Феномен слова
БЫКА ЛОВЯТ ЗА РОГА,
А МОЛОДЦА ЗА ЯЗЫК
Памфлет
В 1704 году, когда Польша осталась без короля, шведский монарх Карл 12, тогдашний европейский политический тяжеловес, намеревался усадить на опустевший престол своего ставленника Станислава Лещинского.
Чего вовсе не желали польские вельможи.
Может, и удалось бы панам переубедить заносчивого шведа, но тут один из них, рассудив, видимо, что каши маслом не испортишь, неосторожно брякнул – дескать, Лещинский слишком молод.
Карл, завоевавший к тому моменту половину Северной Европы, холодно заметил: «А мне помнится, мы с ним примерно одного возраста»…
Через пять дней Лещинский был коронован.
В истории человечества нет числа примерам, когда одна-единственная фраза, сказанная кстати, а чаще некстати, влияла на карьеру того или иного высокопоставленного фигуранта.
В этом смысле ничего не изменилось и в новейшие времена.
Ничего и нигде, так уж устроен человек.
Влиятельный немецкий медимагнат Лео Кирх, которого за глаза называли «серым кардиналом» и «властелином кинолент», не раз повторял: «У меня нет денег, у меня есть долги».
До поры до времени этот рефрен никак не отражался на его бизнесе. Возможно, деловые партнеры воспринимали эти слова как шутку причудливого богача.
Но когда эту же фразу в беседе с тележурналистом повторил глава «Дойче банка» Рольф Бройер, то империю Кирха залихорадило, и «серый кардинал» вынужден был объявить о своем банкротстве.
Незадолго до смерти, последовавшей в апреле текущего года, Кирх якобы сказал: «Меня застрелил Рольф!»
Роль пули, как понимаете, сыграла одна-единственная фраза, притом позаимствованная у самого Кирха.
Впрочем, потенциальные жертвы феномена «неосторожного лова» обходятся, как правило, без посредников, подставляясь под удар по собственной прихоти.
В марте 2011 года пресс-атташе госдепа США Филипп Кроули публично посетовал, что рядового Брэдли Мэннинга, обвиняемого в передаче секретных сведений компании Викиликс, содержат с излишней строгостью.
То есть, по мнению Кроули, арестовать-то парня следовало, но вот содержать его в одиночной камере, да еще в наручниках, было «смехотворным, нелепым и глупым».
Кому-то в Пентагоне это не понравилось, вот и пришлось чиновнику подавать в отставку, которую его непосредственная начальница Хиллари Клинтон приняла «с огорчением».
Казалось бы, уж в нашем-то отечестве, с его вековыми традициями «урезания языков», чиновники, особенно, высшие, должны семь раз подумать, прежде чем озвучивать трепыхающуюся внутри мысль.
Куда там!
Нам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, совсем недавно, находясь в Вашингтоне, взял да и молвил, что не будет работать в правительстве Медведева из-за экономических разногласий.
Главное, никто его за язык не тянул.
Притом, как там повернется в мае, еще неизвестно.
Мог бы и промолчать, но не утерпел.
А может, он рассчитывал, что его слова, как это принято у джентльменов, останутся в том узком кругу, в котором они были произнесены?
Однако они преодолели океан быстрее, чем самолет, доставивший вице-премьера на родину.
Здесь нашлись доброжелатели, намекнувшие, что его неосторожная фраза за океаном уже расценена на самом верху, как «безответственная болтовня».
Но вице-премьер в панику не ударился и, по слухам, даже подписал заказ на новую мебель для министерства, включая его собственный кабинет.
То есть, человек еще верил, что поработает на старом месте, хотя и в новом, более удобном кресле.
А тем временем всё уже было готово к публичной порке.
Она состоялась в Димитровграде, на заседании комиссии при президенте РФ по модернизации экономики.
О ее деталях хорошо известно всем интересующимся, так что повторяться нет смысла.
Кудрина не спас ни его имидж «незаменимого финансиста», ни слава «архитектора и гаранта макроэкономической стабильности в России».
Ему, единственному человеку в правительстве, который позволял себе иной раз вступить в публичную дискуссию с президентом, на этот раз объявили ультиматум.
Опять же, не за провалы в работе, а именно за неосторожную фразу, действительно приравненную к «безответственной болтовне».
Вот не было бы этого пассажа, не было бы и отставки.
Кудрин, конечно, не пропадет и безработным не останется.
Уже сейчас финансовые учреждения ведут тайную войну за его персону.
Но: «его пример – другим наука».
Впрочем, и так понятно, что сейчас и высшие чиновники, и те, кто рангом ниже, будут крепче держать рот на замке.
А вот – не поможет!
Существую ведь и другие, весьма эффективные методы принуждения административных лиц к быстрой отставке.
Нельзя же зацикливаться на чем-то одном!
И все-таки что-то подсказывает, что в обозримом будущем поговорку «слово – не воробей» мы, рядовые избиратели, услышим в сводках новостей еще не раз.
https://litmarket.ru/books/slovo-v-sudbe-2
https://prodaman.ru/Antey/books/Slovo-v-Sudbe
Свидетельство о публикации №222031900859