de omnibus dubitandum 1. 68

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.68. ТАК И РОЖДАЮТСЯ БАЙКИ О КАЗАКАХ…

    Объяснения природы казачества надо искать не на Западе, а на Востоке, не на почве удобренной римской культурой, а в «диком поле», среди тюрко-могольских орд. Запорожское казачество давно поставлено в прямую генетическую связь с хищными печенегами, половцами и тюрками, бушевавшими в южных степях на протяжении чуть не всей руской истории, - пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма». 

    Осевшие в Приднепровьи и известные чаще всего, под именем Бродников, они со временем христианизировались, обрусели (под воздействием политики государства, поработившего их – Л.С.) и положили начало, по мнению Костомарова, южнорусскому казачеству. Эта точка зрения получила сильное подкрепление в ряде позднейших изысканий, среди которых особенным интересом отличается исследование П. Голубовского.

    Согласно ему, между степным кочевым миром и руской стихией не было в старину той резкой границы, какую мы себе обычно представляем. На всем пространстве от Дуная до Волги, «лес и степь» взаимно проникали друг друга, и в то время как печенеги, торки и половцы оседали в "руских владениях" (кавычки мои, обычно казаки селились в Диком поле - Л.С.), сами руские многочисленными островками жили в глубине тюркских кочевий. Происходило сильное смешение кровей и культур (ложь - Л.С.).

    И в этой среде, по мнению Голубовского, уже в киевскую эпоху стали создаваться особые воинственные общины, в составе которых наблюдались как руские, так и кочевые инородческие элементы (опять ложь - Л.С.). Основываясь на известном «Codex Camanicus» конца XIII века, Голубовский самое слово «казак» считает половецким, в смысле стража передового, дневного и ночного.

    Толкований этого слова много и выводилось оно всегда из восточных языков, но прежние исследователи сопровождали свои утверждения аргументацией и соответствующими лингвистическими выкладками. Только В.А. Голобуцкий, автор недавно вышедшей работы о запорожском казачестве, отступил от этой хорошей академической традиции. Отметив тюркское его происхождение и истолковав, как «вольного человека», он ничем не подкрепил своего открытия. Не трудно заметить руководившее им желание — закрепить филологически за словом «казак» то значение, которое придавалось ему в националистической публицистике и поэзии XIX века, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».

    Некоторые исследователи идут дальше Голубовского и ищут следов казачества в скифских и в сарматских временах, когда на нашем юге подвизались многочисленные ватаги, добывавшие пропитание грабежами и набегами. Степь искони дышала разбоем, хищничеством и той особой вольностью, которую так трудно отождествить с современным понятием свободы.

    Наиболее яркую печать наложила на казачество самая близкая к нему по времени, тюркская эпоха степной истории. Давно обращено внимание на тюркское происхождение казачьей терминологии. Слово «чабан», например, означающее пастуха овец, заимствовано от тюрок. От них же заимствовано и слово «атаман», производное от «одаман», означающее начальника чабанов сводного стада. Сводное же стадо составляли десять соединенных стад, по тысяче овец в каждом. Такое стадо называлось «кхош». Казачье «кош» (становище, лагерь, сборное место) и «кошевой атаман» вышли из этого степного лексикона. Оттуда же «курень» и «куренной атаман». «Значение куреня, — по словам Рашид-эд-Дина, — таково: когда в поле кибитки во множестве стоят кругом в виде кольца, то называют это КУРЕНЬ».
Объяснить проникновение в среду днепровских казаков тюрко-могольской кочевой терминологии не так уж трудно, ввиду близости Крыма. Но наиболее вероятным ее источником были казаки же, только не свои руские (русских казаков придумали наши лже-историки - Л.С.), а тюркские.

    Представление о казачестве как специально руском явлении до такой степени распространено у нас и в Европе, что о существовании иноплеменных казачьих скопищ редко кому известно, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма». Между тем, Дон и Запорожье были, надо думать, младшими братьями и учениками казаков тюркских.

