16 Суета сует. Сожалею

                Плакат времён СССР

                (предыдущая глава - http://proza.ru/2022/01/07/150)

(И вновь продолжается бой - https://www.youtube.com/watch?v=MHcgyI_Y3xI)

            С утра пораньше на платформах пригородных поездов мелькали дружинники с красными повязками на рукавах в сопровождении милиции – после прихода к власти Андропова повсеместно началось наведение порядка. Следуя принципу: лучше перебдеть, чем недобдеть, - и не дожидаясь указаний свыше, разномастный чиновничий люд рьяно взялся укреплять трудовую дисциплину.
            В учебном институте это укрепление привело к отчислению нескольких студентов за одно только нарушение формы одежды. Уставом министерства Гражданской Авиации студентам предписывалось на занятиях присутствовать в форменных синих костюмах при погонах с соответствующими курсу обучения нашивками на левом рукаве, а по территории института передвигаться в головных уборах – фуражках или шапках в строгом соответствии с временем года. И как раз за отсутствие головных уборов была показательно отчислена львиная доля нарушителей, когда неожиданно нагрянула с проверкой комиссия из министерства.  Не спасли от отчисления ни успехи в учёбе ни курс обучения нарушителей.
            По результатам министерской проверки была создана в институте постоянно действующая комиссия для контроля соблюдения устава, которую студенческая молва тут же окрестила «гестапо». Комиссия назначала из числа преподавателей и студентов дежурных по институту, которые ежедневно контролировали соблюдение учебной дисциплины и формы одежды.
            Вспомнив свои школьные годы, дежурные отлавливали тех студентов, кто во время занятий находился вне аудиторий и учебных классов, щеголял излишне длинными причёсками и расклешёнными брюками среди парней-студентов и украшениями-косметикой - среди студенток.
            С особой тщательностью и плохо скрываемым удовольствием дежурные из преподавателей в возрасте замеряли постоянно носимыми ими линейками длину юбок у студенток.

            Институт постепенно разрастался, а пропускная способность двух имевшихся проходных оставалась неизменной. С учётом же задержек, связанных с проверками, каждодневно утром стали возникать столпотворения при одновременном проходе через проходные возросших числом людских масс.
            Ну, да голь на выдумки хитра! Набор в рижский институт инженеров гражданской авиации осуществлялся со всего Советского Союза, высокий проходной балл и конкурс в десять человек на место гарантировали отбор самых головастых и сообразительных из абитуриентов. К тому же, подготовительное отделение перед поступлением для отслуживших в армии пополняло ряды студентов имеющими армейскую закалку  - и каких только способов попасть на территорию института, минуя проходную,  я ни наблюдал, пока шёл от автобусной остановки к проходной!
            Густо извозюканные солидолом дыры в заборах и разогнутые толстенные прутья металлических оград легко и непринуждённо преодолевались с помощью передаваемых друг другу дешёвых плащей из болоньи, которые и выкинуть было не жаль после того, как приходили они в полную негодность. Тут и там возле выходивших на улицу открытых окон на первом этаже учебных корпусов стихийно возникали гимнастические группы, в которых одна часть подсаживала, помогала дотянуться до подоконника, а другая – не отказывала в помощи тянущимся в их сторону рукам и затаскивала их владельцев в оконные проёмы. И тут же все разбегались, едва только раздавался крик, упреждающий появление дежурных по институту.
            -Полундра! Гестапо! – Голос показался знакомым, и в спешно рассосавшейся гимнастической группе первокурсников я разглядел давешнего морпеха из секции бокса. Довольно рискованным был придуманный ими способ преодоления забора – двое студентов, включая морпеха, взобрались на забор, опирались каждый одной ногой на каменный столб, другой на поперечину, споро подхватывали за руки визжащих от страха девчонок-студенток с внешней стороны забора, словно  два слаженно работающих портовых крана переносили их поверху заострённых прутьев и плавно опускали на территорию института.
            На входе в учебный корпус в толпе жаждущих знаний и сеющих эти знания столкнулся нос к носу с ещё одной голубоглазой блондинкой - однокашницей Лизой.
      - Привет. Как вовремя я тебя встретила! Дело есть на миллион. По твоим работам в НИиОКР. Их надо переделать, – протараторила она.
      - Это ещё зачем? – Затея показалась мне просто безумной.
            Но Лиза, славившаяся своими терпением и усидчивостью вкупе с оптимизмом, была другого мнения на этот счёт:
      - Объясню при встрече. Когда будешь на месте?

