История фамилии. Легенды и были. Рассказы

Боготоповы. Фамилия отца.Моя девичья фамилия.
Я не любила свою фамилию. Стеснялась ее все детство. Меня не дразнили, но была она какая-то неблагозвучная, что даже детская моя душа страдала. Что и говорить, фамилия мне досталась  какая-то богоборческая. Дядя Иван говорил, что какой-то наш предок икону утопил, потому и «Бога топовы». Когда преподаватель по атеизму в институте мне сказал: « У Вас хорошая атеистическая фамилия»,  я скромно промолчала, в душе не согласившись с его оценкой. Как мне, воспитанной в семье в уважении к Богу, могла понравиться  эта версия про  предков, утопивших икону то ли в речке, то ли  в  озере?
Есть другой вариант. Семантически «топовы» - от слова «топать», а не «топить». Если бы икону утопили, были бы Иконоутоповы, Богаутоповы, или Богатопилины.  А так, получается, за Богом топали… Бого-топ- овы. Может быть, в крестные ходы ходить любили, когда  впереди несут икону, Божий лик, а за ним все  дружно топают. Как мне хотелось бы  верить в это…
Бабушка Акулина Руфовна любила рассказывать, как учила меня, годовалую девочку, называть свое имя,  повторяя много раз: «Как звать? - Надя! Чья? - Боготопова!», пока я не выдала: «Няня Топаля»… Детское подсознание взяло за основу то, что и надо было взять: «То-па-ля!» В этом слове мне и слышится   весь смысл нашей фамилии! Все-таки - топали! Топали!
Как-то вовсе не хочется верить, что кто-то из моих предков взял такой грех на душу:  бросил икону в воду с тем, чтобы утопить ее или вообще топал на нее ногами…  Это ж как надо было осерчать, чтобы на икону топать, на лик Божий? Характеры ведь  тоже передаются потомству! Но вот лично я не встречала в своей родне ни одного человека, способного топнуть на икону!
Папа мой, Григорий Васильевич,  был тихий, спокойный человек, до предела молчаливый, совестливый, немногословный, с чистой христианской душой - всепрощенкой, с огромным  сердцем, полным любви и доброты. Он самозабвенно любил стихи, знал их сотни, читал всем подряд- и в праздники за столом,и в будни на работе.Петь любил, знал много песен. А еще он был копией своего отца и внешне, и по характеру!    Дед Василий тоже, по рассказам бабушки и папы, никогда не повышал голоса! уходя на войну в 41-м, сказал: "Куля, береги деток", и голос его предательски дрогнул, как дрогнул и у папы, когда он рассказал мне это.А когда прочла  последнее дедовское письмо  с фронта, поразилась, как трогательно  он передает «низкое свидание» матушке, брату и сестрам, как уважительно величает свою жену по имени-отчеству: Акулина Рухмановна, как успокаивает ее: «Наша уж берет!»…Разве мог такой человек Бога гневить топаньем на иконы?
Про его отца, своего прадеда Германа знаю, что он был рукаст, трудолюбив, пахарь в прямом смысле слова, пропадал в поле с весны до осени.Папа вспоминал, как дед Герман пешком приходил к сыну в Зерносовхоз, а эта дорога длиной не менее 50 километров из хуторка Песчаного, где жили Герман и Мария Боготоповы, родоначальники наши. Шел, чтобы проведать сына, внуков, сноху… Гостинцы нес…Говорили, что умер прадедушка Герман от аппендицита, еще до войны, в 35-м году. К большому сожалению, я не знаю его отчества. Не передало мне это знание  старшее поколение рода. Такие мы Иваны, не помнящие родства… Папа  не помнил.  Сколько папе было, когда дедушка умер? ,Лет 6?
Я общалась при жизни с  сестрой деда Василия Анной Германовной,мы ее называли  бабушкой Анютой. Она была верующим человеком, посещала церковные службы, молилась вместе с моей мамой, соблюдая посты, была жизнелюбива и обладала редчайшим чувством юмора. В детстве виделась и с бабой Аленой,Еленой Германовной, второй  дедовой сестрой. Знаю потомков  третьей сестры Ольги Германовны… Все спокойные, уравновешенные. Дяди мои и тетя тоже вполне дружелюбные, мудрые люди. Ну откуда взяться в нашем роду топающим на Бога?
