Мотивация

                Мотивация.

                К вопросу о мотивации.

                В настоящее время «мотивация» стала топовым словом. Если ты «мотивирован», то это как бы синоним успешности. Но цена за гонку за успешностью велика: растраченное здоровье и нервные срывы, переходящие в затяжные депрессии. В общем-то, в мотивации нет ничего плохо, если только под этим термином тебя не вбивают в  отряд мотивированных конкурирующих клонов, утративших свою индивидуальность, но зато натасканных на получение результата. Коучи и психологи над этим усердно работают «как стать успешным», «как стать богатым», «думай и богатей», «как выйти замуж за олигарха», «как добиться желаемого», «как стать успешным», «как перестроить своё мышление и изменить свою жизнь», итд, итд, итд…
                «Как изменить свою жизнь? Никак — если она не готова меняться. Логика та же: любые попытки внести перемены в свою жизнь наталкиваются на преграду — готовность или неготовность нашего привычного жизненного ритма к переменам. И здесь часто совершается ошибка, обрекающая нас на провал — героическими волевыми усилиями выламывается дверь, которая вообще-то не заперта и свободно открывается в другую сторону.
Допустим, совершенно внезапно вы захотели изучить древнегреческий язык. И у вас для этого есть все, что нужно: учебник, преподаватель, свободное время и даже искренняя мотивация. Остается назначить понедельник, с которого начнем, и уже через полгода вы сможете спросить «как пройти в библиотеку?» по-древнегречески. Казалось бы, никаких проблем.
Однако где-то со второго-третьего понедельника проблемы все-таки начинаются. Становится ясно, что, помимо желания и возможностей, требуется еще и дисциплина — способность преодолевать себя и прилагать регулярные усилия на длительном отрезке времени. И вот вы проявляете волю к победе — усаживаете себя за работу, вопреки всем отвлекающим и мешающим факторам. И если уровень вашей самодисциплины высок, добиваетесь успеха… Возьмем другой пример — допустим, я хочу начать бегать по утрам. И тут совершенно определенно требуется дисциплина: каждый день поднимать себя из теплой кровати и выпихивать на улицу — это подвиг. Но можно провести эксперимент — попробовать выделить время на ежедневную пробежку без самой пробежки. Тут-то и станет очевидно, сколько ежедневных усилий для этого требуется: надо просыпаться на полтора часа раньше, надо ложиться на полтора часа раньше, надо высвободить эти полтора часа вечером, а для этого надо от чего-то отказаться… эффект домино. Чтобы я смог «всего лишь» бегать по утрам, мне придется перекроить всю свою жизнь! И если не пытаться решить задачу нахрапом, получается очень интересный эффект. Если свою дисциплину и осознанность я направляю, в первую очередь, на перестройку образа жизни — день за днем, шаг за шагом органично и планомерно корректирую свои привычные ритмы, перераспределяю свободное время и высвобождаю ресурсы, чтобы у меня появились свободные и бодрые полтора часа каждое утро — оказывается, что волевых усилий на фактическую пробежку требуется гораздо меньше. Совершать спортивный подвиг гораздо проще, если жизнь к этому уже готова! Мотивация действительно важна — здесь никаких сюрпризов. И дисциплина тоже важна — без вопросов. Неожиданностью оказалось, что дисциплина, зачастую, должна быть направлена совсем в другое место — туда, где мы сталкиваемся с заданным выше вопросом: а готова ли к переменам наша жизнь?», рассуждает на своей странице коуч Олег Сатов.
                Остановим момент. Вот здесь-то и возникает самый главный вопрос. А именно: нужна ли эта мотивация  в искусственной форме? Ибо в искусственной форме это понятие опасное и ложное. Что значит вообще фраза, сказанная кем-то сторонним, либо самому себе лично "надо меняться", или "надо изменить свою жизнь"?
                Пожалуй, в этой заметке  буду  продолжать писать от первого лица.
                Как-то не так давно одна возрастная женщина, подрабатывающая репетитором по английскому, активно ищущая себе клиентуру, переодеваясь после бассейна, обронила мне фразу "Тебе надо учить английский."
"Зачем? Я вроде не говорила, что собираюсь эмигрировать куда-нибудь."
"Ну.,как зачем...ты должна себя мотивировать. Ты совсем не мотивирована. Задайся целью, выучи язык, а выучишь язык -может какая работа хорошая подвернется, или с иностранцем познакомишься с каким.."
