Возвращение в Балашов. Весна 1983... часть 5

В 80-тых на танцах и дискотеках часто звучала песня, которую исполняла певица Катя Семёнова:
Подруги замужем давно, а я о принце все мечтаю.
Его я видела в кино, а в жизни как найти не знаю.
Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил,
В дом зарплату отдавал, тещу мамой называл.
Был к футболу равнодушен, а в компании не скучен,
И к тому же, чтобы он и красив был и умен.

Девушкам вообще свойственно торопиться с замужеством, об этом они думают чуть ли не с детского сада. Представляют себя в белом подвенечном платье, с заветным колечком на пальце. Может сейчас и по другому.. Но в моё время, девчонки после двадцати чувствовали себя среди замужних подруг неуютно. Мои подружки одна за другой выходили замуж, наступил и мой черёд..
Свадьбу решили отмечать в доме у жениха. Двор был огромный, во дворе сад: яблони, груши, вишни, вдоль забора кусты смородины, крыжовника, малины. Летом, в августе, что может быть лучше, чем свадьба в саду. Отец Владимира пообещал соорудить столы, навес красивый и записать на магнитофон самые веселые и красивые песни.
В 80-тых на магазинных полках Балашова уже не так легко было всё купить. Моя бабушка очень помогла с доставкой деликатесов с мясокомбината, ведь она знала там многих, продукции с ликёро-водочного завода, где она проработала 25 лет, даже на масло-сыр-комбинате работали её знакомые. Бабушка сняла все свои сбережения, чтобы помочь мне купить свадебное платье, фату, туфли. Она так старалась сделать меня счастливой. И вот наступило утро 6 августа..
С утра пришла девушка из парикмахерской, чтобы сделать мне свадебную причёску. Вот-вот должна была приехать Мама из Москвы. Пришли мои подруги Света и Таня.
Парикмахерша накрутила мне на бигуди волосы, потом начесала их, уложила в причёску и .. когда я увидела себя в зеркале.. мне стало смешно. Из зеркала на меня смотрела мадам лет за тридцать с круглыми от ужаса глазами. Ну, нет.. Хорошо, что ещё было время и я помчалась в ванную. Быстро смыла всю искусственную "красоту" и сама плойкой уложила волосы, как и всегда. К указанному времени подружки помогли мне одеть мои свадебные наряды и тут, за окном послышался шум, гудели машины и звучала музыка. Приехали жених и его друзья за невестой.
На пути у дверей подъезда жениха встречали соседи. Требовали выкуп за вход и пока друзья поднимались по лестницам до нужного этажа, пришлось и спеть, и сплясать, и денежек на подарочки дать всем, кто стоял на пути в квартиру невесты.
На улице в ожидании выстроились машины, украшенные разноцветными лентами из ткани "Лаке" с родного Комбината, подарок от моего цеха. Впереди малиновая "Волга" с наряженной куклой-невестой на капоте. "Волгу" нам предоставил директор седьмой автобазы, где работал Владимир. Свадебный "поезд" двинулся в сторону центра к ЗАГСу.

В 80-тых Балашовский ЗАГС был в старом доме, где сейчас находится памятник воину-интернационалисту. Мы успели вовремя. К нам вышла ведущая, пригласила и открыла двери в зал. Зазвучал свадебный марш Мендельсона. И тут.. Вбежала опоздавшая пара. Растолкав всех нас, они ворвались в зал. За женихом и невестой торопились их приятели.
Мне бы тогда развернуться и уйти. Может это сама Судьба закрыла передо мной двери.. Настроение было испорчено. И, когда мы заходили в зал бракосочетания, на глазах моих были слёзы..

Из ЗАГСа мы поехали в лес. На мосту через Хопер, машины остановились. Молодёжь вышла и по традиции мы бросили в воду коробочки от свадебных колец. Так принято, считается, если некуда положить колечки, значит они всегда будут на пальчиках молодожёнов.
В лесу было очень красиво. Мы пили шампанское, целовались, смеялись, фотографировались.
Что может быть прекраснее свадьбы в лесу летом? В лесу сразу меняется настроение, становится легче дышать. В жарком августе там прохладно, но даже когда холодно, то наоборот стволы деревьев отдают свое тепло. Высокие сосны и ели, с огромной кроной, тянутся в небо. Создаётся впечатление, будто над головой зеленый навес. Воздух настоян на запахе листьев, смолы и травы. Так не хотелось уезжать, но дома нас ждали родители и гости.

После свадьбы Владимир переехал жить в мою квартиру на Комбинате. Вернее, даже не переехал, а перешёл. Ведь его родители жили совсем рядом, через овраг, на Саратовской. Удивило, что пришёл без вещей. Когда спросила об этом, получила ответ: - Наживём.
Мне на свадьбу деньги давала бабушка. Всё, что было у неё отдала любимой внучке. А вот родители мужа поскупились. Да и потом, никогда нам не помогали. Сам Владимир зарабатывал очень мало. Потом открыл свою тайну, что был женат и половина зарплаты уходит на алименты. Родились наши дети, сын и дочь. Стало совсем трудно. Муж начал часто приходить пьяным. Пыталась развестись с ним, но он просил и умолял не бросать его, обещал завязать и вроде какое-то время держался. Но наступали сложные 90-тые годы.. Владимир уже не сдерживался, пил и не работал. Из квартиры не уходил, требовал разменять её и предоставить ему отдельную жилплощадь. Совести ни у него, ни у его родни не было. Пришёл на всё готовое и теперь хотел поделить мою квартиру.

Так и жили. Когда умерла моя бабушка, стало совсем тяжело. Одной всегда трудно. Без поддержки, без любви, без денег.. На работе перестали платить зарплату. Перечисляли только квартплату. Устроиться на другую работу было невозможно. Почти все предприятия города закрывались. Пособия на детей в 90-тые тоже не платили. В Балашове, как и по всей России, у власти редко стоят честные люди. Коррупция процветает. А тогда были очень сложные времена.
Но время шло.. И мне очень нужна была защита и любовь. В феврале 1992 года мне исполнилось 30 лет.


Рецензии