    На существование тюркских казаков имеется множество указаний. Оставляя в стороне вопрос о большой Киргиз-Кайсацкой орде за Каспием, которую некоторые историки, как Быкадоров и Эварницкий, ставят в родственную связь со всем казачьим миром, мы ограничимся более близкой нам территорией Причерноморьем.

    МЕНГЛИ I ГЕРАЙ
годы жизни: 1445-1515

    ГИРЕЙ Менгли-Гирей I (тюрк)(1445-1515)(XI колено) - чингизид из дома Тукай-Темюра, татарский хан, сын родоначальника династии Гиреев, основателя Крымского ханства. Отец — Хаджжи-Гирей I, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. Братья: Нурдевлет, р. ? г., Хайдар, р. ? г. Сестра - ?, р. ? г. Правил 1467-1474, 1475-1476, 1478-1514 гг. Власть Менгли-Гирея не была прочной. В 1474 г. Нур-Даулат в первый раз изгнал его из Крыма. В следующем году Менгли-Гирей вернул себе престол при помощи османов. С этого времени крымские ханы считались вассалами турецкого султана.
Жена — Нур-Салтан, р. ? г. Сыновья: Мухаммад (Мухаммад-Гирей I), р. ? г., Саадат (Саадат-Гирей I), р. ? г., Ахмед, р. ? г., Мубарак, р. ? г., Сагиб I (Cахиб-Гирей I), р. ? г., Фатых (Фатх), р. ? г., Юсуф, р. ? г. и Карачура, р. ? г. Дочери: ?, р. ? г., ?, р. ? г., (Л.С.). По смерти Ибрагима его вдова, дочь ногайского князя Тимура - Нур-Салтан вышла замуж за крымского хана Менгли-Гирея и, из Казани уехала в Бахчисарай. Вместе с матерью маленький царевич Абдул-Латыф отправился в Крым, ко двору своего отчима. (М.Г. Худяков "Очерки по истории КАЗАНСКОГО ХАНСТВА"). После Хаджи-Гирея – известный Менгли-Гирей (ум. 1515). При нем и при его непосредственном содействии туркам пала Каффа (1475 г.), но султан Магомет II, разгромив генуэзцев, сделал своим вассалом крымского хана и с этого времени султан держит себя, как верховный сюзерен крымского хана. Менгли-Гирей установил себе в помощь новую должность калги, своего рода вице-хана. Менгли-Г. был в большой дружбе и даже договоре (1474 г.) с Московским царем Иваном III.
В 1502 г. Менгли-Гирей, ходатайствуя за опального пасынка Абдул-Латыфа, прислал великому князю Ивану III перстень с обломком рога «кагерденева, индейского зверя, коего тайная сила мешает действию всякого яда: носи его на руке и помни мою дружбу» {Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб. 1852. Т. VI. С. 318}.
    По смерти Менгли-Г. (около 1515 г.) крымские ханы назначаются султаном Османской империи. После смерти Хаджи Гирея в 1466 году власть в Крыму была у Нур-Девлета, вскоре оказавшегося заточенным в генуэзской крепости Солдайе.

