Семейная быль казаков Лазаревых

Мы - «голевские»
Свою семейную историю  поведал мне мой земляк, Михаил Петрович Лазарев. Мы жили  с ним на одной улице, но близко не общались в силу большой разницы в возрасте, составлявшей, ни много ни мало - 12лет!  Когда Миша Лазарев пошел в первый класс, я еще не родилась. Он окончил школу - мне было всего 5 лет, а когда он, отучившись  в вузе, получил диплом, мне исполнилось всего 10 лет. Но мы выросли на  улице, где все друг друга знали, приветствовали, или как у нас говорят, «здоровались».
 Раньше это была станичная окраина, на которой селились «понаехавшие» с хуторов казаки. А у них, если «свой, хуторской» - почти что родственник, а если из соседнего хутора - хороший сосед, земляк. Через казачью службу многие наши прадеды знали друг друга, и передавали это знакомство  потомкам. Улица наша была до костей мозгов казачья, со своими законами и правилами поведения.
 Здесь были свои «достопримечательности». Озеро Зиминых, своего рода Иордан местечкового значения,  в мутную зеленоватую воду которого  окунулся хотя бы разок каждый голевский ребенок, пытаясь достать удивительно красивые кувшинки! Зимой оно служило хоккейной площадкой или катком для «фигурного катания».  «Левады» - казачьи сады  с дико растущими огромными вербами и  весенними  ручейками под глыбой прозрачного льда, в которых, как  в аквариуме водоросли,  виднелись зеленые растения, замерзшие в начале зимы. «Горка» у Горбунковой хатки, с которой каталась на санках вся малышня. А когда наступала весна, по  дороге бежали наперегонки два веселых ручейка, и, пуская в ход страницы из  школьных тетрадок, ребятишки  мастерили бумажные кораблики и пускали их в плавание, сопровождая самодельные суденышки перебежками  до самого озера. Мы знали, у кого выпирает из ограды «тютина»,  и собирались у этих дворов непрошенной «воробьиной стаей», чтобы полакомиться крупными сахарными ягодами. А у дома Лазаревых над самым забором нависал раскидистый клен, в тени которого мы с подружками прыгали в классики или через резиночку. И старшие Миша и его брат Коля иногда нам «подыгрывали», дурачась. Таким я запомнила Мишу Лазарева,  высокого парня с кудрявым чубом, всегда улыбающегося и приветливого. Приезжая домой на праздники и каникулы, он помогал своей маме сажать и выкапывать картошку на огороде. Идешь мимо, а он обязательно затронет доброй шуточкой.
С улицы Голева пешком через левады в центр всего 10  минут, до вокзала - минут 20 ходьбы. А строго на юг  за эти же 20 минут песчаная дорога приведет прямо к Чиру. Но сначала надо пройти через займище-заливной луг  и преодолеть плотину озер - старого русла нашей степной речки- правого притока Дона.
Такая вот  «голевская геолокация» роднила поколения, проявившись потом в ностальгических воспоминаниях у многих проживших на этой улице светлые  детские годы. Сблизила она и меня  с Михаилом Петровичем Лазаревым. К тому же, мой дед Иван Васильевич Ткачев и отец Михаила Петровича  Лазарева Петр Ильич – фронтовики, частенько по- соседски встречались, и,  скрутив самокрутки с махоркой,  вели долгие беседы о войне и о мире. Михаил Петрович помнил моих дедушку и бабушку, тепло отзывался о них.
«Мы с тобой «голевские», - подчеркивал Михаил Петрович. - А это почти родня!» Тесно общаться мы с ним начали уже  в зрелом возрасте: когда  я работала на районном  телевидении, а  земляк, проживающий в городе Новочеркасске, использовал  нашу информационную площадку для пропаганды истории казачества, снабжая  мою студию интересными  материалами о репрессиях, о возведении памятников павшим казакам. Он в последние десятилетия своей жизни  активно распространял по сельским библиотекам и школам района купленные на собственные деньги Книги памяти, стихи, прозу,  диски с фильмами. Как потомки казаков, мы с ним  во многих вопросах оказались единомышленниками  и с удовольствием вели постоянную переписку, обмениваясь фотографиями,  документами, интересными роликами.
 Казачий менталитет, язык предков, все эти забытые словечки, «улетные» казачьи  фразы, пословицы, поговорки,  сроднили наши души. И вечером, увидев, как светится окошко на страничке друга в «Одноклассниках.ру» я приветствовала его, а он - меня. Михаил Петрович много лет преподавал в Новочеркасском политехническом институте, который когда-то сам и окончил,  и на правах старшего товарища    считал своим долгом  наставлять, давать советы. А однажды моего земляка  как прорвало: он стал рассказывать мне свою семейную историю. А у нас почти  в каждой семье такие сюжеты, лихо накрученные самой жизнью, придумывать ничего не надо!   Я посоветовала ему рассказанное  издать книгой, он ответил: «Сам писать об этом  никогда не буду. А тебе, может, пригодится».
 Вот и дошли руки, как говорится, до соседского наследства. Господи, благослови!-  в память о моем земляке, почившем два года назад.
Продолжение: Варяшин сад


Рецензии