Первый блин

Да, я начал разъезжать по стране, когда мне не было и четырёх лет. Сочи. А в этих же 60-х побывал ещё и в Орловской области, и в Москве.
В 70-х география моих поездок и вообще широкая (совсем вкратце): Крым, Ивановская область, Краснодарский край, Омская область, Тюменская область, Казахстан, Орёл и область,  Курск, Запорожье.
80-е не менее крутые: Саратовская, Тамбовская, Рязанская области, Тула и область, Орёл, Брянск и область, Казахстан (путь до озера Балхаш); Москва и область, Липецк и область, снова Казахстан (Петропавловск), Новгород и область, Курская область, Краснодарский край, Абхазия (Гагра, Эшера, Новый Афон, Сухуми), Калужская область.
В 90-е я мотаюсь по Воронежской, Липецкой, Калужской, Нижегородской областям, по Украине (Киев, Житомир, Харьков, Донецк и область, Ровно, Луцк, Николаев, Херсон, Чернигов), Санкт-Петербург, Петродворец, бываю в Волгограде, Владимире, Курске, Белгородской области (Белгород, Старый Оскол, Алексеевка).
2010: Беларусь: Гомель, Минск, Гродно, Лунинец, Брест (Беловежская Пуща, Брестская крепость), Орша, Могилёв, Витебск, Гомель.
Лишь 2011-12 гг. выпадают из обоймы моих передвижений по территории бывшего СССР.
Что характерно для обозначенных выше поездок. 1) Малое количество фотографий (многие утеряны или не переведены в электронный вид, а в большинство «путешествий» я и вообще не брал фотоаппарат). 2) Большинство поездок вынуждали обстоятельства (служба в армии, бесплатная путёвка в санаторий, литературно-издательская деятельность, бизнес). 3) Не ведутся путевые заметки (лишь редкие и куцые дневниковые записи). 4) Не разрабатывается план передвижения (транспорт, расписание маршрутов, достопримечательности, остановки, ночлег). 5) И до определённого времени я не осознавал себя путешественником.
2013 год. Можно сказать, переворотный: я начинаю регулярно снимать на фотоаппарат (в прошлом – неплохой фотограф, с образованием и опытом публикаций). Мне приходится часто ездить в Москву (там я регистрировал свои идеи и публиковался в платных сборниках), в Елец к Михаилу Трубицыну (через Хлевное и Задонск) и в Лиски к Галине Ткаченко. Также я навестил в том году университетского товарища Алексея Юсупова в Чернянке Белгородской области (Новооскольский р-н, Холки, Старый Оскол).
2014: Весь почти год посвящён выпуску первых номеров моей газеты «Город счастья», а также проведению фестиваля «Славянское счастье»: Елец (Липецкая); Лиски и район, Рамонь и район (Воронежская).
Спасибо, уважаемый читатель, что осилил такое вступление. Но считаю, что без «присказки» будет неправильно. Зато теперь приступаю к «сказке».
16 марта 2015 года мной проделан следующий путь: ст.Воронеж-I, ст.Лиски, Лиски (музей, библиотека, Ткаченко), ст.Лиски, ст.Давыдовка, п.Давыдовка (КДЦ, Попов, Волков), ст.Давыдовка, ст.Масловка, п.Масловка, Воронеж. Через неделю я посетил Елец. А в конце апреля задумал то, что впоследствии выльется в планомерные и ежегодные выезды и за пределы области, и иногда за пределы страны. Задумал маленькое, крохотное путешествие, но уже по новым правилам: меня не вынуждали обстоятельства (я жаждал лишь новых ощущений), я взял с собой камеру, чтобы сделать много фото и видеороликов, разработал маршрут (впрочем, повторюсь, он был крохотным). И хотел предложить на распространение свою газету в близлежащих городах.
28 апреля: Воронеж – Б.Сомовец (Вор.обл.) – Мордово (Тамб.обл.) – Тамбов – ж.д. вокзал «Тамбов» (здесь всунул несколько экземпляров газеты в вокзальный киоск) – Тамбов (р.Цна).
Бывал в Тамбове только раз проездом на КамАЗе в 90-х. Хотелось повидать этот городок. Далеко не такой крупный, как Воронеж, но есть современные здания, которые впечатляют. Сразу бросились в глаза «подстриженные» деревья на главных улицах города. Зелень только пробивалась: выглядели необычно (как будто я в южном каком государстве).
