Соборность. Предложение

       Всё-таки соборность применительно к былой русской жизни – не пустой звук. Ведь была же раньше на Руси подлинная религиозная жизнь: исправно ходили в церковь по воскресеньям и двунадесятым праздникам, вместе молились, исцеления от грехов чаяли, на помощь Божию в тяготах земных уповали, какую-то надежду в сердце таили, что-то там у Господа выпрашивали, и рождалось от этого меж собравшимися под сводами церкви некое особое чувство. Один из прекрасных знатоков русской старины, покойный ныне академик А. М. Панченко говорил (передаём по смыслу): церковный приход на Руси – это была особая людская общность. На службу в церкви собирались самые разные люди, но соединяла их незримая добрая сила. Например, ни для кого не было секретом, что такой-то вор, и сам вор знал, что нечист он на руку и все про него всё знают, и было это важно и для самого воришки, и для всей общины как целостного, здорового в нравственной основе своей организма. И тем более все знали, что, скажем, N. – праведник, благочестивый прихожанин.

       Вернёмся в наши дни. Так сложилось, что вот уже сколько-то лет подряд наблюдаю за жизнью небольшого (+/– 20 тысяч жителей) городка на российском Северо-Западе, далеко от Питера (км 200–220) и близко уже к Карелии. Экономическая основа его существования – это лес, в смысле “Перетёр с кем надо – порешал вопрос – договорился – отстегнул – занёс – проплатил – спилил – продал / толкнул – повторил цикл” и т.д. (схема условна) – впрочем, не станем облыжно никого обвинять, грешно это всё, не по-божески, да и по документам наверняка всё в полном порядке. И вот что бросилось в глаза. Идёшь, например, по улице, видишь ухоженный особняк, немалый по стоимости коттедж, а рядышком почти всегда лесовоз. Чаще всего “Урал”-тягач (или КамАЗ, а то и иномарка), и ещё имеется устройство-кран для загрузки на прицеп освежёванных брёвен. Так, сразу ясно, к какому делу причастен хозяин дома, на какой, так сказать, “теме сидит”, из чего проистекает материальное благополучие его самого и всех его присных.
 
       И вот, собственно, моё предложение. Чтобы наше общество стало несколько более открытым, прозрачным, чтоб поменьше было у нас человеческой и социальной разобщённости, чтобы как-то укрепилось взаимопонимание и доверие в обществе, чтобы мы как-то немножечко больше знали друг о друге [* Примечание] – предлагаю у каждого выделяющего своей стоимостью жилища (скажем, от 50 или 100 тыс. долларов и выше) устанавливать некие стилизованные, условные изображения, скульптурные и иные объекты-символы, недвусмысленно указывающие на основной род занятий владельца и, тем самым, на источник его доходов. Здесь открывается немало возможностей проявить творческую выдумку и фантазию. Начнём с напрашивающихся образов и параллелей. Нефтяная либо газовая вышка, газораспределительный коллектор, трубопровод – тут всё ясно. – Удостоверение / Визитная карточка сотрудника районной / городской / областной / краевой администрации, увеличенная до размеров полутора на два-два с половиной метра, – высокохудожественным данный образ едва ли назовёшь, но здесь мы стремимся более к ясности и точности, нежели к эстетическому эффекту. – Фуражка с полицейской кокардой, жезл сотрудника ГИБДД, удостоверение инспектора пожарной охраны, сотрудника районной санэпидемстанции, Роспотребнадзора, районной / городской налоговой / торговой инспекции и т.п. – образы, едва ль таящие в себе что-либо неожиданное, но такие понятные, мгновенно узнаваемые. – Финансист, банкир – изображения заграничных денежных знаков, а также российского рубля – конечно, всё это слишком “в лоб”, прямолинейно; эти достойные члены нашего общества заслуживают более тонкого обхождения, надо бы ещё подумать. – Белый халат, фонендоскоп, измеритель кровяного давления, что ещё? – о работниках системы здравоохранения, наиболее успешных и удачливых из них, любимцах, баловнях Фортуны завели мы речь. – Директор плодоовощной базы, районного / городского рынка, бюро похоронных услуг. – Начальник тыловой службы полка / дивизии / армии, его регалии и знаки отличия; митрополичьи / епископские / архиерейские облачения (как вымолвить подобное?!); во всём его грозном величии, нравственной безупречности и суровой неподкупности – прокурорский мундир; вариант: судейская мантия (в этом случае, пожалуй, есть смысл отступить от требований регламентирующих документов и в знак незапятнанной чистоты и кристальной честности её носителя вместо тканей мрачных тонов употребить для изготовления материю ослепительной белизны. – Ой, а не спутают ли тогда непосвящённые мантию с медицинским халатом? – Ничего, позже разберёмся). Список, разумеется, может быть продолжен; приглашаем к сотрудничеству всех россиян, неравнодушных к судьбе Отечества.
   
       [* Примечание – Прощаешь и принимаешь человека таким, каков он есть, чаще всего в том случае, если его понимаешь, первый же шаг к пониманию – знание о человеке, более близкое с ним знакомство.]
      