    «В 1468 году крымским ханом стал Менгли Гирей, сын Хаджи Гирея, сразу же заключивший мирный договор с Каффой. В 1474 году войско Ахмата разбило крымских татар Менгли Гирея. Крымский хан ушел в Турцию. Новым ханом Крымского юрта стал сын Ахмата Джанибек. Менгли Гирей вспомнил о договоре 1454 года, подписанным его отцом Хаджи Гиреем. За возвращение ханства он пообещал отдать султану Таманский полуостров и генуэзские колонии в Крыму. Менгли Гирей тайно вернулся в Крым собирать преданные ему отряды. 31 мая 1475 года турецкая  эскадра под командованием главного везиря  Кедук-паши в Кафинском заливе высадила  десант, поддержанный с берега татарским отрядами Менгли Гирея. На пятый день в результате предательства, Каффа пала. Город получил турецкое название Кефе и стал центральным опорным пунктом Турции в Крыму. В результате кровопролитных сражений турецкие войска разгромили и оккупировали княжество Феодоро и  все города  южного побережья Крыма. С генуэзским присутствием на Крымском полуострове было покончено. Турки захватили также Таманский полуостров. По другой версии захвата Оттоманской Портой Крымского полуострова Менгли Гирей в начале 1475 года был  заточен в Мангупскую крепость. У крымского хана были прочны дружественные связи с генуэзцами, и турецкие властители боялись их объединения в случае турецкого нападения. Турки договорились с беем рода Ширин Эминеком и, совместными усилиями уничтожили владения генуэзцев в Крыму. В июле 1475 года Менгли Гирей был освобожден из тюрьмы, чтобы подписать договор с главнокомандующим турецких войск в Крыму и верховным визирем Гедик-Ахмед-пашой. В декабре 1475 года, после полугодичной осады и пяти штурмов турецкие войска уничтожили  княжество Феодоро и убили его князя Александра. Крымское ханство превратилось в вассала Турции. Менгли Гирей был шедро одарен султаном и, утвержден крымским ханом. Территория  княжества Феодоро и южный  берег Крыма от Кефе до руин Херсонеса стал "султанским санджаком", состоящим   из Мангупского, Судакского, Кефейского и Еникальского кадылыков и, вошел в состав Турции. Сохранившееся христианское население Крыма было обложено большим количеством налогов и повинностей, турецкие власти усилили политику мусульманизации. Турецкий султан Мехмед захотел взять под свой контроль и земли Большой Орды. В 1476 году Оттоманская Порта объединила Большую Орду и Крымское ханство в один улус, Менгли Гирея сместили и, крымским ханом стал сын властителя Большой Орды Ахмата Джанибек. Однако, Ахмат и Джанибек, хотевшие восстановления Золотой Орды, не  захотели полностью подчиниться Турции и в 1478 году с помощью крымской знати Джанибек был изгнан из Крыма.  Крымским ханом вновь стал Менгли Гирей, подтвердивший договор 1475 года. В Стамбуле постоянно проживали члены семьи Гиреев, из которых султан мог в любой удобный для него  момент подобрать замену строптивому крымскому хану, а в резиденции постоянного представителя Стамбула в Крыму Кефе находился большой турецкий гарнизон. Крымскому  ханству была оставлена внутриполитическая автономия и право дипломатических отношений с иностранными государствами. Московское государство вступило в регулярные дипломатические отношения с Крымским ханством в 1462 году, когда великий князь Иван III Васильевич и крымский хан Хаджи Гирей обменялись грамотами, а в 1472 году два государства  подписали предварительное соглашение  "в братской  дружбе и любви против недругов стоять за одно". Клятвенная грамота Менгли Гирея, написанная в 1474 году, выглядела следующим образом: "Ярлык или шертная (клятвенная) грамота, данная Великому князю Иоанну Васильевичу, от крымского царя Менгли Гирея пред Российским послом боярином  Никитою Беклемишевым и крестным  Великого князя целованием перед крымским послом Довлетек  Мурзою утвержденная в том: чтобы царю Менгли Гирею, уланам его и князьям его, быть с  Российским государем в дружбе и любви; против недругов стояти заодно, земель московского государства и княжеств к оному принадлежащих невоевать, учинивших же сие без  ведома его  казнить, захваченных притом в плен людей отдавать без выкупа, и пограбленное возвращать все сполна, послов отправлять в Москву без пошлин и без пошлинных людей, и российскому послу иметь в Крыме прямой и беспошлинный путь". В 1480 году в Крыму был  заключен русско-крымский союз, касающийся  взаимоотношений союзников с Польским государством короля Казимира и Большой Ордой хана Ахмата: "А на Ахмата царя быть с  нами за один: коли пойдет на меня царь Ахмат, и тобе моему брату, великому князю Ивану, царевичев твоих отпустить на Орду с уланами и с князми. А пойдет на тобя Ахмат Царь, и мне Менгли-Гирею царю на Ахмата царя пойти или брата своего отпустити с своими людьми. Также и на короля, на вопчего своего недруга, быть  нам с тобой заодин: коли ты на короля пойдешь или пошлешь, и мне на него пойти и на его землю; или король пойдет на тобя на моего брата на великого князя, или пошлет, и мне также на  короля и на его землю пойти". В апреле 1480 года Московский Великий князь дал крымскому хану  грамоту: "Грамота Великого  князя Иоанна Васильевича данная крымскому царю  Менгли Гирею и крестным целованием с приложением золотой печати, утвержденная с уверением: о безопасном приезде ему царю в Россию, есть ли по какому либо нещастью лишится владения своего, о непритеснении как его, так и будущих при нем и о взыскании в таком случае возможных способов возвратить ему потерянный им отцовский в Крыму престол". В 1482 году войска крымского хана Менгли Гирея захватили и разрушили Киев, принадлежавший тогда Литве - сожгли замок, разграбили церкви и взяли большое количество пленных. Весной 1484 года началась польско-турецкая война. Объединенные войска Баязида II и Менгли Гирея 14 июля 1484 года захватили важнейший порт-крепость Килию в устье Дуная, а 4 августа — Аккерман (Белгород-Днестровский) в  устье Днестра. Отныне Турция и Крымское ханство владели всем черноморским побережьем от устья Дуная до устья Днепра, во всех городах находились большие турецкие гарнизоны, выходцами из Крыма на новых землях была образована Буджацкая Орда. 23 марта 1489 года Польско-Литовское государство подписало мирный договор, по которому Турция оставляла за собой захваченные земли в Северном Причерноморье. В 1489 году обменялись грамотами о дружбе и союзе Ногайская Орда хана Ибрагима Ивака и Великое княжество Московское Ивана III Васильевича.
    Примерно  в  это время, через посредничество Менгли-Гирея, 31  августа 1492 года, был подписан договор турецким султаном Баязетом и Иваном III "Об установлении торговли и   мирных отношений". Впоследствии отношения продолжались через сына султана Баязета - наместника Кефе. Уже в 1480 году Менгли-Гирей совершил набег на польскую Подолию, и возможно из-за этого набега хан Ахмат не дождался на реке Угре войска своего польского  союзника, проиграл "великое противостояние" с ратями великого князя Ивана III Васильевича, отступил в степи и был убит ханом Ногайской Орды Иваком.