Особенно понравилась набережная. Нет автомобильного потока, много зелени, красивая река Цна. Приятно поразила и усадьба Асеевых: филиал музея-заповедника «Петергоф» (здания в стиле барокко, классицизма и модерна одновременно; оригинальный фонтан с «играющими» струями, парк, в котором растёт старинный черешчатый дуб). Возле фонтана я познакомился с двумя местными девчонками. С одной из них сфотографировался (к тому же она позировала ещё с моей газетой: получилось здорово). Планировал дать фотографии в следующий номер «Города счастья».
Также придумал и подпись к фотографии девушки на первой полосе: «Молодые, красивые, умные выбирают счастье. Старые, уродливые и тупые – горе. Кто Вы? Выбирайте!»
Здесь же, в Тамбове в этот день, обронил и следующую фразу: «Салон-парикмахерская «Леопард». Здесь исключительно пятнисто стригут».
Утром 29-го я выехал в Липецк. И там, на железнодорожном вокзале, тоже удалось отдать газеты на пробу (кстати, попытки сдать газету на автовокзалах двух городов ни к чему не привели).
Потом я уехал к площади Петра Великого, побывал в Храме Петра и Павла, поднялся по Петровскому проезду к Христорождественскому собору, ул.Ленина, Пролетарская, Интернациональная (по пути много снимал и красивых мест, и памятников), Зегеля (зашёл в Управление Роспечати, но там меня огорчили: имеют дело только с юридическими лицами). И через площадь Плеханова по Зегеля дошёл до площади Героев. Там было много памятников и достопримечательностей (по всему городу шли реконструкционные работы, в том числе и там): Воинам-интернационалистам, Мемориал Великой Отечественной, Стена Памяти, Братские могилы, Вечный огонь. Мне было интересно делать такие фото.
Далее я сел на автобус на улице Гагарина и поехал к автовокзалу. Но там такие на дороге образовались пробки, что я уже не надеялся успеть. Перенервничал, переволновался сильно. И всё же на свой рейс попал.
У автовокзала ко мне подошёл полицейский:
– Вы зачем снимаете здание вокзала?
– Но если нельзя снимать, зачем продают фотоаппараты? =
Уже в автобусе на Елец я испытывал лёгкую эйфорию: за два дня еду в третий город, газеты оставил в тамбовском хостеле и на двух вокзалах, много чего поглядел, много чего запечатлел.
В Ельце меня встретил мой друг Михаил Трубицын, поэт, журналист, блогер. Он снимал домик с какой-то женщиной, но там было несколько комнат. В одной меня и пристроили.
(«На высоте шести метров висит измятый, продавленный металлический указатель: «Елец… Воронеж… Орёл…». Кто-то в него въехал…)
На следующий день, 30 апреля, мы с Михаилом зашли в несколько редакций газет, а мои газеты оставили в Историко-культурном центре «Прожектор» и Доме книги. Ещё я зашёл в антикварный магазинчик, чтобы купить значки с видами городов, в которых был (возникла какая-то нехорошая идея). Рассматривая товар, я всё время бил фотоаппаратом, висящим на руке, по витрине. Я снял технику и положил на стекло. Купил значки, расплатился и вышел. И только в Доме книги спохватился.
Но фотику моему приделали ноги (уже второй в своей жизни потерял: первый – болтался на руке, но заходил к одним знакомым, возможно, снял, а у них проходной двор; обнаружил пропажу, только вернувшись домой к себе; вот почему на руке плохо: когда на пузе болтается, его можно и во внешний карман засунуть, а то и в боковой, а с руки может незаметно и соскочить). Скорее всего, продавщица, которая сначала утверждала, что никого не было, а потом «вспомнила», что какой-то парень заходил. Мне бы надо было вызвать полицию. Да понимая, что в чужом городе стражи порядка мне помогать не будут (только время потеряю), я пошёл готовиться к отъезду.
Не столько было жалко камеру, сколько 650 снимков и роликов, сделанных за эти три неполных дня. Путешествие – впустую.
