ТЛ1 Пушкин Онегин Суженый Татьяны - Агафон 1

Пушкин  Онегин
Суженый Татьяны - Агафон

Часть 1

Весь материал о поиске Агафона, явившегося Тане, под луной гадавшей на суженого в рождественскую морозную ночь, разделим на три части:

1. Святочные девичьи гадания
2. Агафон – попался он!
3. Агатон — откуда ж он

Пятая глава романа Е.О. начинается со сцен описания пейзажа святок и связанных с ними ритуалов девичьих гаданий. А что интересует девицу «русскую душою сама не зная почему» (*) - жених и муж … замуж уж невмоготу … или уж замуж невтерпеж … как-то так = девкой я еще не бывал = могу быть не точным и очень…
(*) версия дефиниции русской души: носитель любит русскую зиму, суеверен по части примет и верит и снам, и гаданьям, и преданьям простонародной старины

Пушкин указывает два ориентира времени этих событий пятой главы:

I
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
***
Увлекшись описанием русской души — картины январской рождественской зимы автор мигом перескочил сразу к началу святок:
VIII
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
VII
Что ж? Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так нас природа сотворила,
К противуречию склонна.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
IX
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.
 
рис. Маковский К. Е. «Святочные гадания». 1900-е.

Святки (святые, праздничные дни, зимние святки, коля;ды; др.-рус. Св;токъ) - славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из 12 праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. В христианской традиции — время с Рождества Христова до Крещенского Сочельника (с 7 по 17 января)

источники = cм., фра, в нашей е-бибке: Святки / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4. + Святки (azbyka.ru)+ Максимов С. В. Святки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903 + Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы место=М.Русская книга,1999 (А. Терещенко. Быт русского народа. Забавы, игры (booksite.ru)

Возможно Пушкин пародирует и тут Татьяну и весь этот обычай гадать и предвидеть свою цель - Судьбу. Дело в том, что ритуал этот не христианский, а древне-языческий и осуждаемый Церковью: cвяточные вечера называются святыми вечерами. Святить 12 дней после Рождества РПЦ начала с древних времен. (см. 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древность установления празднования святок подтверждается церковным Уставом VI века преп. Саввы Освященного: по нему в дни святок не положен пост, не совершаются коленопреклонения и запрещено браковенчание, что подтверждено кодексом Юстиниана (535 г.). В народе святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены 61-е и 62-е правила VI Вселенского Собора.

Продолжение - в части №2 следом...


Рецензии