Душа старой книги

Старый приземистый дом почти на самом краю поселка долгое время стоял пустым. Кем были его прежние хозяева и куда они запропастились - никто уже и не помнил. Люди привыкли, что дом этот был тут всегда, и всегда - пустой и неухоженный.
Но однажды возле него остановился небольшой фургончик и из него вышел старичок. С белой бородкой и в пенсне - настоящий ученый с картинки в детской книжке! Или учитель, а может быть, врач - жители поселка поспорили между собой, кем бы он мог быть. Старичок постоял перед домом, оглядывая его, потом несколько раз его обошел, и кажется, остался доволен. Наконец, он достал из кармана ключ, и провозившись некоторое время с заржавевшим замком, отпер рассохшуюся скрипучую дверь и вошел внутрь.
За какую-нибудь неделю дом преобразился! Старичок вымыл окна и повесил простые занавески, вымел двор, смазал дверные петли, побелил стены и посыпал песком дорожку. А потом начал таскать из фургончика в дом какие-то коробки. Наверное, там были его пожитки и утварь, решили соседи. Они несколько раз предлагали старичку свою помощь, но тот вежливо благодарил и отказывался.
А еще через день над дверью появилась самая обычная вывеска. Вернее, очень необычная. Вернее, обычная, но необычная. Судите сами:
Живые книги
Только тогда соседи догадались, что было в тех многочисленных коробках!
Они немного посмеялись над чудаком-букинистом, выдумавшем открыть в их поселке такое неприбыльное предприятие, но, в конце-концов, решили, что каждый волен сам выбирать, чем ему заниматься.
В жаркий полдень в лавочку зашел молодой человек. Казалось, он был чем-то очень взволнован. Он нервно сжимал и разжимал дрожащие руки, губы его что-то шептали, будто бы он все еще продолжал разговор с одному ему ведомым собеседником. Молодой человек окинул быстрым лихорадочным взглядом ряды книжных полок и уже повернулся, чтобы снова выскочить на улицу, но старичок-букинист мягко тронул его за руку:
- Пожалуйста, сынок, присядь и отдохни. Я принесу тебе чаю.
Молодой человек вздрогнул от неожиданности и резко передернул плечами:
- Не нужен мне чай!
- Конечно же, нужен! - возразил старичок. - Чашка чая еще никому не навредила. Можешь пока пообщаться с книгами.
- Но я не собираюсь покупать книги!
- Просто послушай, что они тебе скажут, сынок.
Молодой человек нехотя сел и обвел комнату равнодушным взглядом. Повсюду были книги! Они стояли на самодельных тяжелых полках, лежали на столах, в коробках, просто высились стопками на полу.
- Мне сейчас только до чтения... - недовольно проговорил молодой человек, но старичок уже вышел в другую комнату и не мог его слышать.
Молодой человек судорожно вздохнул, потом вскочил и зашагал вперед-назад по единственному узкому проходу. Наконец, он снова устало опустился на стул. Взгляд его упал на пухлую книгу в потрепаном переплете, лежащую на столике. Молодой человек раскрыл ее наугад и безо всякого интереса стал пробегать взглядом по строчкам.
Когда через несколько минут хозяин лавочки принес чашку ароматного дымящегося чая, молодой человек даже не заметил его появления. Он сидел, вцепившись в книгу обеими руками. Его губы опять беззвучно шевелились, но уже было не похоже, что он ведет свой невидимый спор.
Старичок осторожно поставил чашку на стол, и тихонько отошел за маленькую конторку в углу. Чай уже давно простыл, а молодой человек все читал. Наконец, он энергично захлопнул книгу и вскочил, как человек, только что принявший важное решение.
- Спасибо вам! - сердечно поблагодарил он старичка.
- За что, сынок? - удивленно вскинул брови тот. - Я только принес чай, который ты так и не выпил.
- Нет, не за чай. За книгу. - смутился молодой человек.
- Она сама нашла тебя. - улыбнулся старичок. - И кажется, вы с ней неплохо поладили, а?
- Я знаю, что мне теперь делать. - ответил молодой человек. - Сейчас мне нужно идти, и я хочу, чтобы эта книга отправилась со мной!