       Особая статья, по старинной, идущей ещё со времён Российской империи традиции, – племена и народности, отличные от великорусского, представители, в основном, национальных окраин. С давних пор известно, что излюбленным их поприщем выступает торговля, то есть присвоение, рас- и перераспределение уже произведённого продукта. Подобного рода коммерция – субстанция тончайшая, едва ли уловимая и схватываемая в чувственно осязаемых, наглядных образах. Что приходит на ум? Сторублёвая купюра, таинственным, алхимическим способом пресуществляющаяся, возрастающая в силе и славе до тысячерублевой / пятитысячной – и так бесконечный “ряд волшебных изменений” (А. А. Фет)? –  Соединённые пунктирными линиями, проходящими по параллелям и меридианам, через множество населённых пунктов, от Москвы до самых до окраин эти символы образовали бы целую сеть, которая покрыла бы, не исключено, всю нашу необъятную Россию – и это был бы уже знак целого сословия, коллективный образ-памятник. Хотя, здесь, вероятно, более подойдёт жанр инсталляции. Стилизованные весы с искусно смещённым балансом; набор гирек, чей заявленный номинал разительно отличается от действительного их веса, ещё те или иные пластические фигуры, полные глубокого символического содержания? – Едва ли удачно, креатив как таковой отсутствует. – Не будем, однако, брать на себя излишне много; оставим нечто учащимся художественных школ и вузов. Кому как не им, юной поросли, племени младому и дерзкому, воплотить в ярких, неповторимых образах господствующие ценности и направления эпохи? – Надеемся, к осуществлению данного важнейшего социального проекта активно подключатся и учёные, ведущие исследования в области науки о знаках, так наз. семиотики. Их помощь и содействие были бы просто неоценимы.
               
       ЭПИЛОГ. “Я начал шутя, а кончил истинной злостью” (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени” (“Из журнала Печорина”)); читай: завистью к их, всех вышеперечисленных, высочайшей адаптированности, незыблемой укоренённости в нашем социуме.
 
       P.S. Чуть серьёзней. Многие авторитетные исследователи утверждают, что “классовый подход” при анализе современного российского общества не слишком плодотворен. Как ни анализируй, как ни выделяй, а “классов” получается всего два, не более: “начальство” да “простой народ”, “политическая верхушка” и “электорат”, “быдляк” и „элита”, гламур и совок, ну, ещё, может быть, какая-то прослойка – то ли “офисный планктон”, то ли, действительно, “средний класс”, то ли ещё что. Куда ближе к истине рассматривать наше общество как состоящее из представителей различных сословий. Тут тебе и “государевы люди”, “служивые” (чиновничество, армейские, блюстители правопорядка, судейские, прокурорские); и врачи, медработники, и труженики просвещения (школьное учительство, преподаватели вузов, сотрудники библиотек, музеев); и сфера торговли + сервис; и лица, занятые преимущественно физическим трудом; и, как в советскую пору, “рабочий класс”, “колхозное крестьянство”, местами фермерство; коммивояжёры, коммерсанты, мелкие и средние предприниматели, торговые посредники и т.д. Для каждого сословия характерна вполне определённая система ценностей и жизненных представлений, свой стиль мышления, особые “поведенческие модели” и “реакции”, своя, что очень важно, корпоративная солидарность и этика.
   
       И тогда, чтоб была полная “информационная картина”, чтоб сразу знать, с кем имеешь дело, нужно за каждым сословием закрепить особое его символическое обозначение и специальным законом обязать каждого российского гражданина к его ношению в любое время суток. Данные изображения должны присутствовать также и при входе в жилище, при въезде на территорию дачного / коттеджного участка, принадлежащих гражданину, устанавливаться на автомобилях и иных средствах передвижения, находящихся в личной собственности. Таким образом, будет приведено в соответствие и строгий порядок объективное содержание нашего общества и внешнее оформление среды обитания россиян. Наряду с чертами и выражением лица, общими повадками, стоимостью жилища, костюма и автомобиля данная информация станет неоценимым подспорьем, если необходимо выработать, например, общую линию и тактику общения с персонажем, особенно при первой с ним встрече. И тогда вся Россия будет как один большой церковный приход.

       В заключение выскажем уверенность, что реализация данного предложения, помимо всего прочего, ещё и благотворно скажется на морально-психологической атмосфере в обществе. Ведь, в самом деле, какие вопросы не дают покоя многим нашим согражданам после того, как удовлетворены их базовые потребности в продуктах питания, предметах гардероба и в более или менее подобающем жилище? – Рискнём предположить, что-то вроде “И откуда только “они” такие деньги берут?! Квартиры, дачи, коттеджи, тачки, Мальдивы-Багамы!”; “Ишь, наворовали-то сколько! Только вот, интересно, где и как?”; “Как бы так узнать, кто они такие, чем занимаются, что деньжищи такие гребут?!” и т.п. 

       А предлагаемая нами система маркировок, чётких и внятных символов и сигналов как раз и призвана к тому, чтобы удовлетворить даже самые привередливые запросы россиян по части их любопытства и повышенного внимания к материальному положению и источникам благосостояния всевозможных категорий, слоёв, групп, типов и подвидов соотечественников – от соседей и коллег по работе до лиц, принадлежащих к высшим эшелонам государственной власти (кстати, не забыть бы ещё и “творческую элиту”).


Рецензии