de omnibus dubitandum 2. 10
Глава 2.10. БОРЬБА С КАЗАЧЕСТВОМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
Кто не понял хищной природы казачества, кто смешивает его с беглым крестьянством, тот никогда не поймет ни происхождения украинского сепаратизма, ни смысла события ему предшествовавшего, в середине XVII века, вопиет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма» и, продолжает:
А событие это означало не что иное, как захват небольшой кучкой степной вольницы огромной по территории и по народонаселению страны. У казаков, с давних пор жила мечта получить в кормление какое-нибудь небольшое государство. Судя по частым набегам на Молдаво-Валахию, эта земля была раньше всех ими облюбована. Они ею чуть было не овладели в 1563 г., когда ходили туда под начальством Байды-Вишневецкого. Уже тогда шла речь о возведении этого предводителя на господарский престол.
Во второй половине 1560-х годов правительство снова вернулось к старым планам по переводу казаков на службу в реестре.
Универсал Сигизмунда II Августа 1572 года
Согласно универсалу Сигизмунда II Августа от 1572 года, реестровые казаки освобождались от уплаты налогов, получили независимость от местной администрации и имели самоуправление со своей «казачьей старшиной». В грамоте короля Стефана Батория не было прямого указания на оплату службы казаков землей, но запись в реестре давала право на владение ею. В документах того времени зафиксированы передачи земли казачьей старшине. Со временем, оплата землей использовалась чаще, так как пустующих земель на польской Украине было много, а казна скудела.
Грамота Сигизмунда II Августа от 5 июня 1572 года, переданная на Запорожье, предлагала запорожцам поступать на королевскую службу, для несения охранной службы и исполнения полицейских обязанностей.
Король подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 казаков на государственную службу. Одним из самых важных пунктов этого решения было назначение шляхтича Яна Бадовского старшим и судьей над низовыми казаками.
Установление особого административного и судебного производства для реестровых казаков имело целью организацию контроля над всем казачеством. Ян Бадовский с помощью принятых на службу казаков должен был удерживать остальных (нереестровых) казаков от действий, которые противоречили бы государственным интересам. Набирали в реестр, главным образом, зажиточных крестьян (!) королевских имений и мелких украинских шляхтичей (ничего общего не имевших с потомственными казаками, этим размывалось само понятие национальной принадлежности казачества, что с успехом используется в настоящее время, объявившем казаков этнической общностью - Л.С.).
После организации реестрового войска правительство стало признавать казаком только того, кто был вписан в реестр. За всеми другими власти не признавали не только казачьих прав, но и самого названия «казак». Реестровцы обязаны были отбывать службу в Южном Поднепровье, по преимуществу за порогами. Там, на пограничье, они обязывались выставлять залогу (гарнизон). Реестровое войско стало именоваться в официальных актах «Войском Запорожским».
Называя так реестровцев, польское правительство подчёркивало, что все остальные казаки, прежде, принадлежащие к Запорожской Сечи, были поставлены вне закона.
Таким образом, с этого времени стали существовать два войска, каждое из которых называлось «Запорожским». Современники, чтобы избежать путаницы, стали именовать вольное казачество за порогами «Войском Запорожским низовым».
Так появилось новое сословие в Жечи Посполитой; казацкое (и написание приняло еврейское). Казачество получило права и привилегии, и даже казаки, временно внесенные в реестр, пользовались этими привилегиями («казацкие вольности»).
Однако, несмотря на то, что реестровые казаки юридически считались сословной группой, за которой закон закреплял определённые права и преимущества, в действительности, это было далеко не всегда так. Старостинская администрация и местная шляхта не признавали за ними казачьих прав, заставляли отбывать разные повинности, платить всевозможные сборы, отнимали имущество, подвергали их таким же притеснениям и унижениям, как и своих подданных-посполитых. Сплошь и рядом нарушались права казачьей старшины, которую старосты и шляхта всячески игнорировали, ущемляли её экономические интересы: стесняли в праве торговать, держать промыслы.
Что же касается органов государственной власти, то они всегда придерживались одной политики: когда появлялась нужда в войске, они призывали крестьян вступать в реестр, а когда такая нужда исчезала, исключали новых казаков из этих списков.
Казаки давали присягу на верность королю, согласно которой они должны были отражать набеги татар на территорию Жечи Посполитой, участвовать в войнах и в полицейских акциях; подавлять выступления крестьян и вольных казаков.
Содержание реестровых казаков для королевской казны было выгоднее, чем наёмных войск. Так, расходы на 6 тыс. казаков были меньше, чем на 600 наёмных пехотинцев.