В тот же день я куплю новый фотоаппарат. Найду к нему крепкую бечёвку и сделаю большой шнурок, который дальше буду накидывать на шею и так с ним и снимать. Тут уж и потерять его сложно и уронить не страшно: ударится о живот.
С тех пор я больше ни разу технику не терял: тот случай вышел мне хорошим уроком. Но настроение на майские праздники было жутко испорчено. Я ходил подавленным.
6 мая заставляю немного развеяться и снова проведываю Лиски, а 14-го – Елец.
И 18-го снова еду в Тамбов: восстановить фотографии (понимаю, что потеря фотографий будет «грызть» мою душу долго) и проверить, как продаются газеты.
Воронеж – с.Мордово – ст.Оборона – с.Мордово – Тамбов – ст.Тамбов-1 – Тамбов.
Газеты не продавались, даже в таких людных местах. СМИ научили людей «кушать» то, что выгодно подавать СМИ (и власти). Люди же мою газету не понимают (за очень редким исключением). Там для них слишком непонятно написано.
Снимков (и роликов) я за день сделал больше, чем в прошлый заезд (даже за всю прошлую поездку: свыше 750), но и деревья уже стали не такими, и девчонок тех (или других) возле фонтана я не застал. Да и цветной фонтан в центре не работал в тот день.
Был дождь: купил себе дождевик. В хостеле, что ночевал в прошлый раз, мест свободных не оказалось. Пришлось останавливаться в рядом стоящей гостинице. Наверное, даже выиграл. И там свои газеты оставил тоже.
Что же я в тот день всё-таки увидел и где побывал.
Автовокзал, железнодорожный вокзал, хостел на Пятницкой, гостиница «Нива», центральный рынок, памятная доска Андрею Платонову (гордость взяла за нашего земляка), Дворец бракосочетания, Областная научная библиотека им.Пушкина, Областная Дума, памятник Ленину на площади Ленина, памятник Г.Р.Державину, Гостиный Двор, Храм святого Лазаря, футбольный стадион, танк «Тамбовский колхозник», монумент «Вечный огонь» у Кафедрального собора, памятник святителю Питириму, аллея Славы, здание почты России (1786), парк культуры и отдыха «Тамбов», «Нарышкинская читальня» (Областная картинная галерея), ТГУ, музыкальное училище им.Рахманинова, памятник Сергееву-Ценскому, памятник Петру и Февронье, памятник Тамбовскому мужику, Триумфальная лестница, набережная Цны, Усадьба Асеевых, черешчатый дуб (около 500 лет), памятник архиепископу Луке, памятник военным медикам, торговый центр «Юг», памятник солдатам правопорядка, костёл, памятник Николаю Чудотворцу, здание первого Губисполкома и много других памятников и храмов.
Запомнилось ещё и то, что в Тамбове часто можно встретить табличку «Мобильный гид» на исторических, зданиях с номером телефона, по которому можно прослушать информацию об этом строении. А также указатели названий улиц с их историями (как называлась, какова протяжённость и пр.).
Себя сфотографировать вспомнил лишь поздно вечером в гостинице (тогда ещё совсем непривычно было делать селфи, даже находясь в путешествии). /21.06.21, 18:39./
19 мая: Тамбов – Рассказово – Кирсанов – Белинский – Пенза – ст.Пенза-1 – Пенза.
В Пензе же, наоборот, газеты приняли на автовокзале (куда я прибыл). На железнодорожном отказали. Сфоткал памятник, сваренный из старых светофоров. Потом прогулялся к Суре (река). (По пути прошёл ЦУМ, палаточный рынок, мечеть.) Перешёл её и побродил вдоль набережной. Вид так себе. Монумент «Росток» (что-то вроде аллеи Славы). Перешёл ещё и так называемый мост Дружбы. Вдоль набережной на бетонных плитах есть граффити: «Любимый клуб – любимый город», «Мама, спасибо за всё!» и др.
Областной арбитражный суд, длинный каменный забор с храмом (Троицкий собор на улице Кирова), Счётная палата области, Музей одной картины им.Г.В.Мясникова, памятник «Первопоселенец», Покровский архиерейский собор.