    Московское княжество стало уже официально независимым государством. Между Крымским ханством и Московским государством образовалась громадная степная полоса, от Тулы и Рязани до берегов Каспийского, Азовского и Черного морей, незаселенная из-за постоянной угрозы набегов и получившая название - "дикое поле". В 1485 году сын Ахмата Муртоза ворвался в Крым, был разбит,  попал в плен, но был освобожден своим братом Махмутом, выигравшим сражение у Менгли Гирея. Крымский хан вместе с ногайцами и турецкой поддержкой выбил "Ахматовых  детей"  из Крыма, но они отошли недалеко за Перекоп и блокировали Крым с суши. Блокаду пришлось снять в связи со своевременными для Крымского ханства конными рейдами  войск Московского великого князя "под Орду". Весной 1491 года войска Большой Орды во главе с  Сейид-Ахметом  и Ших-Ахметом подошли к Перекопу, но из-за двух отрядов Ивана III, посланных на  территорию Большой Орды, вернулись домой. Тогда же татарами недалеко от современного Херсона была построена крепость Тягинь. В 1492-1497 гг.  Менгли Гирей с войсками ежегодно совершал набеги на украинские земли. В 1497 году большой отряд татар  был разгромлен  войском князя Константина Острожского. В 1500 году Ших-Ахмет, хан Большой Орды, заключил военный союз с литовским  князем  Александром, с шестидесятитысячным войском подошел к Перекопу, но не смог войти в Крым, возможно из-за падежа скота и необычно холодной зимы. Ших-Ахмет перезимовал  под Киевом, а в 1501 году уже с двадцатитысячным войском вернулся под Перекоп, но опять не смог войти в Крым, и ушел к Белгороду, где и зазимовал. В мае 1502 года войска Крымского ханства и Ногайской Орды вышли в степи за Перекопом и, в июне у устья реки Сулы наголову разгромили татар Ших-Ахмета. Большая Орда прекратила свое существование. Крымское ханство стало полновластным хозяином всего Северного Причерноморья (А. Максидов. Крымские ханы и черкесские князья).

