Фонетика для малышей. Сказка 3

Напоминаю, что любое использование только с гиперссылкой!

Несколько слов перед новой главой. Я писала, что это интерактивная сказка или учебник с заданиями. Вы обратили внимание на отступления обозначенные ***.
Есть и специальные занятия, направленные на усвоение материала.
___ Сказочные игры
Ты внимательно слушал сказку? А теперь давай ещё раз прослушаем и поиграем. Садись поудобней, приготовь ладошки. Будем искать звуки, которых не видно.
Взрослым. Повторно прочитайте сказку. Предложите детям хлопать в ладоши, когда услышат определённый звук. Пусть «найдут певца» из текста.
Помогите малышу сложить слова: дом, кот, кит, нос, сок. ______

Сказка 3. О дождике и простуженных звуках

Расскажу  эту историю, как слышала от своих друзей – звуков. Вы, наверное, помните концерт, на котором выступали гласные. Остальные звуки - согласные, занимали зрительские места. Когда я спросила, почему поют только гласные, мои друзья очень удивились:
- У них есть голос! 
- А у согласных нет? 
-  Голос только у звонких, но он недостаточно хорош для пения. А глухие потеряли его во время дождя.
То лето выдалось особо дождливым в волшебном лесу. Звуки прятались в пещере, у них ещё не было своего дома. Гласные отменили концерты и тихо пели грустные песенки.

- Нет, это невозможно, сколько мы будем тут сидеть? – шипел Ш.
- Надо, - вздохнул Н.
- Лужи, кругом лужи, промокнут ноги, - убеждал Л.
- Заболеем, - предупреждал З.
- Хватит! – крикнул Х.
- Чересчур! – подхватил Ч.
- Скучно, - захныкал С.
- Тоска, - согласился Т.
Только Й не слышал спора. Он прыгал по лужам, подражая капелькам: «й-й-й». 
Впервые согласные были так не согласны друг с другом. Все, кому надоел бесконечный дождик, решили отправиться на поиски солнца, подальше из волшебного леса. Остальные просили переждать, предупреждали, что могут простудиться и заболеть. 
- Дождик кончится. Будем строить дом, - уговаривал Д. 
- Веранду, - добавил В.
- Бассейн, - мечтал Б.
- Холодно.
- Сыро, а вы о бассейне.
- Пойдем, - позвал П.

И они пошли. Холодный дождик все лил и лил. Звуки вымокли насквозь, а лес все не кончался.
- Щ-Щ-Щи, - чихнул Щ.
- Чих-чих, - расчихался Ч.
- Цух, - упал в лужу Ц.
Звуки совсем выбились из сил, но поблизости не было никакой, даже самой маленькой, пещеры. И деревья попадались неправильные – без единого дупла.
- Что делать? Я устал, - заплакал Ч.
- Ф-ф-ф, - фырчал Ф. 
А те, кто остался в пещере, продолжали спор.
- Надо их спасать, они погибнут, - переживал Н.
- Заболеют, - согласился З. 
- Друзей бросать нельзя, - Д даже выскочил из пещеры, - дождь заканчивается.
- А что гласные? - спросишь ты. 
А гласные тихо сидели в своем углу и так же тихо продолжали петь свои грустные песни. Они так увлеклись, что не слышали спора согласных. И это пение больше походило на плач. Даже смешливый И всхлипывал: 
- И-и-и…
Наконец, дождик прекратился, и остальные согласные отправились на поиск своих друзей. Нашли их совсем недалеко, через четыре полянки и десять ёлок. Звуки лежали без сил, прямо на сырой земле.
- Беда, - кинулся к ним Б.
- Лечить, лечить, - Л всегда лечил все звуки. В волшебном лесу он считался лекарем.
Но сначала надо было перенести заболевших в пещеру. Пришлось делать носилки из листьев. 
 Когда Х, Ц, Ч, Щ, П, Ф, К, Т, Ш, С были перенесены, их стали поить отваром из лекарственных трав и сладким медом, которым щедро делились пчелы волшебного леса. 
Пока шло лечение, некоторые звуки очень подружились. Б целыми днями просиживал у постели П.
- П-п-п, - шептал больной
- Пить? Бедненький больной, - жалел друга Б, поднося ему отвар.
- Колет, - жаловался К своему приятелю Г.
- Горло? – интересовался Г, укутывая его шею теплым шарфом.
- Фонарик, фонарик, - бормотал в бреду Ф.
- Вот, - В приносил ему волшебных светлячков, которые светили ярче фонарика.
- Тяжко, - плакался Т.
- Держи, - протягивал ему конфету Д.
- Сиплю, - сообщал С.
- Здоровье, здоровье и здоровье! – учил его З.
- Шагаю, - радовался Ш, когда стал выздоравливать и пошел прогуляться. Он опирался на приятеля Ж.
- Живем! – радовался Ж. 
Так они и подружились. Б и П, В и Ф, Г и К, Д и Т, Ж и Ш, З и С.
С тех пор они часто гуляли парами, разыгрывая всех играми-превращалками. 
Но некоторые больные так и не нашли себе друзей. Х Ц Ч Щ болели в одиночку, им не нравилось, когда за ними ухаживают. 
Л М Н Р Й, конечно, приносили им лекарство, поили отваром, кормили медом, но дружить с задаваками не получалось.
Простудившиеся звуки выздоровели, но потеряли голос. Теперь они звучали очень глухо, словно ветка на ветру или стук в стену.
Послушай: Х,Ц,Ч,Щ,П,Ф,К,Т,Ш,С. Их так и стали называть: глухие согласные.