 Отвечаю:
"Мотивация появляется сама изнутри не в роли причины, а как следствие какой-то причины, и это самое правильное, естественное ее появление, и только тогда она будет оправдана и эффективна. В любом другом случае - это просто делание ради делания . Если не понятно, объясняю: Появится предложение, где надо будет знать английский - появится и мотивация его выучить. Появится надобность уехать туда, где говорят по-английски - значит опять же, и мотивация сама собой появится."
"Ну....не знаю....", недовольно протягивает она, продолжая "все сейчас знают английский… Ты какая-то аморфная, так нельзя."
"Меня слово "все" не убеждает его учить".
К слову для любопытствующих: брала эта дама за свои услуги совсем не дёшево, но очень сильно убеждала всех, что это им просто необходимо нужно.
                Как-то один знакомый сказал мне: "Вот у меня сила есть, воля есть, а силы воли нету... Надо мне начать бегать, а я, ленивая скотина, не могу себя заставить.. Вот смотрю на тебя, ты меня мотивируешь, и хочу тоже начать бегать но блин, лень.."
Я рассмеялась:
"Вам не надо бегать вообще, это не ваше. Мало того, здоровья это вам не принесет, а напротив, вы его потеряете только".
"Почему?"
"Потому что, вы это не любите. Вы будете себя заставлять, убеждать себя, что вам оно надо. Это искусственный путь. Вы не обманите свой организм: он начнет сопротивляться, В результате от заставляния себя вам всё это будет далеко не в радость. Мало того, от неправильной техники бега у вас очень скоро заболят колени, и в итоге вы всю эту затею бросите".
"Но ты-то не бросаешь." …
"Так я другая просто. Вы меня не равняйте. Мне это надо. У меня это потребность, у меня это зависимость наркомана. Я люблю движение, Я профессионал далеко не в одном виде спорта.. Мой организм этого требует. Но самое главное, открою вам секрет: я ЛЮБЛЮ это. Я не заставляю себя, напротив, я страстно хочу этого. Мой бег — моя медитация, и мне даже никакой компаньон не нужен для этого. Моё плавание - моё дикое наслаждение. Я в воде сама становлюсь ее частью, я очень люблю воду. Понимаете разницу? Я совершенно ничем не мотивирую себя и не подражаю никому. Я люблю то, чем я занимаюсь. Скажу больше. Я смотрю на женщин, заставляющих себя идти на фитнес, чтобы похудеть, или усилием воли сидящих на каких-то строгих диетах.. И знаю: они похудеют лишь временно. Затем, только немного ослабив «мотивацию», они наберут веса еще больше, чем были до этого. Причина? Они не любят то, чего они делают, это не их сфера... И то, что они вытуживают из себя, это будет лишь временный им эффект . Почему? Это искусственный путь. При любом искусственном варианте организм отомстит".
                Я раньше не любила убираться. Помогала маме, но мне не хотелось... Меня жутко тяготила домашняя уборка. Сейчас я люблю это. Мне нравится очищать пространство.  Я заботливо смахиваю пыль, или мою полы...  И делаю это часто по мере надобности. И уборка перестала тяготить меня вообще. Я не готовлюсь к ней заранее, не настраиваю себя, не заставляю.
                Секрет секретов: люби то, что ты делаешь. И не надо никакой мотивации.  Не надо "изменять свою жизнь" или себя искусственными путем, хотя бы потому, что это путь без вашего сердца. А то, где нет вашего сердца – то очень быстро ломается, прекращает своё существование.
                По аналогии о вредных привычках.
                Если алкашу не хочется кодироваться, так это не потому, что он не мотивирован, а потому, что ему нравится такой способ ухода от мира. Его мозг любит это состояние и на физиологическом уровне просит своей дозы. Ему нравится забыться... Однако, если  всё осточертеет, или появится какой-то естественный стимул для этого - человек пойдет и закодируется. Либо бросит пить сам, если не увяз совсем. Сам, без всяких сторонних  внушений "Тебе надо изменить свою жизнь".


Рецензии
Собственно, мотивация - искусство манипулирования людьми в сути своей. Руководителем над подчиненными, владельцем фирмы - над руководителем и прочее.

Виктор Ищущий   13.09.2023 08:22     Заявить о нарушении
Вот самомотивация, это уже конечно другое...

Виктор Ищущий   13.09.2023 08:24   Заявить о нарушении
Как вы - Секрет секретов: люби то, что ты делаешь

Так оно на самом деле, да.

Виктор Ищущий   13.09.2023 08:28   Заявить о нарушении