Базарный день

Воскресный базарный день выдался пасмурным и моросил осенний мелкий дождь.  Старушка Забу пришла на рынок поздно; ей не удалось занять ходовое место. Женщина  подумала про себя: «Ничего страшного, положу свой товар недалеко от главных ворот... Там и так машины не ездят». Взвалив на спину мешок с вещами, она пошла в самую оживленную сторону.
Прибыв на место Забу, открыла мешок и долго копалась в нем. Сперва, извлекла клеенку: разложила ее на мокром асфальте, а затем вытянула одеяло и положила поверх клеенки; нашла где-то несколько камешек, и уложила по углам. После проведенной нехитрой процедуры, старушка начала раскладывать свой ширпотреб – недорогие женские платья.
Время было к обеду. Забу пока еще ничего не продала. Спустя некоторое время к бабушке подошел высокого роста, хорошо сложенный молодой человек – один из вахтеров на базаре.
С громоподобным голосом он обратился к Забу:
– Старушка, вы заняли проезжую часть.
– Ну и что?¬ – ответила она. – Здесь машины не ездят.
– Здесь ходят люди, а вы стоите посередине дороги.
– Я никому мешаю,– бровью не повела Забу. 
– Мешаете, – не унимался парень.
Забу встала со своего маленького складного стула.
– Народ! – крикнула она. – Скажите, стоя здесь, я вызываю неудобства для вас?
– Нет, бабушка, – послышались в ответ голоса.
– Ну, вот видишь, народ не против, – сказала довольным голосом старушка. 
– Зато я против, – раздраженно сказал молодой человек.
– А кто ты такой?
– Я представляю администрацию базара.
– Администрации района? – воскликнула женщина. – Астофирлах! Только вас тут не хватало!
– Не районную администрацию, а этого рынка,– горделиво уточнил он.
– И что тебе от меня нужно?- спросила Забу.
– Во-первых, ты стоишь в неположенном месте, во-вторых, ты не оплатила двести рублей... – Забу прервала парня.
–  Так бы и сказал, что хочешь денег, – сказала она. – Ничего я тебе не дам. 
– Это еще почему?
– Потому, что у меня нет денег.
– В любом случаи, придется оплатить! – крикнул вахтер, выходя из себя.
– Не кричи на меня! – сурово одернула молодчика старушка. – На свою жену будешь так рычать! Сказала тебе, что у меня нет денег. Я ничего не успела продать. Как я могу заплатить, если их нет?
Конфликт начал усугубляется: с одной стороны схлестнулась  педантичность администрации, а с другой  – неуступчивость чеченской старушки.
Из-за двести рублей поднялся большой шум. Рядом стоящие торговцы и прохожие просили оставить в покое Забу. Вахтер стоял весь покрасневший от гнева и бессилия.
Молодой человек отошел в сторону.  Но потом вернулся к торговому месту Забу:
– Не хочешь платить, тогда я заберу платье. – С этими словами охранник взял женское платье и удалился.
– Бери еще! – кричала ему вслед Забу. – Может ты теперь разбогатеешь!
Люди все видели. Поднялся гул недовольства, послышались презрительные шутки и  смех. Молодой человек ускорил шаг. Засунув женское платье подмышку, он исчез в толпе…
– Нежели этот парень  украл платье? – шепотом переговаривались две прохожие  женщины, которые не были свидетелями ситуации.
– Наверное, он купил ее для своей жены,– предположила одна из них. – Все-таки очень злые наши люди. Он, вероятно, хотел сделать подарок своей супруге, а эти над ним насмехаются…
Неподалеку от всего этого, слегка уперевшись на посох, стоял  чеченский старец. В правой руке он перебирал четки и задумчиво наблюдал за всем.
– Дада, я пришел, – звонким голосом прервал мысли старика  мальчик – внук дедушки.
– Нашел то, что искал?
– Да! Посмотри, какую хорошую спортивную сумку я купил, – сказал мальчик, показывая деду купленный товар.
– Действительно, очень хорошая, – согласился старец, разглядывая сумку. – Сюда поместятся вещи и твоего младшего брата, когда вы будете идти в спортзал.
– Да! Так и есть!– радостно подтвердил мальчик.
– Дада, а ты видел, как вахтер спорил с этой бабушкой и унес платье?
– Видел, – серьезно ответил старец. 
– У меня двойственное отношение к этому: не могу понять, кто прав и кто виноват,– делился своими мыслями мальчик. –  Бабушка нарушила порядок, но охранник же тоже поступил неправильно?
– Знаешь, внук, низам нужно соблюдать, – сказал старик. – Но бывают ситуации, когда неуместная служебная ретивость может принести вред личной  репутации.
Этот молодой человек, если того требует порядок, мог бы заплатить эти злосчастные двести рублей из своего кармана. Но он решил поступить по-другому, и, в результате его высмеяли.
– Над ним все смеялись, – сказал мальчик. – Я находился там, когда все происходило.
– Мой дорогой внучек, – с наставлением обратился старик к внуку.  – Никогда не иди против простых людей. Помни, мольба притесненного не остается без ответа. Такое наставление нам оставил наш великий Посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
– Да благословит его Аллах и приветствует, – прошептал юный чеченец.


Рецензии