А остальные звучали звонко: Л,М,Н,Р,Й,Б,В,Г,Д,Ж,З. Слышишь? Будто стучать по маминой кастрюле или разбить бабушкину вазу. Они называются звонкими согласными.

Ты спрашиваешь, как определить, какие звонкие, а какие глухие?
 Я открою тебе большую тайну. Её мне рассказали звуки. Только никому не говори, это секрет. Дело в том, что у звонких остался голос, и он заставляет дрожать горлышко. Положи ладошку на шею и произнеси: «М, Н, Л, Б, З». Чувствуешь? Ладошка вибрирует.
А теперь произнеси: «Ш, Ф, К, С, П».  Ладошка неподвижна.

Картинка: ребенок, прижимающий ладонь к горлу.
Когда звуки окончательно окрепли, они принялись за строительство дома. Но об этом в следующей сказке.


_____Игра «Найди пару»
Ты понял, что некоторые согласные звонкие и глухие подружились. Но кто-то не нашёл своей пары. Давай попробуем вместе разобраться. Я называю звук, а ты его парный, если он есть:
Б - …
Ж - …
Д - …
М - …
Ц - …
З - …
 

Продолжение следует.
 


Рецензии
Эх, про болезни...И тут я вспомнила твой замечательно глубокий голос!..Если бы еще и начитала...
А я сипела, действительно, после омикрона, даже пришлось специальные упражнения делать для связок и дисциплинированно следить за влажностью воздуха.
Сочувствую твоим маленьким друзьям и скорейшего им выздоровления!

Геля Островская   25.03.2022 08:34     Заявить о нарушении
У меня никак обоняние не вернется, а болела в ноябре, правда, дельтой. Где-то прочла, что водка помогает, только надо много сразу ))) Не решусь никак )))

Елена Гвозденко   25.03.2022 09:44   Заявить о нарушении
Ха-ха. Много это сколько?..Не могу понять механизм "помощи". Ошеломление? Перезагрузка?

Геля Островская   25.03.2022 09:45   Заявить о нарушении
Да, серьезно, многие пробовали. Но не решусь ))) Вроде перезагрузки, но это доза должна соответствующая быть ))) Говорят, что все возвращается и обоняние, и голос.

Елена Гвозденко   25.03.2022 09:46   Заявить о нарушении
И чудовищное обаяние, и юность...:))

Геля Островская   25.03.2022 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.