    «...с падением в 1453 г. Константинополя турки сделались полными обладателями Черного моря и начали готовится к захвату Крыма. Этим планам и способствовал факт объявления к этому времени против турок очередного крестового похода, но Турецкий султан Магомет II  овладел южным побережьем Черного моря с Трапезундом, Синопом и другими городами, затем, высадившись в Крыму захватил Керчь и устремился на Кафу. Первым шагом в реализации этого плана было отстранение от власти Менгли-Гирей-хана незадолго до начала боевых операций по овладению Кафой. Неуверенный в готовности Менгли-Гирея активно участвовать в кампании на стороне султана, поскольку были известны его тесные контакты с Кафой (так, в 1469 году он защищал ее от посягательств самого султана, а в 1474 году — от нападения ширинских мурз, возглавляемых Эменеком), Гедик-Ахмед-паша предпочел иметь дело не с представителем династии Гиреев, а с главой рода Ширинов — Эменеком. В результате Менгли-Гирей-хан в начале 1475 года был заключен в Мангупскую крепость, а Эменек направлен в Старый Крым. И когда османский флот в составе 300—500 судов 1 июня 1475 г. появился на Кафинском рейде, Командующимй турецкими войсками Гедик-Ахмед-паша мог рассчитывать на выступление против Кафы крымских татар под командой Эменека. Задуманная таким образом операция по овладению генуэзской крепостью длилась всего три-четыре дня. Стены Кафы не выдержали действий артиллерии, в городе развилась паника, и на четвертые сутки Кафа сдалась туркам, наложившим на нее огромный выкуп. Итальянское население в громадном числе было перебито, очень пострадало и греческое; знатные и богатые люди были отправлены в Константинополь. Вслед и вся система итальянских колоний фактически была упразднена в Северном Причерноморье.

    Под власть Порты попали Тамань, Азов, Анапа; в Крыму - Керчь, Кафа, Судак, Чембало (Балаклава). Овладев основными стратегическими пунктами прибрежной полосы Крыма, а также Таманского полуострова, Гедик-Ахмед-паша приступил к политическому оформлению одержанной победы. Для этого понадобилась влиятельная фигура представителя династии Гиреев, в частности, Менгли-Гирея. В июле 1475 года он был освобожден из мангупского заточения и тогда же заключил с Гедик-Ахмед-пашой договор большой исторической важности для судьбы Крымского ханства и всего региона в целом. В послании (письме) 1475 года к султану Мухаммеду II Менгли-Гирей-хан сообщал: «Мы заключили с Ахмед-пашой договор и условия: быть падишаха другу — другом, а его врагу — врагом». В течение 275 лет, начиная с 1479 года, когда крымский хан Менгли-Гирей принял протекторат Османской империи, и оканчивая 1774 годом, когда, по Кучук-Кайнарджийскому договору, кубанские степи перешли во владение России, османы номинально и фактически были властителями Северного Кавказа и Кубанской области. В исторической науке принято считать, что с падением Кафы погиб цветущий культурный центр в Тавриде, а с падением Мангупа последняя политическая опора греческого населения в нем. Расправившись с генуэзцами, турки овладели всем Крымом, и заняли под свою юрисдикцию всю территорию, которая некогда была уступлена татарами генуэзцам, - южный берег и часть горного Крыма до р. Качи, - присоединили к своей державе, как победители. Эти владения были разделены на три кадылыка (округа) - Мангупский, Сугдейский и Кефайский. Татары в результате турецкого нашествия сохранили в своей власти степное пространство и предгорье и безоговорочно признали над собою главенство Турецкого султана, который обязался назначать ханов из рода Гиреев, потомков Чингиза. Противодействия независимости Крымского ханства со стороны ханов Золотой Орды и росту его связей с Османской империей были безуспешны, и в 1479 году Крым был окончательно признан независимым от Орды государством. Менгли I Герай дружил с московским князем Иваном III и действовал с ним заодно против Литвы, желая при его помощи самому овладеть землями Золотой Орды. Таким образом, он содействовал освобождению Руси от «монгольского ига!» (кавычки мои — Л.С.). Но в конце жизни Ивана III Менгли изменил свою политику относительно Московского государства и начал дружить с Литвой». (Владимир Бровко. Присоединение Крымского ханства).
годы правления: 1467;1469-1475;1478-1515
преемник Нур-Девлета
предшественник Мехмеда I Герая

