Мордорская эсхатология или миссия св. Христофора
К востоку от мира богов – Асгарда – расположен Ётунхейм. Там обитают ётуны – демонические великаны и великанши.
Россия – страна героев, сказали бы мы. Но у Толкина нет Ётунхейма. Его заменяет Мордор. Даже в самом названии есть ассоциация с Мордовией, причем мордва – это экзоним. Этнически есть два народа, называемых этим именем: эрзя и мокша. Историк Гумилев писал, что некогда Нижний Новгород был мордовской крепостью.
В польско-украинской политической мифологии Мордовия ассоциируется именно с Россией, чтобы подчеркнуть ее финно-угорскую лесо-болотную специфику. Кроме того, само слово Мордовия звучит угрожающе и ассоциируется с латинским morte (смерть).
В английском, родном языке Толкина, есть похожая ассоциация Mordor – Murder (убийство). Эту страну населяют орки – этот демонический народ придумал автор «Властелина Колец». Его нет в германском фольклоре. По описаниям орки приземисты и широкоскулы. Этими чертами обладают представители монголоидной расы, причем не тихоокеанские монголоиды (они узколицы), а центральноазиатские.
Примечательно, что орки и эльфы неким образом связаны. Орки это темные двойники эльфов. У них даже практически один язык. Подобно тому, как славянский и германский язык родственны через индоевропейскую общность. Конечно, можно удивиться: какая связь широкоскулых монголоидов и носителей славянского наречия? Но дело в том, что во времена Толкина геббельсовская пропаганда часто изображала пленных советских солдат-красноармейцев как монголоидов. Типа, «поскреби русского найдешь татарина». А здесь еще одна мифология эпохи позднего Средневековья: Тартария - Великая Татария.
В этнониме татар европейцы слышали Тартар – ад титанов из греческой мифологии. А Татария это не только территория среднего Поволжья.
Если Татария – это земля татар, то они населяли Крым, Поволжье, Кавказ и Сибирь, ассоциировались с монголами, а на востоке крайним «татарским» топонимом был Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка. Таким образом, Татария простирается от Крыма до Сахалина – то есть это эвфемизм России.
Россия в западном сознании превращается в параноидальную идею: Етунхейм, Татария, Мордор. По мере глобализации русские неизбежно претворяют стереотип в этническую сущность.
Что же так страшит европейцев в Ётунхейме?
Там в Ярнвиде ("железном лесе") родится волк Фенрир, который будет одним из центральных персонажей Гибели Богов (Рагнарек) – он убьет самого Одина.
В славянской мифологии волк занимает важное место. Академик Рыбаков замечает, что культ волка у славян прослеждивается со времени геродотовых невров, а зимние святки – это своеобразное время оборотничества. В народных русских именах нередко встречаются обозначения волка: Серый (Сергей) и Вовка (Владимир). В русских народных сказках спутником и своеобразным нагвалем (зооморфным ангелом-хранителем) является Серый Волк.
Любопытно, но культ Волка существует и у тюркских народов. Турецкая националистическая организация, устроившая покушение на Римского папу, называлась «Серые Волки». В какой-то мере тюрко-славянское взаимодействие и породило Русский мир, причем речь идет не столько о Золотой Орде, сколько о более ранней эпохе гунно-болгар.
В России архетип волка удваивается. Прозорливые скандинавские скальды увидели в России Фенрира.
В неявном виде культ волка-Фенрира присутствует в русском православии. Существует иконография святого Христофора, который на русских иконах XVI-XVII века изображался как Кинокефал или Псоглавец. Это был человек с головой не то собаки, не то волка. Примечательно, что одет он был в одежду римского воина. В западной иконографии подобный образ отсутствует, хотя почитание святого Христофора есть. Очевидно, что агиография не способна раскрыть образ святого.
Как кинокефал попал на русскую икону? Можно предположить версию Анубиса, однако регион Древнего Египта слишком далек от Святой Руси.
Псевдо-Мефодий Патарский приоткрывает тайну этого народа. Кинокефалы – это апокалиптический народ севера. Клан Фенрира, который приняв святое крещение превращается в святого Христофора, то есть в Богоносца – так называл русский народ Федор Достоевский. Переходя на сторону света Фенрир не теряет свое идентичности – он призван убить германского языческого бога Одина. С волчьей головой и в римских доспехах.
Свидетельство о публикации №222031901897