Хроники третьей мировой Глава-3

            Глава 3

«Русский мир существует. Это не проект, это объективная реальность. До недавнего времени у нас рук не доходило помочь соотечественникам, чтобы они не чувствовали себя людьми второго сорта, которых лишают возможности говорить на родном языке. Это относится и к тем русским, что живут на Украине. Острые периоды в международных отношениях неизбежны. Но рано или поздно они заканчиваются. И этот пройдет. Только сначала всем надо свыкнуться с мыслью, что мир более не будет однополярным. Пока же придется наблюдать рецидивы и силовые рефлексии»               /С.В. Лавров/

     - Послушайте – скажите Вы. Что твориться у Вас, там в Москве? У нас в регионах такого беспредела в школах и детских садах не было. И куда смотрело начальство, ведь это наши дети, самое дорогое, что может быть?!
     Полностью согласен с Вами – «рыба гниёт с головы, а чистят её с хвоста».
     Но вспомните, где происходили судьбоносные события, когда разваливался Советский Союз - в Рязани? В Иванове? В Хабаровске?
     Нет, в Москве!  А где решались судьбы методом цветных революций с поддержкой США: в 2000 г. в Югославии, в 2003 г. в Грузии, 2004г., 2013—2014 г. в Украине, в 2005 г. в Киргизии.  Ответ однозначный – в столицах, при игнорировании и с молчаливого согласия мнения народа.
     С нашего с Вами молчаливого согласия и игнорировании нашего мнения!

Но не всё так просто в царстве-государстве! Исаак Калина начал в Москве эксперимент, целями которого провозглашалось:
1. Поднять и подтянуть уровень образования  в отстающих школах к передовым, т.е. – доступность качественного образования для большего количества учащихся.
2. Карьерный рост и увеличение доходов учителей и преподавателей
3. Улучшение материального и технического обеспечение учебного процесса; увеличение количества и разнообразия  кружков и дополнительного образования.

    Ученые из Высшей школы экономики выяснили, как изменилась жизнь учеников и педагогов в результате слияния школ, которое началось в 2012 году. Сразу отмечу, что выводы не однозначные. Приведу некоторые из них:

- общее число московских школ за эти несколько лет сократилось, более чем в два раза — с 1572 до 700.
- профильные классы стали доступнее, а образование в них, как правило, ведется на достаточно высоком уровне — по крайней мере, позволяет достойно сдать ЕГЭ по выбранным предметам. Однако во многих школах сохраняется жесткий отбор в лицейские и профильные классы: туда поступают самые сильные ученики, как правило, наиболее мощного подразделения комплекса или перспективные учащиеся из других школ. Исследователи назвали эту ситуацию «эффектом бутылочного горлышка», через которое способны пройти немногие. Из-за этого талантливые дети, которые не попали в «избранные» классы, оказались в еще более уязвимом положении, чем раньше — простые классы часто формируются по остаточному принципу.
- Есть большая разница и в баллах по ЕГЭ, которые получают выпускники разных подразделений. Объединенные формально, как правило, по территориальному принципу, часто школы не становятся единым коллективом. Как указывается в исследовании, в некоторых объединенных школах «отсутствует общее для всех переживание доверия, комфорта, интереса к учебе», что мешает «создавать культуру общих ценностей для всего комплекса».
- неудач на экзаменах стало меньше, доля учеников, получивших на единых экзаменах низкие баллы (менее 30), снизилась. При этом доля двоечников уменьшилась почти в два раза. Однако серьезного роста тоже нет. Средний бал ЕГЭ по русскому языку и математике в московских школах почти стабилен. По русскому языку он увеличился с 70 до 71 балла, по математике — уменьшился с 57 до 55 баллов.
-  Как показало исследование, доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла. Но большинство школьных кружков стали платными, недоступными для многих семей.
-  С точки зрения конкурентоспособности педагоги образовательных комплексов оценивают свои школы выше, чем их коллеги из неукрупненных заведений. Они реже занимаются репетиторством и другими дополнительными работами. Но, как считают исследователи, это не всегда означает, что у них высокие доходы: учителя комплексов реже отмечали рост зарплат и чаще говорили о чрезмерной занятости. Все это влияет на самоощущение. «Мы получаем столько же, а делать приходится больше»
- Директора оторваны и от учителей, подчеркнули исследователи: «В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая не предполагает тесного общения педколлективов, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором»
 
   Выводы делайте сами, а я высказываю своё, возможно чрезмерно эмоциональное и не достаточно компетентное мнение.

    Конечно, многие задаются вопросом – почему, в течение стольких лет и при потоке негативных писем и петиций, И.И. Калина, как не потопляемый авианосец, оставлялся у власти и получал награды за свою деятельность?!
    Первая часть ответа заключается как раз в провозглашённых благих целях этого эксперимента. А мы знаем, куда выстилается дорога благими пожеланиями!
    Вторая причина, тривиальна и проста, в духе нашей национальной политики. Что я имею в виду?
    В 2010 году на пост Мэра города Москвы был назначен господин Сергей Семёнович Собянин. Мы знаем, что власть приходит со своей командой и тогда она действует эффективно. Так вот, Исаак Калина был из команды Собянина. А мы знаем, что своих -  не бросают! И не случайно, что даже требование Грудининско-Рашкинской фракции КПРФ  в ГД, не привели к отставке Калины.
     На этом, я, пожалуй, окончу рассматривать тему образования, и мы будем, помаленечку приближаться к более глобальным вопросам темы этого эссе.


Рецензии