, что в кустах кто-то шевелится и готовится выскочить на тропинку.

Света вздрогнула и под пристальным взглядом тыкв пошла по ней к озеру. В ветвях деревьев завывал ветер.

– Светлана…
Шёпот почти сливался с редкой листвой, но Света услышала, резко остановилась и огляделась. Никого не было. В озере что-то гулко плюхнуло. Тыквы скривились в мерзких ухмылках и медленно поднялись над землёй. Воздух подёрнулся дымкой. Свете показалось, что она провалилась в сырую холодную яму: неуловимо изменилось пространство, разделяя мир на две части. Город вдалеке сверкал огнями. Люди в нём не спали, предвкушая Хеллоуинские развлечения и весёлые встречи с друзьями. Но теперь он казался почти нереальным и абсолютно недосягаемым. Света попробовала закричать, но изо рта вырвалось лишь облачко пара. Воздух стал вязким и шевелиться было трудно. Что-то сдавило грудь.
– Светлана…
Тыквы закружились в сумасшедшем танце, светясь всё сильнее, сливаясь в единое целое, образуя фигуру человека, протянувшую руки к девушке.
– Вы кто? – Света упала на землю, чувствуя, между лопатками липкий холодный пот. Воздуха не хватало, она задыхалась, неотрывно глядя на фигуру.
Призрак громко рассмеялся, молниеносно подлетел к ней, к самому лицу.
– Я Джек!
Все свечи мгновенно погасли, тыквы рассыпались по земле с гулким грохотом, разбиваясь, разлетаясь на куски. Призрак протянул руки к шее девушки. В нос ударил запах затхлости и разлагающегося мяса. Могильный холод добрался до самых костей. Свету потащило к озеру, в ледяную тёмную воду.

Последнее, что увидела Света, были два глаза, чёрных и затягивающих в Бездну.

****
За окном завывал холодный октябрьский ветер. Дождь ледяными пальцами трогал окно, заглядывая в комнату, где собрались люди в светлых одеждах, вышитых обережными узорами. Всё их внимание было приковано к седовласому старику, важно восседавшему посреди комнаты.
– Это озеро Светлое было известно ещё древним славянам, – рассказывал старик, разглядывая лица слушателей, прожигая их души взглядом удивительно чёрных глаз. – Берег этого озера считался переходом между мирами, и каждый год грань становилась настолько тонкой, что мёртвые могли навестить живых. Наши предки знали это и ждали своих родных, а чтобы мёртвые нашли дорогу, украшали тропу, ведущую от озера к деревне, свечами. Свечи же ставили в окнах своих домов. И в ночь с тридцать первого октября на первое ноября, в Велесову ночь, происходило таинство соединения миров.
Старик откашлялся и продолжил:
– Много воды утекло с тех пор. Много людей сгинуло в этом озере. Кто уходил к нему в ночь один – никогда не возвращался. Про Велесову ночь давно позабыли, хотя и не все. Вместо нашего праздника стали праздновать Хеллоуин заморский, не понимая что там, за гранью, всё сливается воедино. Заложником Хеллоуина стал некий Джек. Говорят, что не может он выбраться из междумирья. И не сможет до тех пор, пока абсолютно все люди не позабудут о своём прошлом, о своих предках и традициях. Но пока мы помним о Велесовой ночи, суждено ему одному скитаться в холодной Пустоте.

Дима слушал старца, погружаясь в странное оцепенение. До праздника оставалось несколько часов. Парень вспоминал свой сон, в котором красивая девушка звала его на берег озера. Хотелось успеть до полуночи.

11.01.2022


Рецензии