 Еще есть один вариант: фамилия звучала как Богомоловы, но кто-то шибко «грамотный» из писарчуков тех лет, что нередко случалось,  перепутал буквы: «М» на «Т», а «Л» на «П». В прописном варианте такое сотворить очень легко. И Богомоловы стали Боготоповыми…
В детстве я слышала от взрослых разговоры о том, что все наши беды от фамилии. Дескать, прогневили Бога предки, вот и достается потомкам. У нас в семье случилось много трагедий. Мой прадед Герман умер нестарым человеком от аппендицита. Потом такую же смерть принял его самый младший внук от сына Василия - Василий Васильевич,  в 61 год не переживший простейшую, казалось бы, операцию по удалению аппендикса. Умер от асфиксии, отравившись угарным газом, мой родной братик Вася, проживший на свете всего 17 с половиной лет. Трагически погиб в  22 года двоюродный брат Сергей, сын Ивана. Попал в плен и был умерщвлен в Масюковском лагере смерти мой дед Василий Германович, в самом начале войны, осенью 1941 года…Младший сын дяди Василия - Роман упал с 7 этажа и получил травмы не совместимые с жизнью в 22 года.
 Смерть косила наших мужчин, не щадя ни старых, ни малых. Получилось теперь, что носителей фамилии в нашем колене поубавилось настолько, что наследовать ее практически некому. У брата Александра- две дочки Марина и Оля, у брата Геннадия - тоже девочка, Виктория. По две дочери и у брата Андрея и у брата Сергея.  Сергей, Василий и Роман отошли ко Господу, не успев обзавестись детьми. Единственный из всех моих братьев - Виталий - родил сына Владимира, и Владимир родил сына Захара. Да есть сын Лев у Бориса Васильевича. Это тонкая ниточка, связующая наш род с фамилией предков. Не прервется ли и она? Уж слишком ненадежна, слишком эфемерна! Может, это и есть наказание за фамилию, за грех далеких предков, все - таки переступивших черту?
В других ветвях такая же история. Три сестры деда Василия: Анна, Елена и Ольга сменили фамилию по замужеству, и их потомки  стали Елфимовыми, Коноплевыми, Халанскими. Брат деда Василия Федор Германович родил трех сыновей: Василия, Николая и Ивана. Иван трагически погиб молодым, будучи не женат. Но позже нашлись его внебрачные дети, даже два сына: Юрий и Олег,  но они, увы!- не были  записаны на его фамилию. Единственный, внесший свой вклад в сохранение фамилии: Николай Федорович, родивший Сергея, который тоже передал фамилию двум дочерям и одному сыну. Да два сына Василия Федоровича – Валерий и Александр. У Валерия две дочери, а вот Александр будет пока продолжателем фамилии в сыновьях Иване и Константине. Пока есть еще надежда на продолжение рода у Сергея и у Александра - внуков  Федора Германовича.
Я нашла в интернете носителей этой фамилии поблизости от нас, в наших степных краях: ст. Каргинской, ст. Вешенской, х.Семеновке и х.Каменке Кашарского района, в Миллерово, а также и далеко от нас: в Москве, Омске, Челябинске, Казахстане и даже на Дальнем Востоке. Пыталась расспросить о корнях их представителей, но в большинстве своем они не ведают, откуда их предки.
 А мысль такая пришла в голову из-за того, что мы тоже ничего не знаем о родне прадеда Германа, и  не знаем даже его отчества. Возможно, у него были братья, их потомство ответвилось и размножилось. Те,  кто живет в Казахстане, могли быть переселенцами из наших краев – в двадцатые-тридцатые многие, спасаясь от голода и преследований властей, переселялись в пустынную казахстанскую землю, а позже было движение целинников…Могли наши Боготоповы и в Сибирь переселиться с реформой Столыпина. Отсюда-Омск, Казахстан…А кто-то дошел до края России - Дальнего Востока. Или их дети уже передвигались по стране – по распределению вузов, военных училищ, по призыву на комсомольские стройки. Возможно ли нынче соединить то, разорвано целый век, а то два назад и найти то, что уже кануло в лету?..
Нашлась в интернете какая-то Татьяна Федоровна Боготопова, жившая в хуторе Пришиб под Морозовском, это в нескольких километрах от нашего родового хутора Песчанка.Ее  отец Федор мог вполне быть братом нашему Герману.Но кто теперь это подтвердит?


Рецензии