После обеда в лавочку вошла немолодая усталая женщина с большой сумкой, набитой продуктами. Она остановилась на пороге, ожидая, пока глаза привыкнут в полумраку, огляделась и растерянно проговорила:
- Ох... разве здесь не булочная? Я, кажется, совсем схожу с ума... Как меня сюда занесло?
- Это ничего! - ласково ответил старичок. - Булочная рядом, и закроется еще нескоро. Отдохните, выпейте чаю - мне кажется, вы очень устали.
Женщина поставила сумку и с благодарностью приняла чашку чая.
- Я, правда, очень устала. - сказала она, - То есть, я физически еще почти не устаю, а вот... - она махнула рукой и сделала глоток. - Как хорошо! Я посижу немного еще?
- Конечно-конечно! - согласился старичок, - Хотите почитать?
- Почитать... - горько вздохнула женщина, - Книги меня больше не трогают... с некоторых пор...
Она оглядела книги на полу и взяла в руки самую верхнюю - больше из вежливости, чем из интереса. Старичок отошел за конторку и оставил ее наедине с книгой. Женщина рассеянно перелистывала страницы, и вдруг задержалась на одной из них. Она несколько раз пробежала ее глазами, быстро перевернула, потом снова вернулась на предыдущую, потом еще на несколько страниц назад... и усталость на ее лице сменилась удивлением. Когда женшина, наконец, очнулась и оторвалась от книги, ее было не узнать! Лицо, такое хмурое и сосредоточенное еще час назад, дышало теперь спокойствием и умиротворением. Казалось, она помолодела и похорошела.
- Сколько же я тут просидела! - воскликнула она и... засмеялась!
- Ничего, это ничего. - улыбнулся старичок. Женщина тоже улыбнулась, и глаза ее заискрились радостью.
- Я только что избавилась от одной тяжелой мысли, - сказала она, - Это долго объяснять, но у меня вдруг открылись глаза! Понимаете?
Старичок молча кивал, поглаживая седую бороду и продолжая улыбаться.
- И почему я только сейчас нашла эту книгу! - воскликнула женщина. - Уж теперь я с ней не расстанусь!
- Книги знают, в какой момент они нам нужнее всего. - сказал старичок. - Не только мы выбираем их, но и они - нас. И знаете, они никогда не ошибаются!

Под вечер дверь лавочки с шумом распахнулась, и смеясь и болтая без умолку, в нее впорхнула группка школьниц, возвращавшихся с уроков. Они так радостно и беззаботно шумели, что старичку показалось, будто к нему залетела стайка щебечущих пичуг. Быстро оглядевшись по сторонам, девчушки так же стремительно высыпали из лавочки. Только одна из них почему-то задержалась возле полок.
- А вот я не люблю читать! - с вызовом выпалила она. - Книги - это такая скучища!
- Можно и не читать, конечно, - согласился старичок, выходя из-за конторки, - Многие совсем ничего не читают. Но жить им приходится более трудно и менее счастливо.
- Вот еще! - фыркнула девчушка, - Я все могу найти в интернете за пару минут!
- Так-то оно так, - побарабанил пальцами по столу старичок, - Да только там ты найдешь готовые чужие ответы, а они могут совсем тебе не подойти.
- А в книгах разве не так? - с сомнением спросила девчушка, - Книги ведь тоже не про меня. Откуда им знать, что мне нужно?
- Видишь ли, книги не дают советов. Но они приглашают подумать вместе. Ты и не заметишь, как сама найдешь нужные ответы.
- Хм... - девушка задумалась, но ей очень не хотелось показать этого, - А что они такие... потрепаные и старые? В большом магазине они хотя бы красивые!
Старичок улыбнулся и любовно погладил потертые корешки.
- Понимаешь, книги - как люди: они тоже стареют. Но чем старше книга, тем дольше она служит людям, тем больше у нее опыта в том, чтобы помогать им. А новым книгам только еще предстоит набраться этого опыта. Надо дать им время.
Девчушка все еще недоверчиво косилась на ряды книжных полок.
- Вы так говорите, будто книги - живые!..
- Они не просто живые, но у них еще есть душа. И знаешь что? Книги очень любят людей! Чем старше книга, тем больше в ней любви.
С улицы раздались веселые звонкие голоса - это школьницы звали свою запропастившуюся подружку. Девчушка оглянулась и нетерпеливо махнула рукой, а потом повернулась к старичку:
- А если я возьму... скажем, вот эту книгу, но не смогу ее полюбить, что тогда?
- Что ж, и такое тоже бывает, - развел руками тот, - Но я открою тебе еще один секрет: даже если ты и не полюбишь книгу, она все-равно поделится с тобой своей любовью, ведь она уже выбрала тебя.
Девчушка стояла несколько минут, прижимая к себе книгу, а потом подняла глаза на старичка-букиниста:
- Можно мне взять эту? Ведь раз она меня выбрала, значит, хочет мне что-то сказать! Правда же? Да?


Рецензии
Здравствуйте, Мари! Эта сказка не простая. Она волшебная. Ибо мы, читатели, раскодируя странные чёрные закорючки на белом фоне бумажного листа, создаём внутри своего сознания ОБРАЗЫ. Закорючки волшебным образом преобразуются, прошу прощения за тав-гию, в нашем сознании, и могут реально помочь нам найти то, что мы давно искали и не могли найти. Потому что эти закорючки породили неравнодушные люди, многие из которых знают не понаслышке, что такое правда, честь, совесть, любовь и прочие волшебные вещи.
Замечательная сказка!
С почтением

Владимир Радимиров   21.03.2022 16:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Есть же такая фраза: когда ты читаешь книгу, книга читает тебя. Может, все это правда?

Мари Павлова   24.03.2022 06:46   Заявить о нарушении