Ловушка популизма

Новая книга Ирины Паперно  ( Ирина Паперно. Советская эпоха в мемуарах, дневниках, снах. Опыт чтения. М.: НЛО 2021)  посвящена советскому времени, - каким оно предстает в свидетельствах его современников – мемуарах, дневниках, документированных снах. Книга информативна и необыкновенно интересна; в ней мемуары, - не вообще, - а именно мемуары о советской жизни проанализированы, как жанр; выявлена фундаментальная роль государственного террора.
В книге, также, собран богатый материал по сновидениям советской эпохи и проведен их социально-психологический анализ.
Но для меня наиболее интересными оказались главы, посвященные двум мемуарам: «Запискам об Анне Ахматовой» Лидии Чуковской и «Запискам Евгении Киселевой-Кишмаревой-Тюричевой».
В мемуарах Лидии Чуковской  Ирина Паперно подчеркнула те моменты, в которых Анна Ахматова предстает поистине грандиозной, фигурой, - символом русской интеллигенции, не склонившей голову перед советской властью, личностью огромной силы, противопоставленной Сталину по содержанию,  но близкой ему по масштабу. Показано, что, по существу, вся жизнь Анны Ахматовой была вызовом советской власти. Из мемуаров, также, очевидно, что, не взирая на унижение бедностью и бытовой неустроенностью, самым большим кошмаром для интеллигенции – испытанием на разрыв – являлся террор.
Записки Евгении Киселевой-Кишмаревой-Тюричевой тоже посвящены описаниям жизненных невзгод, но все они связаны с войной и ее последствиями – гибелью родных, распадом семьи, разрухой, поголовным пьянством, но здесь нет ни слова о терроре. Поэтому автор мемуаров – простая женщина из народа, весь свой пафос обращает против главного  бедствия - войны. В мемуарах же Чуковской военное время, когда террор отступил, предстает, как период относительного спокойствия, когда от души отлегло.
Под конец Ирина Паперно делает потрясший ее вывод, что у представительницы простого народа отношение к советской власти совершенно иное, чем у творческой интеллигенции; если последняя чувствует себя преследуемой и угнетенной, то простой народ с советской властью - заодно. Сделав эту констатацию, Паперно останавливается; правила интеллигентской политкорректности гласят: о простом народе можно говорить только хорошее, или ничего.
Но я берусь продолжить там, где Паперно остановилась.
Когда Ленин жил в эмиграции в Лондоне, он, по свидетельству Крупской, наблюдая за всем, что его окружало, постоянно твердил: “Two nations”, имея в виду, что население Англии состоит из двух наций: культурной элиты и простого народа. Дореволюционной Россией, как и любой европейской страной, управляла культурная элита. В 1917 году Ленин, если опустить нюансы, «две нации» поменял местами: господствующим стало мировоззрение простого народа, согласно которому  все элиты, включая творческую интеллигенцию, талантливых крестьян (так называемых «кулаков») и рабочих, которые  поумнее (так называемых «охотников за длинным рублем»), должны были быть подвергнуты репрессиям, чтобы не высовывались. Так, что советская власть выражала взгляды и чаяния простого народа.
Советский режим для своего существования нуждался в интеллигенции; старую он терпел до тех пор, пока не выросла  новая, вышедшая из народа. Но новая интеллигенция, - по крайней мере, та ее часть, которая  достойна этого имени, выйдя из народа,  перестала быть им, перейдя в состав элиты. И эта новая элита восстала против своего угнетенного состояния, свергнув советскую власть в 1991 году.
Сейчас у нас капитализм, то есть за основу принято мировоззрение элиты, а простой народ ностальгирует по советской власти – не потому, что тогда жизнь была лучше; просто она ему понятней: все было «как положено», а сейчас - не так.
И, чтобы понравиться простому народу, власть сейчас хвалит советскую эпоху, приговаривая: смотрите, у нас уже все почти так же, как в СССР.
Но народ не проведешь; он видит: не так же.
Но если сделать так, как хочет простой народ, то получится Ибанск из «Зияющих высот» Александра Зиновьева, где население уподобилось популяции мокриц, и в нынешних условиях мировой конкуренции можно будет навсегда проститься с надеждой на Великую Россию: здесь будет черная дыра, как в Венесуэле, на Кубе, и в Северной Корее.
                Июль 2021 г.


Рецензии