Несмотря на это, польская шляхта продолжала ненавидеть запорожских казаков за их своеволие и только от крайней нужды искала и находила компромисс с ними в военных и полицейских акциях.
1577 год, из письма от короля к крымскому хану: «Мы их не любим и не собираемся беречь, даже наоборот, собираемся ликвидировать, но в то же время не можем держать там (за порогами) постоянно войско, чтобы им противодействовать».
Через 14 лет, в 1577 г., настоящим казакам удается взять Яссы и посадить на трон своего атамана Подкову, но и на этот раз успех оказался непродолжительным, Подкова не удержался на господарстве. Невзирая на неудачи, казаки чуть не целое столетие продолжали попытки завоевания и захвата власти в дунайских княжествах. Прибрать их (Яссы) к рукам, учредиться там, в качестве чиновничества, завладеть урядами — таков был смысл их усилий, пишет ни в чем не сомневаясь Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».
Судьба к казакам оказалась благосклоннее, чем они могли предполагать, она отдала им гораздо более богатую и обширную, чем Молдавия, землю — Украину. Выпало такое счастье, в значительной мере неожиданно для них самих, благодаря крестьянской войне, приведшей к падению крепостного права и польского владычества в крае, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».
«Соглашение с низовцами» Стефана Батория 1578 года
После прихода к власти следующего после короля Сигизмунда II Августа, Стефана Батория (1576), реестровое войско было распущено. Стефан Баторий не доверял запорожцам (даже набранным не из казаков - Л.С.) и видел в них больше вреда, чем пользы. Но уже в сентябре 1578 года он по универсалу «Соглашение с низовцами» увеличил состав реестра до 600 человек, а в 1583 — до 800.
Король Жечи Посполитой Стефан Баторий, учредив реестровое казацкое войско, в 1578 году «даровал запорожским казакам город Терехтемиров с монастырем и перевозом» в Киевском воеводстве, расположенный на Днепровском берегу с землями до Чигирина.
Была построена крепость, ставшая неформальной столицей реестрового казацтва. Здесь размещались зимние квартиры, арсенал, госпиталь и приют для раненых, искалеченных и старых одиноких казаков. В Трахтемирове принимали послов, выбирали гетманов, хранили всяческие припасы. Крепость неоднократно служила форпостом народных восстаний. Король также вручил казакам клейноды (хоругвь, бунчук, булаву и Войсковую печать). Одновременно, король, боясь непослушных, своевольных казаков понизил их социальный статус; теперь старшим Войска был назначен каневский и черкаский староста князь Михаил Вишневецкий, а его помощником шляхтич Ян Оришевский. Запорожцы теперь присягали перед каневским и черкаским старостой. Плату за службу выдавал писарь-шляхтич на день святого Николая в Трахтемирове. Реформы Стефана Батория были направлены также на раскол казачества. Находясь на королевской службе, кроме военных обязанностей, казаки должны были выполнять полицейские функции и, прежде всего, по отношению к остальным казакам.
Но прежде чем говорить об этом, необходимо отметить одну важную перемену, совершившуюся в середине XVI века. Речь идет о введении так называемого «реестра», под каковым разумелся список тех казаков, что польское правительство приняло к себе на службу для охраны окраинных земель от татарских набегов.
Строго ограниченные числом, доведенным с течением времени до 6000, подчиненные польскому коронному гетману и получившие свой Войсковой и административный центр в городе Терехтемирове над Днепром, реестровые казаки наделены были известными правами и льготами: избавлялись от налогов, получали жалованье, имели свой суд, свое выборное управление. Но, поставив эту избранную группу в привилегированное положение, польское правительство наложило запрет на всякое другое казакование (слово придуманное казакофобами, людьми абсолютно лишёнными природой собственного национального самосознания и потому ненавидящие людей это самое национальное самосознание имеющих, и пытающиеся этой ненавистью заместить то, чего лишены природой, причём ненавидели бы про себя или только себя, никто бы их и не заметил, а так пытаются выделится оскорбляя людей публично...), видя в нем развитие вредного, гулящего, антиправительственного элемента, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».
В ученой литературе, эта реформа рассматривается обычно как первое юридическое и экономическое разделение внутри казачества. Вот пример размышлений по этому вопросу в 1618 году известного польского публициста Пальчовского в его книге: «О козаках — уничтожить их или нет?».
Автор даёт ответ отрицательный; по его мнению, истребить казаков бесчестно, бесполезно и невозможно. Бесчестно: это значит истребить христиан, тогда как Украйна при дворах европейских считается единственною оградою христианства от турка.
