Моё детство. Зимняя дорога

Здравствуйте мои любимые и уважаемые зрители и читатели!
Сегодня как и обещала рассказываю о самых счастливых днях моего детства, В посёлке Волково Томской области, где жили мои милые бабушка Хритинья и дедушка Филипп, никогда не было электричества. Вообще никогда! В этом маленьком таёжном поселении были проведены - протянуты провода для подключения радио. Да, радио там работало! Высокие деревянные столбы, на которых крепились эти провода, установлены на одинаковое расстояние друг от друга. На протяжении 8 километров, от большого села Новый Васюган, в котором я родилась и росла. В то время, 50 лет назад, в России даже неперспективные поселения обеспечивались радиоточками.
Когда мои родители ехали в гости из Васюгана в Волково по заснеженной дороге. Я любила, укутавшись тёплым тулупом наблюдать за мелькающими столбами, заиндевевшими ажурными проводами и яркими звёздами.
Обычно мама запрягала коня после работы в пятницу, и ехала к родителям в гости.
Её праздничное настроение передавалось и мужу. Я редко видела отца трезвым и счастливым. Но в гости к тестю и тёще он всегда ехал абсолютно трезвым, потому что почитал их даже больше своих родителей.
В такие минуты мне очень нравилось наблюдать за отцом и мамой.
На протяжении всего длинного пути конём управлять и не нужно. Поэтому поводья они просто ложили на сани. 50 лет назад по той таёжной дороге зимой ездили только кони да сани. Поэтому тягачи, которые тащили лес на дрова, обходили санную наезженную колею стороной. Прорубая для себя летом отдельную просеку. На севере и в Сибири в трескучие 40градусные морозы люди бережно относились к нуждам друг друга. Вдруг пересечёт санную дорогу нерадивый вальщик. И останется конь с санями посредине развороченного пути. И вперёд не ступить и назад не вернутся. Бывали у нас подобные тревожные моменты. Когда чужие организации, не знакомые с северными традициями портили санный накатанный след. Приходилось распрягать лошадку. Выравнивать и утаптывать дорогу вновь. Или вовсе объезд готовить. Если в сторону шагнёшь, пушистый снег скроет ноги коня по самое брюхо. А если я шагну, так по самую шапку утону в сугробе. Но с бригадиром калымщиков провели беседу, и он исправил все свои ошибки. Поэтому в этот раз дорога хорошая, да гладкая. Лошадка бежит резво, да бодро. Она уже не первый раз везёт нас в гости, и точно знает, что дедушка припас ей не только душистого сена , но и вкусного овса.
Родители сидели обнявшись, укрывшись одним огромным тулупом и ворковали. По другому и не скажешь. Они очень любили рассказывать друг другу разные истории и делится событиями прошедшего трудового дня и даже недели. А я под тихий скрип снега под полозьями и мелодичный звон бубенцов на конской упряжи. Согретая вторым тулупом, мечтала как по приезду, бабушка достанет из глубоких недр, из потаенных уголков необъятной русской печи лакомства, ароматные пирожки, булочки, печенье, бесподобный картовник, запеканки и кашу с сушёными ягодками. Это я с бабушкой прошлым летом собирала эту вкусную ягодку. Как бы не хотелось отведать все эти вкусности, которые баба Хритинья припасла для зятя Николая, дочки Лены и внучки Светочки, я неизменно на половине пути сладко засыпала. Просыпалась обычно рано утром среди вороха ароматных одеял и подушек. У бабушки всё бельё пахло яблоками. Этому волшебству её ещё маменька научила. Раньше бельё и одежду хранили в плотных сундуках. И прокладывали то бельё самыми ароматными яблоками. Каждую неделю яблочки меняли, что бы не испортились.
Но что удивительно, как бы рано я не просыпалась, бабушка уже была на ногах. А из русской печи доносился чарующий сдобный и пряный дух.
Всем пока пока.Желаю здоровья и радости. До новых встреч.


Рецензии