Н. Данилевский - публицист и теоретик панславизма

28 ноября (10 декабря) 1822 года родился Николай Данилевский, публицист и теоретик панславизма.

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) родился в имении Оберец в Орловской губернии. Учился в частном пансионе в Москве, затем окончил Царскосельский лицей, по окончании которого служил в Канцелярии Военного Министерства, а затем стал вольнослушателем физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.

Увлекался социалистическими идеями Фурье, был близок к петрашевцем. В 1849 году защитил магистерскую диссертацию по ботанике, посвященную флоре Орловской губернии. В том же году, когда Данилевский находился на практике в Тульской губернии, его арестовали в связи с делом петрашевцев и отправили в Санкт-Петербург. В течение ста дней он был заключен в Петропавловской крепости. Затем его освободили, признав непричастным, но выслали из Петербурга в Вологду под надзор полиции, где он служил в губернаторской канцелярии.

Затем жил в Самаре. Участвовал в экспедиции 1853 года по определению рыбных запасов нижней Волги и Каспия, под руководством Карла Бэра. Затем последовала экспедиция по исследованию промыслов рыбы и морского зверя на Белом море и Северном Ледовитом океане. На этот раз ученый уже самостоятельно возглавлял экспедицию.  Всего Данилевский успел совершить девять таких экспедиций по европейской части России, а также к Черному и Азовскому морям. Как член совета Министерства государственных имуществ, Данилевский принял участие в разработке законов о рыбном промысле. В 1864 году купил небольшое имение в урочище Абиль-бах возле деревни Мшатка на побережье Крыма, где поселился с семьей. В последние годы жизни Данилевский работал над масштабным сочинением, посвященным критике дарвинизма, успев написать два тома. В 1885 году Н. Я. Данилевский отправился в экспедицию в Закавказье для изучения озера Гохча. Умер Николай Данилевский в Тифлисе 7 (19) ноября 1885 года.

Чем знаменит

Прославился как публицист славянофильского направления. Самым известным трудом Николая Данилевского стала книга «Россия и Европа», в которой было изложено его видение истории. Данилевский критикует европоцентризм в исторической науки, который отразился в делении мировой истории на древнюю, средневековую и историю нового времени. «Какое дело Китаю, какое дело Индии до падения Западной Римской империи? - писал Данилевский. Даже для соседних за-Евфратских стран не гораздо ли важнее было падение Парфянского и возникновение Сасанидского царства, чем падение Западной Римской империи?».

Предвосхитив идеи О. Шпенглера, Данилевский ввел понятие «культурно-исторического типа». Он одиннадцать основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). В будущем, согласно Данилевскому, важную роль должен играть славянский культурно-исторический тип. Идею общемирового прогресса Данилевский отрицает, говоря, что «начала цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому». Концепция Данилевского критиковалась Н. Бердяевым, В. Соловьевым, но оказала большое влияние на К. Леонтьева и В. Розанова. Достоевский назвал произведение Данилевского «настольной книгой каждого русского».

О чём надо знать


Николай Данилевский
Геополитическое будущее славянского-культурно исторического типа Н. Я. Данилевский видел в создании на основе России объединения всех славянских народов и общеславянского государства со столицей в Константинополе. «Царьград должен быть столицею не России, а Всеславянского союза». Славянское государство не станет часть общеевропейской политической системы, а будет ее противовесом. При это высказываются сомнительные с этической точки зрения идеи, относительно взаимоотношений России и будущего славянского государства с остальным миром. «…Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны... Если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то весьма возможно, полезно и даже необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой русской точки зрения, применяя к ним как единственный критериум оценки: какое отношение может иметь то или другое событие, направление умов, та или другая деятельность влиятельных личностей к нашим особенным русско-славянским целям; какое они могут оказать препятствие или содействие им?... Европа не случайно, а существенно нам враждебна; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собой, может она быть для нас безопасной... Именно равновесие политических сил Европы вредно и даже гибельно для России, а нарушение его с чьей бы то ни было стороны выгодно и благодетельно... Нам необходимо, следовательно, отрешиться от мысли о какой бы то ни было солидарности с европейскими интересами».

Прямая речь

«В Данилевском, авторе «России и Европы», ясно видно натуралистическое перерождение славянофильства. Данилевский в личной своей жизни, вероятно, был православен в бытовом смысле этого слова, но в его националистической концепции нет ничего религиозного и христианского; он совсем уж натуралистически, позитивно-научно обосновывает великие преимущества России. Натуралистический национализм всегда бывает реакционен, исключителен в своем самоутверждении. Торжествует языческий национализм над христианским мессианизмом, главенствует сила над правдой. Данилевский неверен идеальным заветам старых славянофилов. Он — уже новый человек, отравленный натурализмом и культом силы, он — дарвинист навыворот. Его нельзя признать выразителем русского национального самосознания, духа русского народа, он — националист в западническом смысле слова. Сам Данилевский был все-таки чистым мыслителем, те же, которые практически шли за ним, дошли до эгоистического одичания и мракобесия».       Николай Бердяев

«В авторе можно признать человека выдающегося ума и весьма разнообразных и значительных знаний; но в области геологии сведения его, нередко обнимающие даже детали, не лишены и крупных пробелов. Без сомнения, это обстоятельство, а также предвзятое, утвердившееся уже до рассмотрения вопроса с геологической стороны, убеждение в несправедливости теории эволюции было причиной, что Данилевский пришел к выводам, с которыми нельзя согласиться».       Александр Карпинский о работе Данилевского «Дарвинизм»

6 фактов о Николае Данилевском

Отец Николая Данилевского Яков Иванович Данилевский учился на медицинском факультете Московского университета, но в 1812 году поступил на военную службу. Участник зарубежных походов русской армии 1813 – 1814 годов. Умер в 1855 году в чине генерала от кавалерии.
Во время вологодской ссылки Данилевский написал работу «Климат Вологодской губернии», получившую премию Русского географического общества. Позднее за научно-административную деятельность Данилевский был награжден золотой медалью РГО.
В Крыму Данилевский несколько лет был директором Никитского ботанического сада, а также внес большой вклад в борьбу с филлоксерой на крымских виноградниках.
В будущее славянское государство, по мнению Данилевского, должны войти также румыны, венгры и греки.
После того, как в 1852 году Второе отделение Академии наук выпустило «Опыт областного великорусского словаря» – первый пример чисто диалектного словаря в отечественной лексикографии, Н. Я. Данилевский издал в 1869 году «Дополнения к опыту областного великорусского словаря», куда включил слова, зафиксированные им во время экспедиций.
Афанасий Фет посвятил памяти Данилевского стихотворение.


Фет А.А. - Памяти Н.Я. Данилевского

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя,
Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя! —
Отдаваяся мысли широкой, доступной всему,
Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.

Постигая, что мир только право живущим хорош,
Ты восторгов опасных старался обуздывать ложь;
И у южного моря, за вечной оградою скал,
Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал.

                1886



Материалы о Николае Данилевском

Статья о Николае Данилевском в русской Википедии

Статья о Николае Данилевском в энциклопедии «Кругосвет»

Данилевский Н. Я. Россия и Европа

Данилевский в библиотеке Максима Мошкова

Данилевский в проекте «Хронос»

Крылатов М. Питирим Сорокин против Николая Данилевского


Рецензии