Шестой сын Хаджи Герая. По некоторым данным, провел юность и получил воспитание в Генуэзской Каффе.
В 1467 г. сделал малоудачную попытку воцариться и ушел в Каффу, где собрал вокруг себя крымских беев. С их помощью в 1469 г. сверг брата Нур-Девлета и занял трон.

В 1475 г. во время нападения османских войск на Каффу был низложен заговором знати. За сопротивление туркам арестован и отвезен в Стамбул, где провел в плену 3 года. В 1478 г. султан Мехмед II восстановил Менгли I Герая на крымском престоле с условием признания ханом турецкого верховенства. Этому способствовали и просьбы крымских беев, страдавших от безвластия в стране, и просивших султана вернуть Менгли I Герая в Крым.

До прихода в Крым османов Менгли I Герай был озабочен усилением турецкого влияния в Черноморье и угрозой для ханства перехода из ордынской зависимости в османскую. Яркой чертой политического курса того времени являлись прочные симпатии хана к крымским генуэзцам, которых он смог примирить с их давним противником - Готией.

    Продолжал политику отца, направленную на выход из всякой зависимости от Золотой Орды. Вернувшись на престол в качестве турецкого вассала, отбил последние ордынские атаки на Крым. В 1502 г. разгромил столицу Золотой Орды г. Сарай, что в исторической литературе считается финалом существования Золотой Орды как государства. Интересы Менгли I Герая в борьбе с Ордой совпадали с интересами Московии, по инициативе которой двумя странами был заключен тесный союз. Это, в свою очередь, вызвало резкое ухудшение традиционно дружеских отношений Крыма с Польско-Литовским государством, которое в тот момент находилось в остром конфликте с Московией из-за территориальных притязаний последней.

    Во внутренней политике проявил себя как выдающийся деятель государственного строительства. Очевидно, именно Менгли I Гераю принадлежит идея объявить род потомков Хаджи Герая новой династией, объединенной общим династическим именованием.
Менгли I Герай переселил в крымские степи значительное количество выходцев с Волги (бывших ордынских подданных) для поднятия экономической и военной мощи страны.
Построил новую ханскую резиденцию - Девлет-Сарай (Ашлама-Сарай), придав тем самым черты городского поселения Салачику, в котором располагался новый дворец. Помимо дворца, здесь был выстроен культово-образовательный комплекс с мечетью, дюрбе и учебным заведением Зынджирлы-медресе.
Заслуженно считался одним из великих крымских правителей.
Умер в 1515 г. Похоронен в Салачикском дюрбе, которое возвёл над могилой отца в 1501 г.*

*)памятник в дюрбе не сохранился

    В 1492 г. хан Менгли-Гирей писал Ивану III, что войско его, возвращаясь из под Киева с добычею, было ограблено в степи «ордынским казаками». Об этих ордынских или «азовских» казаках-татарах неоднократно пишут руские летописцы со времен Ивана III, характеризуя их, как самых ужасных разбойников, нападавших на пограничные города и чинивших необычайные препятствия при сношениях Московского Государства с Крымом.

