Курсантская Жизнь-20. Наши самолёты

     До поступления в лётное училище моё знакомство с самолётом ограничено было одним прогулочным полётом на Ан-2 над Грозным, что практиковали в аэропорту, и одним полётом на пассажирском Як-40.

     Первое время в училище было, честно говоря, не до самолётов. Нас гоняли как проклятых на КМБ – Курсе Молодого Бойца. И эти Молодые Бойцы, то есть мы, новоиспечённые курсанты, думали только о том, как добраться до кровати, и когда же кончится этот кошмарный КМБ.

     Через месяц, после начала учебного процесса, мы постепенно очухались и начали вспоминать, зачем мы сюда «попали». В учебных корпусах попадались на глаза разные плакаты, самолётные агрегаты и пособия, мы заметили и стали разглядывать самолёты на тренажной площадке, благо эта площадка была рядом со строевым плацом, где проходил ежедневный утренний развод на занятия.

     Я впервые, как, впрочем, и подавляющее большинство курсантов, увидел и узнал про учебный самолёт Л-29, на котором нам предстоит научиться летать. С какой-то даже опаской разглядывали его, - типа «так вот ты какой, северный олень…»

     Потихоньку раззнакомились с ним, потом знакомились в учебном процессе с его начинкой, проходили тренажи на нём. Потом был тренажёр. И. наконец вплотную приступили к плотному знакомству на аэродроме в учебном полку. Там были самые настоящие самолёты, не тренажные. Которые, в отличие от нас, уже много раз поднимались в воздух. Возили таких как мы первокурсников. Было ощущение, что самолёты поглядывали на нас с некоторым снисхождением. А мы их уважали.

     С удовольствием под руководством техника мыли самолёты. Техники были солдатами срочной службы, на год или два старше нас. Но в наших глазах они были опытными специалистами и относились мы к ним с уважением. А они относились к нам, как это ни смешно, - с некоторой «отеческой» снисходительностью, подсказывали нам по самолёту. Подбадривали и успокаивали после разноса инструктора.

     Когда я выполнил первый самостоятельный вылет, наш техник Володя, к сожалению, помню только его имя, первым встретил меня на земле, и я тоже первые слова благодарности произнёс ему. И первую пачку вылетных сигарет я вручил ему. Первым человеком в «списке» тех, кому я обязан тем, что когда-то поднялся в небо, был и остаётся тот техник Володя.

     Когда мы уже стали более или менее регулярно летать, отношение к самолёту уже не было таким благоговейным, но уважительным оставалось всегда.

     Ведь самолёт, это не просто бесчисленное множество металлических деталей, собранных в определённом порядке и силой разума человека способных в этом качестве подниматься в воздух. Мне кажется, когда самолёт впервые на заводе поднимается лётчиком-испытателем в воздух, в него вселяется душа. Самолётная душа…

     Которая всю самолётную жизнь сопровождает его, оберегает и самолёт, и лётчика, сидящего в нём. Сколько происходит случаев в Авиации, подтверждающих это.

     Однажды на аэродроме Гудаута произошёл подобный случай. У нас не было полётов, погода была ни к чёрту, - низкая облачность, почти чёрные нависающие тучи, к тому же штормовые волны Чёрного моря, с рёвом накатываясь на берег, добавляли грохоту к гудящему шуму ветра.

     В воздухе в это время был МиГ-29 с соседнего аэродрома Цхакая и у него над морем что-то произошло непонятное с двигателем, - рост давления и температуры масла, и подобное прочее. Лётчик принимает решение садиться на ближайший аэродром Гудаута. Самолёт вываливается из облаков на малой высоте над бушующим морем с креном и шлейфом чёрного дыма за хвостом. Лётчик мастерски сажает самолёт на первые плиты ВПП и тут же из сопла одного из двигателей начинают вылетать разрушенные лопатки и прочие железяки…

     Всё закончилось благополучно, - самолёт довёз и себя, и лётчика до берега, до полосы…
 
     Как больно однажды было смотреть на брошенные самолёты МиГ-17 на аэродроме Ситал-Чай под Баку, где довелось побывать в 1982 году во время перелёта. Местный полк переучился с них на новый тогда самолёт Су-25, а уже «ненужные» МиГ-17 просто оттащили в сторону и бросили беспорядочно, как хлам. А ведь это были боевые в недалёком прошлом самолёты, прослужившие верой и правдой. Ужасным укором были их торчащие в стороны носы, хвосты и крылья. Как можно было поступить так с ними…

* - на фото: - техник Володя встречает меня после первого самостоятельного
               вылета. 11.09.1974, аэр.Слепцовская.

19.03.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/03/22/419


Рецензии