Cлабое логическое и абстрактное мышление

Слабо развитое логическое мышление приводит к тому, что взрослый человек, встречаясь в жизни со сложными интеллектуальными, психологическими, философскими и эстетическими явлениями, не может создать многоступенчатую логическую цепь рассуждений, которая помогла бы ему не только правильно понять реальную суть и содержание того или иного явления внутри и вне себя, но и адекватно его оценить, сделать необходимые выводы о том, что и как с этим нужно делать, как эффективнее применить те или иные элементы этого явления к своей жизни, учебе, работе и прочих проявлениях своей жизнедеятельности.

Большинство людей совершенно не догадываются о том, что кроме простых и сложных задач есть еще задачи умеренного и высокого уровня сложности. И, если человек претендует на звание реально умного человека, то он должен уметь решать не только сложные, но и очень сложные задачи жизни. А они отличаются от обычных задач как уравнение с десятью неизвестными от уравнения с одним неизвестным. Но, т.к. большинство привыкло решать лишь простые задачи и умеренной сложности, то предпочитает вообще не думать даже о существовании сложных и очень сложных задач. Вытесняя эту мысль из своего сознания непонятно куда.

На первый взгляд ничего особенного не происходит: мало ли кому с какими иллюзиями приходится жить, ведь никто от этого, условно говоря, не умер. Но, отсекая от себя сложные и очень сложные задачи, человек сознательно сосредотачивается на решении более простых задач. И опыта по их решению у него не возникает. И когда жизнь все-таки преподносит сложную задачу, человек терпит фиаско. Серия задач и серия фиаско. Мало кому хватает мужества признаться в собственной несостоятельности. Какой же выход из ситуации наиболее быстро приходит ему в голову: нужно в своих неудачах обвинить тех или иных людей из своего окружения. И снять с себя всю ответственность за допущенные ошибки. Автоматически возникает проблемная и конфликтная зона в общении человека с окружающим миром. И чем больше неудач и поражений, тем выше степень напряженности этой проблемной зоны. Человек озлобляется и вместо доброжелательного отношения к миру возникает первоначально неприязнь, а потом и откровенная ненависть. В начале к более успешным людям, а потом и ко всем остальным, у кого хватает ума хотя бы изобразить успех и счастье своей жизни. Иначе говоря, создать их чисто внешнюю видимость, не зависимо от реальной сути и содержания.

А категория людей, обладающих реальной способностью решать проблемы сложного и очень сложного характера, объявляется непонятной или странной, своеобразной и даже с элементами ненормальности. Их успешность объявляется или мнимой или зависимой от чьей-либо  мощной и многосторонней поддержки и помощи. По типу того, что Иван стал генералом, потому что у него родственник – маршал. А Петр стал кандидатом наук только потому, что его дядя – профессор. А у меня, мол, таких связей нет, поэтому такого рода успехи исключены для меня в принципе, даже чисто теоретически, по моментам, которые ко мне не имеют абсолютно никакого отношения.

Конечно, есть люди, которые решили свои профессиональные вопросы при помощи других могущественных людей. Но основная масса, тем не менее, добилась успеха благодаря лишь своим собственным усилиям, своим талантам и способностям.
Ленивое и незрелое логическое мышление закономерно будет уходить на оперирование сложными логическими понятиями и конструкциями. Причем, это будет происходить преимущественно на уровне подсознания, а потому осознаваться и контролироваться человеком не будет. Здесь уместно вспомнить о том, что наше подсознание во много раз богаче и сложнее нашего сознания, противоречивее, проблемнее и энергичнее. Фрейда в свое время подняли на штыки даже коллеги за то, что он открыл для европейцев истину о том, что человеческое подсознание любого из нас имеет в своей основе не только хорошее и положительное, но и отрицательное, злое, аморальное, жестокое и агрессивное, содержит в себе задатки всех известных недостатков и пороков. Проявление которых в сознании он контролирует и лишь тогда имеет возможность сохранять в себе хотя бы фундаментальные элементы гармонии личности. Или не контролирует (не желает или не умеет), тогда в нем не будет не только гармонии, как таковой, но даже и малейшего намека на нее. Ибо, все плохое, как правило, развивается даже само по себе. А при неадекватном и равнодушном отношении к нему со стороны обладателя недостатков (и не только него) их злокачественное развитие идет в несколько раз интенсивнее.

Абстрактное и ассоциативное мышление являются жестко необходимыми при анализе практически всех классических человеческих добродетелей (недостатков и пороков в такой же степени). Чем слабее развиты эти два вида мышления, тем более упрощенное (а местами и откровенно примитивное) понимание их реальной сути и содержания возникает у человека. И поэтому он многие поступки совершает не в силу своей принципиальной порочности, а из-за того, что в более тонких и сложных моментах, касающихся соответствующих вечных добродетелей, разбирается слабо и ограниченно. Ждать же от близорукого или дальнозоркого адекватной остроты зрения во всех случаях не приходится даже чисто теоретически, не говоря уже о реальной практической жизни.

Без абстрактного и ассоциативного мышления сложно представить себе даже самое простое творчество. Ибо оно является практическим воплощением наших индивидуальных субъективных ощущений и эмоций, желаний и стремлений.


Рецензии