О чём молчат горы

           Эта история произошла в 1990 году на границе Советского Союза и Афганистана в Таджикистане. Застава находилась в очень живописном месте. Она расположилась в небольшой лощине, окружённой горами, заросшими низкорослыми кустами и редкими невысокими деревьями. Было начало февраля. В горах ранняя весенняя зелень еще не успела выгореть на солнце. Цветы только собирались расцветать, а ягоды ещё не созрели.
           К заставе было два подхода и один подъезд. Подъезд находился со стороны посёлка. Подходами служили две горные тропинки, идущие от заставы в горы, а оттуда, куда хочешь. Хоть в Иран, лишь бы ноги дошли.
          В горах почти всегда днём жарко, а вечером и ночью холодно. Ночью может выпасть снег, а утром от него и следа не останется. После ночных дождей земля покрывается ледяной коркой, но с появлением первых лучей солнца она быстро тает. Хотя случалось, что снег и мороз день-два не отступали и в дневное время. В такие дни, когда в горы приходит зима, дети и взрослые выходят на улицу, лепят разные фигуры, катаются на лыжах и санках. Ведь завтра утром от зимы может ничего и не остаться. Снег держится, пока он падает. Кончит падать, начнёт таять.

          В два часа ночи в горах сработала тревожная сигнализация. Начальник заставы капитан Владимир Иванович Разин, взяв с собой десять пограничников, выехал на грузовой автомашине ГАЗ-66 отработать сигнал. Не успели они доехать до места, как ему сообщили о том, что тревожная сигнализация сработала еще в одном районе. Туда выехал заместитель командира заставы - старший лейтенант Алексей Паньков с десятью пограничниками на ещё одной грузовой автомашине ГАЗ-66.
          Примерно в три часа ночи в горах произошел обвал. Его звуки в тишине прозвучали, как взрыв. Застава не пострадала, лавина прошла стороной.
           Охранять её остались семь человек во главе со старшиной заставы - прапорщиком Семёном Зуевым. Тем временем группа Владимира Ивановича попала в засаду. Паньков поспешил ей на помощь, но тоже напоролся на засаду. Семён сообщил в погранотряд о случившемся и приказал оставшимся с ним пограничникам занять круговую оборону.
           Капитан Владимир Иванович Разин был пограничником в третьем поколении. Ему исполнилось двадцать восемь лет. Он был выше среднего роста, широк в плечах, с зачёсанными назад густыми тёмно-русыми волосами, с правильными чертами лица европейца. Второй год служил он начальником этой заставы. В Таджикистан его перевели с Севера. В то время государство любило такие развлечения: с Севера в Узбекистан, из Ленинграда на Камчатку, с Сахалина в Москву и так далее.
          Жена Разина - Вера Григорьевна работала учительницей русского языка и литературы в поселковой школе, расположенной в двух километрах от заставы. У них был пятилетний сын Алексей, названный в честь деда Владимира, тоже пограничника. На заставе жила ещё одна женщина - Лариса Михайловна. Ей было около шестидесяти лет, но выглядела она очень моложаво и спортивно. Она была мамой старшины заставы, прапорщика Семёна Зуева, возраст которого приближался к сорока годам. Прапорщик был разведён, и второй раз жениться не спешил, что очень огорчало его маму. Она уже была согласна даже на таджичку. Но Семен никак не мог найти свою суженную.
 
            Жену капитана с сыном и свою маму старшина укрыл в землянке за окопчиком в конце пограничной заставы. Других гражданских на заставе не было. Жена заместителя начальника уехала в Ленинград месяца три назад, и от неё не было никаких известий. Старший лейтенант похудел и стал каким-то почерневшим, даже волос немного потемнел от тоски.
           К заставе можно было подойти только с трёх сторон. На всех этих подступах были замаскированы три пулемёта. Ждать нападения пришлось недолго. Около четырех часов ночи позиции заставы были обстреляны из ручных гранатомётов неизвестными боевиками. Прапорщик не спешил обнаруживать свои огневые точки и приказал ждать, пока банда боевиков не начнёт атаку. Залпы нападавших разрушили казарму, баню и гараж. Спустя полчаса боевики начали наступление. Пограничники встретили их плотным пулемётным огнём. Атака захлебнулась. Тогда основные силы боевиков обошли заставу справа и ушли в горы. Отвлекать пограничников осталась лишь небольшая группа,  ведущая огонь по их позициям из автоматов и пулемётов. Впрочем, очень скоро с гор спустилась группа старшего лейтенанта Алексея Панькова, а минут через десять и группа Владимира Ивановича. Они сразу вступили в бой и быстро уничтожили оставшихся боевиков, взяв в плен тех, кто предпочел сдаться.

            Владимир Иванович, проверив безопасность своей семьи, остался доволен. Затем он объединил обе группы и отправился в погоню за бандитами, которые предположительно в количестве пятидесяти человек, с двадцатью нагруженными ослами, ушли в горы на советскую территорию.
            Погода была пасмурная, что называется, нелётная. Тучи стояли очень низко, небо почернело, день совсем испортился. Привлечь вертолёты для преследования не представилось возможным. Владимир Иванович со своими пограничниками пошёл по следам банды, оставив автомашины у входа в ущелье.
            Вошли в горное ущелье. Обойти его нельзя, сверху напасть тоже невозможно. Само ущелье было очень узким и глубоким и местами расширялось.
            Владимир знал один обходной путь, ему его показал местный охотник. Если идти по пещере, то можно сократить половину пути, и незаметно подойти к выходу из ущелья.
            Капитан разделил свой отряд на две группы по десять человек. Одну опять возглавил заместитель, а другую группу начальник заставы. Владимир Иванович повёл свою группу в обход по подземной галерее. Алексей со своей группой отправился в ущелье по следам бандитов. Сигналом к совместным действиям должен был стать выстрел из ручного гранатомёта «Муха».
           Таким образом, удалось обойти бандитов с дух сторон. Их действительно оказалось около пятидесяти человек, сопровождавших караван из двадцати нагруженных ослов.
            Капитан приказал дать залп по бандитам из семи гранатомётов сразу. Получилось очень эффектно. С двух сторон заработали пулемёты и автоматы. Боевики от неожиданности даже не успели оказать сопротивление. За несколько секунд они потеряли большую часть своего отряда. Оставшихся в живых боевиков разоружили и взяли в плен. В нагруженных на ослах тюках оказалась марихуана. Связав пленных, пограничники доставили их на заставу и вызвали конвой из погранотряда, который прибыл только к ужину.
           Среди пограничников были потери: один погибший и девять человек раненых. Их сразу отправили в госпиталь, где оказали медицинскую помощь.

Алексей Кутырев


Рецензии