Так было, так будет

История повторяется.

В городе Харькове конца 60- х можно было гулять по парку Шевченко даже ночью, не заморачиваясь вопросами личной безопасности. Тем более студентам, которым грабители (из анекдотов) сами давали мелкие купюры. Однако те, кто доучился до 5-го курса, факультативно постигали науку выживания, поэтому на просьбу-обращение «Молодые люди» мы незаметно ускорили шаг. Не испугались одинокого старика, просто считали проблемы заразной болезнью. Однако, прислушались. А следующая фраза была куда информативней и заставила остановиться.

«Мне вино выпить не с кем, 777». Это был повод рискнуть, и мы с Лёвчиком присели на лавочку. Мужик представился: «Доктор Зеликович, поликлиника №…» и выдал по бутылке модного портвейна.

Дальше началось необыкновенное. Доктор поведал свою жизнь, не биографию, жизнь. Двое самоуверенных выпускников местного университета запомнили встречу надолго.

Только один эпизод, близко к тексту и современности.

Год 1946-й. Зима в Карпатах. Взвод сбросили на парашютах вблизи захваченной бандеровцами гуцульской деревни. Почти сутки ушли на исправление ошибки лётчиков с точкой высадки. В крайней степени усталости, с обмороженными конечностями, десантники возникли из метельной круговерти перед напялившим на себя отнятые у деревенских зимние одёжки, боевым охранением. Заняли хаты до моста через речку.

Поутру враги проснулись поздно, вместе с выползавшем из-за гор бледным от мороза солнцем. Представшая в свете дня картина никого не обрадовала. Крохотная долина застроена амфитеатром, плотно. С чердаков простреливается перекрёстным, фланкирующим, и как угодно. Количество активных штыков у воюющих сторон неизвестно, как и запас патронов. После небольшой утренней перестрелки стало ясно, боезапас ограничен. Как и продуктов. К обитателям села голод пришёл раньше бандитов. Десантники располагали сух пайками НЗ. С учётом местных детишек -- на пару дней.

В полдень на мост вышел человек с белой простынёй. К нему отправился командир взвода. Парламентёр попросил доктора!

Быстро выяснилось, что бандеровцы знали о десантниках всё, место и время выброски, состав группы, вооружение. Более того, от расстрела в воздухе десант спасла ошибка пилота. Однако, в боёвке есть раненные, почти все хлопцы с обморожениями. Нужен врач. Взамен гарантируют жизнь десантникам. В отряде около 200 штыков. 10 к 1.

В результате переговоров около 18.00 доктор Зеликович вошёл в ближнюю к мосту хату. Шибанул в мозг жуткий запах разложения физического и морального. Тени от горящей лучины прыгали по стенам, русской печке, протянутым к доктору вонючим рукам и ногам.

Началась адская работа. В смысле, отвратительная и неизбежная. Комвзвода встретил, расспросил, налил 100 грамм. Днём доктор обрабатывал обморожения десантников, вечером – бандитов. На третью ночь доктор заметил подготовку бандеровцев к походу. Это вызвало приступ страха, логика войны предсказывала близкий конец лечения своих и чужих. Конец врачебной практики ввиду letalis ухода практикующего врача. Провожал его к мосту командир бандитов. Псевдо -"Батыг". Встречал на мосту ком взвода. Позывной "Батя". Оба потребовали молчать о событиях той ночи.

Поутру десантники проснулись без врагов. Ещё день, открылся перевал, за взводом пришли машины. Зеликович молчал об этом случае 20 лет. Я – 50.

Он в тот давний вечер закончил оперировать прораба Марченко, который годом раньше «увёл» жену Зеликовича. Портвейн ему подарили благодарные подчинённые прораба. Он увёл работяг с участка и от квартальной премии из-за погодных условий. Сам не успел, ему попало осколком рухнувшего крана. Доктор рассказывал о многих событиях, вспомнилась именно эта история сейчас, когда мы добиваем бандеровщину. Тогда комвзвода разглядел в «Батоге» человека и дал уйти. Мы эту способность видеть перспективу не утратили.

PS. «Батога» искали наши как бандеровца, свои искали как предателя. Он сам нашёл комвзвода на Всемирной выставке в Монреале «Экспо 67». Оба носили чужие имена, но сохранили человечность. Сидели в баре до закрытия. Бывший бандеровец рассказывал о жизни в Австралии. И как ЗЧ ОУН лезет в эту страну. С именами, кличками, паролями и т.п. «Батя» отписывался до утра.

PPS. Ходили мы в поликлинику №… Заглянули в кабинет с табличкой «Хирург». Доктор Зеликович вёл приём. Не приснилось.


Рецензии