Потом устроился в гостинице УМЦ «Профсоюзов» на ул.Калинина (оставил газеты и здесь). Советского типа (вечером пошёл обмыться, а горячей воды нет). А потом ещё сходил и к реке Пенза (она гораздо меньше Суры). Да по железнодорожным путям двигался. Перешёл по мосту и эту речку.
На обратном пути заглянул в Центральную городскую публичную библиотеку им.Белинского, поздоровался с Лениным, прошвырнулся по местному Арбату (ул.Московская), дошёл до Спасского кафедрального собора (но он реставрировался), далее – камень с изображёнными на нём всадниками, памятник Белинскому, пушка на оборонительном валу, памятник Лермонтову (в Пензе жили его родственники – Столыпины). И вернулся в гостиницу.
За день – свыше 400 фото и роликов. Это говорит о том, что Тамбов мне понравился больше, чем Пенза. Но в этот день и вообще в Пензе я себя не сфотографировал. Ещё всё-таки не было такой привычки. /22.06.21, 3:34./
«Молодые, красивые и умные выбирают «Город счастья»! А как себя чувствуете Вы?» (Пенза).
20 мая: Пенза – Петровск – Саратов – ст.Саратов-1 – Саратов.
В Саратове газету взяли оба крупных вокзала: и железнодорожный, и автомобильный. У железнодорожного – памятник Дзержинскому.
Я пошёл искать один из хостелов моего списка: стадион «Локомотив», Научная библиотека СГУ, Храм святых Кирилла и Мефодия, Институт экспериментальной медицины, памятник Кириллу и Мефодию, памятник Кирову, Дом художника (особняк 19 века), ТЮЗ, Детский мир, Городской рынок.
А вот и Дзержинского, 21: адрес хостела. Двухподъездный дом с двумя квартирами. Не достучался, не дозвонился. Никаких вывесок-указателей.
Пошёл на другой адрес: музей-усадьба Борисова-Мусатова, улица Вольская, где есть строение б/н (без номера!). На ней и мой хостел, в котором остановился. Дом 11а. Комнату мне не нашли: дали койку в отгороженном занавеской «отсеке». Сложил вещи и пошёл дальше знакомиться с городом.
Государственная юридическая академия, городской парк «Лукоморье». Здесь я задержался надолго: огромная территория, зелень, скульптуры, аттракционы, пруд, утки, которые выходят к людям, лебеди, мосты для молодожёнов, кафе, павильоны. Далее: памятник Борцам революции, памятный знак Труженикам тыла в годы войны, цирк, кинотеатр «Победа», памятник Вавилову, торговый дом «Центральный».
В Саратове, на одном из домов, висит табличка, на которой написано, что улица названа в честь революционера-демократа Н.Г.Чернышевского. Рядом же табличка и с названием самой улицы: «2-я садовая». Если и в честь меня когда-нибудь будут называть улицу, пусть назовут её: «2-я бредовая» (16:23).
В 16:57 пришла идея печатать «собственные деньги». (И она воплотится: выпущу булаты.)
Потом я вышел на местный Арбат (проспект Кирова): памятник «Парней так много холостых» (молодой человек ожидает возлюбленную с букетиком и под часами, а она любит женатого); ещё я заострил внимание на здании, первый этаж которого занимает бильярдная, а на втором – стоматология (выбили зуб кием или шаром – поднимись наверх); кинотеатр «Пионер», памятник Саратовской гармошке, Государственная консерватория им.Собинова, фонтан «Мелодия», Церковь иконы Божией Матери.
С проспекта Кирова я выхожу на площадь Чернышевского (с памятником). Похоже, он самый «крутой» саратовец.
А далее я отправился в Парк Победы с мемориалом «Журавли». Мне местные жители посоветовали. Далековато, но оно того стоит. Начинается с самолёта Як-38 и следом (чуток пройти) «Татарское кладбище». А далее (ещё чуток пройти) – бронепоезд с санитарным вагоном, зениткой и пушкой. А потом – буксирно-десантный катер и тоже с зениткой и пушкой. Ну а дальше: такого скопления боевой техники я никогда не видел. Артиллерия (от миномётов до тяжёлых установок), катюши, автомобили, прожектора, броневики, танки – всё в огромном разнообразии.