            Немало же она потрудилась, отыскав все мои околонаучные и рационализаторские работы среди залежей им подобных в архиве отдела НИОКР (и не только мои, как позже выяснилось при ознакомлении с работами). Составили они стопку приличной высоты рядом с книжной пирамидой, когда помог Лизе взгромоздить их на рабочий стол в лаборатории. Венчала печатные труды пояснительная записка к моему дипломному проекту.
      - Уф, еле дотащила. Начальник отдела велел выбрать всё, что только можно применить в отраслевой информационно-вычислительной сети. Теперь твоя очередь – из всего этого вороха надо выбрать то, что можно оформить в качестве проектных решений. За внедрение, он говорит, платить будут по линии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Не забудь меня включить в со-разработчики. Хотя бы в качестве грузчика. Дерзай. – Чмокнув меня в щёку и тщательно вытерев платочком след помады после этого, Лиза упорхнула.
            Только этого мне и не хватало.
            Бесполезно было даже пытаться вспомнить все сумасбродные идеи, посещавшие мою голову на протяжении трёх лет учёбы в институте. Тем более, что на старших курсах приходили они частенько в не совсем трезвую голову (а может, как раз из-за этого).      
            Рационализаторские предложения являлись крайним резервом для регулярно, но в меру выпивающих инженеров-техников кафедры. Утомившись бороться с моими выдумками, которые им приходилось воплощать в действительность по долгу службы и за зарплату, предложили они взаимовыгодное сотрудничество – с меня требовались идеи, которые реализовывались и оформлялись коллективом авторов, как рацпредложения. Кроме весомой пользы учебному процессу в виде автоматизированных обучающих и тестовых тренажёров, приносила такая кооперация не бог весть какие, а всё же дополнительные заработки ко всеобщему удовольствию.
            Не зря говорят, что аппетит приходит во время еды. Раскатав губы в предвкушении (не часто выпадает подобный шанс!), начальник НИиОКР решил с моей помощью включить в отраслевой проект всё из имеющегося в архиве отдела, что только могло иметь отношение к отраслевой информационно-вычислительной сети.
            Именно сортировкой архива я и решил заняться прежде всего, благо ни практических ни лабораторных занятий со студентами не было в расписании. Довольно быстро раскидал стопку на три: не имеющее отношение к сети, частные вопросы сетевого взаимодействия и, самое вкусное и наименее объёмное, - публикации о компьютерных сетях.
            И зачитался. Вся история развития вычислительной техники за десять лет существования факультета нашла своё отражение в этих работах! Совсем неплохо в институте и в отрасли в целом обстояли дела с поступлением новой техники почти сразу после начала серийного производства. Даже сам поразился тому, сколько её прошло через мои руки за три только года! Аналоговые, аналого-цифровые и цифровые вычислительные машины, цифровые мини- и микро-ЭВМ.
            Вместе с технической базой развивалось математическое обеспечение. Каких только языков программирования ни придумали! Не зря говорят, что всю вычислительную технику изобрели самые завзятые лентяи. Когда составил первую в своей жизни программу в пять строчек на языке АЛГОЛ-68 и получил на экране монитора мини-ЭВМ правильный результат арифметической операции «2 + 2», я твёрдо понял, что это мне нравится намного больше, чем умножение в уме трёхзначных чисел, с пятого класса школы превратившееся для меня в привычную тренировку памяти.
            Интересно было отслеживать по работам отдела НИиОКР, как одновременно с развитием техники билась студенческая научная мысль над усовершенствованием самой техники, расширением области её применения и круга решаемых задач, при этом студенческими умами выдвигались идеи, некоторые из которых только теперь начинали реализовываться, а до иных дело ещё не дошло.
            Припомнилась пришедшая мне самому в голову во время учёбы в училище собственная завиральная идея разделения передачи информации отдельно от команд для ускорения быстродействия. Тогда в военно-научном обществе курсантов идея была отвергнута из-за необходимости дублирования всех внутри-машинных каналов передачи информации. Но не прошло и пяти лет, как светлыми умами Казанского завода ЭВМ эта идея была реализована! И на четвёртом курсе института доцент кафедры Яков Моисеевич Розенблит доверил мне читать лекции своему курсу по ЭВМ ЕС-1033 (инженером по обслуживанию которой я работал в ВЦ завода ВЭФ), в архитектуре которой была реализована много-магистральная структура.

            Ничего годного для применения в отраслевой сети, увы, не нашлось. Тем не менее, два часа пролетели кратким мигом. Так увлёкся чтением, что даже вздрогнул от неожиданности, когда Сергей-большой тронул меня за плечо и сказал завистливо:
      - Тебя к телефону в преподавательской просит позвать юный женский голос с милым латышским акцентом.
           Звонила, конечно же, Лида – других знакомых молодых женщин, говоривших с латышским акцентом, у меня просто не было.  Узнать номер телефона, положим, было не так уж и трудно. Но как ей удалось так быстро раздобыть библиографическую редкость, очередь на прочтение которой составляла полгода? Правда, раздобыла всего на три дня, начиная с сегодняшнего, и это в корне меняло все мои планы на ближайшие дни.
            Раздумывая над этим, я чуть было не проскочил мимо доски объявлений на выходе из преподавательской, на которой появилось оповещение о внеочередном партийном собрании. Указанная повестка собрания просто до нельзя ошарашила: «Персональное дело коммуниста Розенблита Я. М.».
            Время от времени происходят у меня в жизни подобные совпадения - едва только припомню кого-нибудь из знакомых, как тут же являются они очным или иным образом в мою жизнь. А тут сразу двое людей перемешали все временные рамки не только в прошлом, но и в настоящем с будущим.
            В свете вновь открывшихся обстоятельств пришлось срочно возвращать в отдел НИиОКР всю накопленную там и зело увесистую студенческую научную мысль, расплатившись с Елизаветой всего лишь шоколадкой. После чего поторопился в научно-исследовательский институт, чтобы отработать положенные часы рабочего времени и успеть на партсобрание.

                (следующая глава - http://proza.ru/2022/05/01/200)


Рецензии
Помню те времена, Владимир.
С уважением,
Любовь.

Любовь Царькова   12.05.2023 19:35     Заявить о нарушении
Помню не покидающее меня тогда ощущение безнадёжности и запоздалости попыток реанимировать гниющую державу.
Спасибо за визит и отзыв, Люба.
Удач.
С уважением

Пранор 2   12.05.2023 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.