    «Поле не чисто от азовских казаков», читаем мы постоянно в донесениях послов и пограничных воевод государю. Татарские казаки, так же как тюркские, не признавали над собой власти ни одного из соседних государей, хотя часто поступали к ним на службу. Так, отряды татарских казаков состояли на службе у Москвы, не гнушалась ими и Польша. Известно, по крайней мере, что король Сигизмунд-Август призывал к себе белгородских (аккерманских) и перекопских казаков и посылал им сукно на жалованье. Но чаще всех привлекал их себе на помощь крымский хан, имевший постоянно в составе своих войск крупные казачьи отряды. Разбойничая на пространстве между Крымом и московской Украиной, татарские казаки были в военном, бытовом и экономическом отношении самостоятельной организацией, так что польские летописцы, зная четыре татарские орды (заволжскую, астраханскую, казанскую, перекопскую), причисляли к ним, иногда, пятую — тюркскую, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».

    Надо ли после этого ходить далеко на Запад в поисках образца для запорожской Сечи? Истинной школой днепровской вольницы была татарская степь=Дикое поле, давшая ей все от воинских приемов, лексикона, внешнего вида (усы, чуб, шаровары), до обычаев, нравов и всего стиля поведения. Прославленные морские походы в Туретчину выглядят совсем не патриотическим и не благочестивым делом. Сами, украинофилы прошлого века знали, что казаки «розбивали по Черному море християнске купецтво заодно с бесурменским, а дома плиндрували руськи свои городи татарским робом», пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».

    «Были в Швеции казаки запорожские, числом 4000, пишет одна польская летопись, — над ними был гетманом Самуил Кошка, там этого Самуила и убили. Казаки в Швеции ничего доброго не сделали, ни гетману, ни королю не пособили, только на Руси (городу – Л.С.) Полоцку великий вред сделали, и город славный Витебск опустошили, золота и серебра множество набрали, мещан знатных рубили и такую содомию чинили, что хуже злых неприятелей или татар» (сноски на документ автор не приводит, равносильно баба бабе сказала – Л.С.).

    Под 1603 годом повествуется о похождении казаков под начальством некоего Ивана Куцки в Боркулабовской и Шупенской волостях, где они обложили население данью в деньгах и натуре.

    «В том же году в городе Могилеве Иван Куцка сдал гетманство, потому что в Войске было великое своевольство: что кто хочет, то делает. Приехал посланец от короля и панов радных, напоминал, грозил казакам, чтоб они никакого насилия в городе и по селам не делали. К этому посланцу приносил один мещанин на руках девочку шести лет, прибитую и изнасилованную, едва живую; горько, страшно было глядеть: все люди плакали, Богу Создателю молились, чтобы таких своевольников истребил навеки, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма». А когда казаки назад на Низ поехали, то великие убытки селам и городам делали, женщин, девиц, детей и лошадей с собою брали; один казак вел лошадей 8, 10, 12, детей 3, 4, женщин или девиц 4 или 3» (сноски на документ автор не приводит, равносильно баба бабе сказала – Л.С.).

    Чем эта картина отличается от вида крымской орды возвращающейся с ясырем из удачного набега? Разница может быть, та, что татары своих единоверцев и единоплеменников не брали и не продавали в рабство, тогда как для запорожских «лыцарей» подобных тонкостей не существовало (очень глубокое заключение, достойное кандидата исторических наук – Л.С.).

    Школа Запорожья была не рыцарская и не трудовая крестьянская. Правда, много крепостных мужиков бежало туда, и много было поборников идеи освобождения селянства от крепостного права. Но принесенные извне, эти идеи замирали в Запорожье и подменялись другими. Не они определяли образ Сечи и общий тонус ее жизни. Здесь существовали свои вековечные традиции, нравы и свой взгляд на мир. Попадавший сюда человек переваривался и перетапливался, как в котле, из малоросса становился казаком, менял этнографию, менял душу. В глазах современников, как отдельные казаки, так и целые их объединения, носили характер «добычников». «Жен не держат, землю не пашут, питаются от скотоводства, звериной ловли и рыбного промысла, а в старину больше в добычах, от соседственных народов получаемых, упражнялись». 