Бесполезно: вместо соседей казаков будем иметь турок и татар, что лучше? Невозможно: ещё при короле Стефане хотели истребить казаков, да отложили намерение за невозможностью, а тогда казаков было гораздо меньше, чем теперь.
Из-за отсутствия финансов в казне проект не состоялся, но идея использовать низовых казаков для защиты южных окраин государства осталась.
Фрагмент из текста присяги казака из реестра 1621 года:
…повиноваться, выполнять все приказы и постановления его королевской милости, пресекать всякое неподчинение и своеволие, а также, ни лично, ни через кого-либо выступать против турецкого султана, ни на суше, ни на море, кроме как по приказу его королевской милости Жечи Посполитой, если же кто-нибудь захочет такое сделать, а я про это прознаю, то обязан буду предупредить короля и гетманов, и сам того буду карать, выполняя свою повинность
Куруковский договор 1625 г.
В 1625 г. было подавлено восстание Жмайло. В результате был подписан Куруковский договор, по которому численность реестра сокращалась до 6 тысяч, казаки обязались сжечь лодки и отказаться от морских походов, не поддерживать отношения с иностранными государствами и не вмешиваться в дела городских и замковых властей в волостях.
Присяга, данная старшим Войска Запорожского Михаилом Дорошенко, 1625 год:
Я, Михайла Дорошенко, клянусь господу Богу, в Троице святой единому, что пресветлейшему королю польскому Сигизмунду III и его наследникам и Республике Польской в сей должности моей, согласно воле его королевского величества, во всем верность и повиновение сохранять буду, соблюдая во всем повеления его королевского величества и республики, укрощая всякое своеволие и непослушание, а именно: ни я сам, ни посредством других против турецкого императора, ни сухим путём, ни морем, не буду ходить и, воевать, разве только по повелению его королевского величества и республики. Напротив того, если б кто из войска его королевского величества, мне вверенного, или же кто со стороны вознамерился то сделать и, я про то знал бы, то обязываюсь доносить об этом его королевскому величеству и коронному гетману и таковым нарушителям королевского повеления сопротивляться. Никаких полчищ, собирать и созывать без соизволения его королевского величества не буду, и даже таковые, по обязанности моей, стану преследовать; а также все условия, в самомалейших пунктах в бумагах панов комиссаров на Медвежьих Лозах прописанные, я со всею моей дружиною исполнять буду
Старший Войска Запорожского
В Жечи Посполитой титулом гетман именовались высшие должностные лица армии Королевства Польского и Великого княжества Литовского. В официальной государственной терминологии в отношении реестровых казаков чаще использовалось понятие Старшего Войска Запорожского, а термин «гетман» регулярно стал использоваться начиная с Богдана Хмельницкого, которого именовали «Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского». После заключения Переяславского договора, гетман реестровых казаков в Московском государстве стал именоваться «Гетман его царского пресветлого величества Войска Запорожского».
Трахтемиров находился в Каневском районе Черкасской области. Этот заповедник расположен на границе Черкасской и Киевской областей, на живописном полуострове, образованном крутым изгибом Днепра напротив Переяслава-Хмельницкого, на правом берегу между селами Трахтемиров и Григорьевкой Каневского района.
Остатки храмов Трахтемировского монастыря, казачье кладбище в селе Трахтемиров, многослойное поселение на горе Городки, а также - памятники природы: Каневские дислокации, Рожин Колодец, заповедные урочища.
Здесь расположены горы, удобные надпойменные террасы и известные еще с доисторических времен каневские кручи, поэтому с давних времен на этом месте возникали поселения. Исследователям известны места стоянок древних земледельцев, которые первыми осваивали эти земли и принадлежали племенам легендарной трипольской культуры, которую считают колыбелью цивилизации Европы.
Во времена Киевской Руси здесь существовал город Заруб, в 1147 г. в летописи упоминается Трахтемировский монастырь, который построили на месте Зарубского монастыря, который был разрушен татарами. В 1576 г. при монастыре функционировал госпиталь для немощных казаков. В 1578 г. польский король Стефан Баторий завещал Трахтемиров казакам, здесь построили крепость, которая стала их неформальной столицей, где выбирали гетманов, хранили припасы и принимали послов. Крепость стала форпостом народных восстаний, в 1665 г. во время подавления одного из таких казачьих восстаний против польской шляхты город и монастырь разрушили, остатки крепости не найдены, на месте монастыря установили памятный крест, осталось лишь казачье кладбище.
Илл. На карте выделено темным цветом казачьи земли Запорожской Сечи по реестру польского короля
Свидетельство о публикации №222032001522