Вдалеке вверху стела. К ней ведут ступеньки. 1941: Брест, Смоленск, Одесса, Ельня Волоколамск, Елец, Тихвин, Калинин, Калуга. 1942: Можайск, Москва, Юхнов, Харьков, Ставрополь, Ростов, Новороссийск, Сталинград. 1943: Воронеж, Ленинград, Ржев, Курск, Белгород, Киев, Днепропетровск, Брянск. 1944: Рига, Петрозаводск, Минск, Вильнюс, Кишинёв, София, Бухарест, Новгород, Таллин. 1945: Берлин, Кенигсберг, Варшава, Прага, Дрезден, Братислава, Белград, Будапешт, Вена, Порт-Артур, Пхеньян.
Долго поднимаешься.
Летит клин журавлей. А в нём – звезда.
И открывается вид на Саратов. Волгу. Мост через неё. Остров Покровские Пески и Энгельс. Аж дух захватило. Непередаваемо. Нужно подниматься самим.
Уходя: аллея Славы, бюсты дважды Героев Советского Союза, послание потомкам в 2045 год.
Стемнело. Аккумуляторы в фотоаппарате сели. Выжимаю последние капли.
Вечером подружился с хозяйкой хостела, обменялись телефонами и адресами, оставил там газеты. Душ плоховат: нагревается собственными силами. После чьего-то купания – вода холодная.
За день – около 600 фото и роликов: всё-таки тамбовский рекорд в этой поездке побить не удалось. Ну и опять ни одной фотки с моей физиономией. До ежедневных многократных селфи ещё далеко. /26.06.21, 12:00./
21 мая: Саратов – о.Покровские Пески – Энгельс – ст.Покровск – Энгельс – Саратов – с.Бутырки – Калининск – Балашов – ст.Балашов-1 – Балашов – Борисоглебск – ст.Борисоглебск – Борисоглебск – пос.Анна – с.Васильевка.
В этот день я решил сделать большой переход и одолеть реку Волга, а заодно побывать в Энгельсе. Долго шёл по набережной. Большая, красивая. Граффити. Узнал, что в Саратовской области родились: Столыпин, Радищев, Булгаков, другие писатели, многие известные актёры.
У захода на мост через великую реку висела табличка, что мост закрыт, и идут строительные работы. Нифига себе! Я что, зря сюда пёхал? Потопал мимо таблички.
Спустился в середине моста на остров Покровские Пески, обмочил ноги в волжской воде (весь погружусь в эту воду лишь в Астрахани, спустя пять лет, но барахтаться не стану: слишком грязная вода).
В Энгельсе доехал до ж.д. вокзала (станция Покровск), а потом сразу назад, на саратовскую автостанцию (через хостел).
А мест, на тот рейс, что я планировал, не было. Но кассир попросила меня подождать «до последнего». За пять минут до отправления место освободилось. Самое первое и самое правое. Впереди заслонка. Ноги не вытянешь. Жара. На весь автобус трое русских. Остальные – узбеки: кто до Воронежа, кто до Белгорода.
И уезжая из этого города, в автобусе, всё-таки второе селфи за турне сделал.
Как я доехал, бог его знает. После Борисоглебска сидеть уже не мог: боль кошмарная в ногах. Стоял до самой Анны, а точнее, до Васильевки (что чуток за Анной в сторону Воронежа, разумеется). Сошёл там уже ночью. Меня встречала подруга детства – Татьяна. Давно не виделись: разговоры, впечатления от моей поездки.
За день – около 240 фото и роликов.
22 мая поспал подольше, а потом вышел знакомиться с Васильевкой. Вышел к трассе (остановка), храм, памятник землякам, погибшим в Великую Отечественную, школа. Здесь и работала моя знакомая. Она мне показала школьный музей – своеобразный краеведческий сельский музей.
Простился с Татьяной. Зашёл ещё в клуб и магазин. Полакомился местным мороженым.
Около 120 снимков в Васильевке! За короткое время. Вот разошёлся.
После сел на рейсовый автобус до областного центра. И вернулся в Воронеж. Так закончилась моя «двойная» поездка, не слишком удачная, но принесшая первый опыт подобных путешествий.
И кто бы тогда знал, что через 36 дней я помчусь уже в другое турне. Заграничное!
В Липецк же я тогда так и не попал. И лишь спустя шесть лет…

20.06 – 17.08.21, 15:00.


Рецензии