    Казакование (слово какое интересное придумал, еврей) было особым методом добывания средств к жизни, и тот же Папроцкий, воспевавший казаков, как рыцарей, признается в одном месте, что в низовьях Днепра «сабля приносила больше барышей, чем хозяйство». Именно поэтому в казачество шли не одни простолюдины, но и шляхта, подчас из очень знатных родов. Насколько возвышенными были их цели и устремления, видно из случая с знаменитым Самуилом Заборовским. Отправляясь в Запорожье, он мечтал о походе с казаками на московские пределы, но явившись в Сечь и ознакомившись с обстановкой, меняет намерение и предлагает поход в Молдавию. Когда же татары приходят с дружеским предложением идти совместно грабить Персию, он охотно соглашается и на это. Запорожские мораль и нравы хорошо были известны в Польше: коронный гетман Ян Замойский, обращаясь к провинившимся шляхтичам, выставлявшим в оправдание прежних проступков свои заслуги в запорожском войске, говорил: «Не на Низу ищут славной смерти, не там возвращаются утраченные права. Каждому рассудительному человеку понятно, что туда идут не из любви к отчеству, а для добычи».

    Даже в поздние времена, в начале XVIII века, казаки не стеснялись называть свое ремесло его собственным именем. Когда Булавин поднял на Дону восстание против Петра Великого, он отправился в Запорожье с целью прибрать там себе помощников. Сечь заволновалась. Одни стояли за немедленное соединение с донским атаманом, другие боялись порывать с Москвой. Дошло до смены кошевого и старшины. Умеренная группа одержала верх и, порешили всей Сечью не выступать, а разрешить желающим присоединиться к Булавину на свой риск. Булавин встал в Самарских городках и обратился к запорожцам с призывом:

    «Атаманы молодцы, дорожные охотники, вольные всяких чинов люди, воры  и разбойники! Кто похочет с военным походным атаманом Кондратием Афанасьевичем Булавиным, кто похочет с ним погулять по чисту полю, красно походить, сладко попить да поесть, на добрых конях поездить, то приезжайте в Черны Вершины самарские!».

    До учреждения оседлого реестрового казачества (в  Польше - Л.С.) в середине XVI века, термином «казак» определялся особый образ жизни. «Ходить в казаки» означало удаляться в степь за линию пограничной охраны и жить там наподобие тюркских казаков, т.е., в зависимости от обстоятельств, ловить рыбу, пасти овец или грабить, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».

    Фигура запорожца не тождественна с типом коренного малороссиянина, они представляют два разных мира. Один — оседлый, земледельческий, с культурой, бытом, навыками и традициями, унаследованными от киевских времен. Другой гулящий, нетрудовой, ведущий разбойную жизнь, выработавший совершенно иной темперамент и характер под влиянием образа жизни и смешения со степными выходцами. Казачество порождено не южноруской культурой, а стихией враждебной, пребывавшей столетиями в состоянии войны с нею.

    Высказанная многими русскими историками, мысль эта поддержана ныне немецким исследователем Гюнтером Штеклем, полагающим, что первыми рускими казаками были обрусевшие крещеные татары (те лже-историки которые написали нашу историю, еще и не такую чушь напридумывали – Л.С.). В них он видит отцов восточнославянского казачества.

    Что касается легенды, приписывающей запорожцам миссию защиты славянского востока Европы от татар и турок, то она, ныне, достаточно развенчана накопившимся документальным материалом и трудами исследователей. Казачья служба на краю Дикого поля создана инициативой и усилиями польского государства, а не самого казачества. Вопрос этот давно ясен для исторической науки (надо же как просто в е***ской науке все объясняется, просто «потому что потому» – Л.С.).


Рецензии