de omnibus dubitandum 2. 10

ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1575-1577)

Глава 2.10. БОРЬБА С КАЗАЧЕСТВОМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

    Кто не понял хищной природы казачества, кто смешивает его с беглым крестьянством, тот никогда не поймет ни происхождения украинского сепаратизма, ни смысла события ему предшествовавшего, в середине XVII века, вопиет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма» и, продолжает:

    А событие это означало не что иное, как захват небольшой кучкой степной вольницы огромной по территории и по народонаселению страны. У казаков, с давних пор жила мечта получить в кормление какое-нибудь небольшое государство. Судя по частым набегам на Молдаво-Валахию, эта земля была раньше всех ими облюбована. Они ею чуть было не овладели в 1563 г., когда ходили туда под начальством Байды-Вишневецкого. Уже тогда шла речь о возведении этого предводителя на господарский престол.

    Во второй половине 1560-х годов правительство снова вернулось к старым планам по переводу казаков на службу в реестре.

    Универсал Сигизмунда II Августа 1572 года

    Согласно универсалу Сигизмунда II Августа от 1572 года, реестровые казаки освобождались от уплаты налогов, получили независимость от местной администрации и имели самоуправление со своей «казачьей старшиной». В грамоте короля Стефана Батория не было прямого указания на оплату службы казаков землей, но запись в реестре давала право на владение ею. В документах того времени зафиксированы передачи земли казачьей старшине. Со временем, оплата землей использовалась чаще, так как пустующих земель на польской Украине было много, а казна скудела.

    Грамота Сигизмунда II Августа от 5 июня 1572 года, переданная на Запорожье, предлагала запорожцам поступать на королевскую службу, для несения охранной службы и исполнения полицейских обязанностей.

    Король подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 казаков на государственную службу. Одним из самых важных пунктов этого решения было назначение шляхтича Яна Бадовского старшим и судьей над низовыми казаками.

    Установление особого административного и судебного производства для реестровых казаков имело целью организацию контроля над всем казачеством. Ян Бадовский с помощью принятых на службу казаков должен был удерживать остальных (нереестровых) казаков от действий, которые противоречили бы государственным интересам. Набирали в реестр, главным образом, зажиточных крестьян (!) королевских имений и мелких украинских шляхтичей (ничего общего не имевших с потомственными казаками, этим размывалось само понятие национальной принадлежности казачества, что с успехом используется в настоящее время - Л.С.).

    После организации реестрового войска правительство стало признавать казаком только того, кто был вписан в реестр. За всеми другими власти не признавали не только казачьих прав, но и самого названия «казак». Реестровцы обязаны были отбывать службу в Южном Поднепровье, по преимуществу за порогами. Там, на пограничье, они обязывались выставлять залогу (гарнизон). Реестровое войско стало именоваться в официальных актах «Войском Запорожским».

    Называя так реестровцев, польское правительство подчёркивало, что все остальные казаки, прежде, принадлежащие к Запорожской Сечи, были поставлены вне закона.

    Таким образом, с этого времени стали существовать два войска, каждое из которых называлось «Запорожским». Современники, чтобы избежать путаницы, стали именовать вольное казачество за порогами «Войском Запорожским низовым».

    Так появилось новое сословие в Речи Посполитой ; казацкое (и написание приняло еврейское). Казачество получило права и привилегии, и даже казаки, временно внесенные в реестр, пользовались этими привилегиями («казацкие вольности»).

    Однако, несмотря на то, что реестровые казаки юридически считались сословной группой, за которой закон закреплял определённые права и преимущества, в действительности, это было далеко не всегда так. Старостинская администрация и местная шляхта не признавали за ними казачьих прав, заставляли отбывать разные повинности, платить всевозможные сборы, отнимали имущество, подвергали их таким же притеснениям и унижениям, как и своих подданных-посполитых. Сплошь и рядом нарушались права казачьей старшины, которую старосты и шляхта всячески игнорировали, ущемляли её экономические интересы: стесняли в праве торговать, держать промыслы.

    Что же касается органов государственной власти, то они всегда придерживались одной политики: когда появлялась нужда в войске, они призывали крестьян вступать в реестр, а когда такая нужда исчезала, исключали новых казаков из этих списков.

    Казаки давали присягу на верность королю, согласно которой они должны были отражать набеги татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в войнах и в полицейских акциях ; подавлять выступления крестьян и вольных казаков.

    Содержание реестровых казаков для королевской казны было выгоднее, чем наёмных войск. Так, расходы на 6 тыс. казаков были меньше, чем на 600 наёмных пехотинцев.

    Несмотря на это, польская шляхта продолжала ненавидеть запорожских казаков за их своеволие и только от крайней нужды искала и находила компромисс с ними в военных и полицейских акциях.

    1577 год, из письма от короля к крымскому хану: «Мы их не любим и не собираемся беречь, даже наоборот, собираемся ликвидировать, но в то же время не можем держать там (за порогами) постоянно войско, чтобы им противодействовать».

    Через 14 лет, в 1577 г., настоящим казакам удается взять Яссы и посадить на трон своего атамана Подкову, но и на этот раз успех оказался непродолжительным, Подкова не удержался на господарстве. Невзирая на неудачи, казаки чуть не целое столетие продолжали попытки завоевания и захвата власти в дунайских княжествах. Прибрать их (Яссы) к рукам, учредиться там, в качестве чиновничества, завладеть урядами — таков был смысл их усилий, пишет ни в чем не сомневаясь Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».

    Судьба к казакам оказалась благосклоннее, чем они могли предполагать, она отдала им гораздо более богатую и обширную, чем Молдавия, землю — Украину. Выпало такое счастье, в значительной мере неожиданно для них самих, благодаря крестьянской войне, приведшей к падению крепостного права и польского владычества в крае, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».

    «Соглашение с низовцами» Стефана Батория 1578 года

    После прихода к власти следующего после короля Сигизмунда II Августа, Стефана Батория (1576), реестровое войско было распущено. Стефан Баторий не доверял запорожцам (даже набранным не из казаков - Л.С.) и видел в них больше вреда, чем пользы. Но уже в сентябре 1578 года он по универсалу «Соглашение с низовцами» увеличил состав реестра до 600 человек, а в 1583 — до 800.

    Король Речи Посполитой Стефан Баторий, учредив реестровое казацкое войско, в 1578 году «даровал запорожским казакам город Терехтемиров с монастырем и перевозом» в Киевском воеводстве, расположенный на Днепровском берегу с землями до Чигирина.

    Была построена крепость, ставшая неформальной столицей реестрового казацтва. Здесь размещались зимние квартиры, арсенал, госпиталь и приют для раненых, искалеченных и старых одиноких казаков. В Трахтемирове принимали послов, выбирали гетманов, хранили всяческие припасы. Крепость неоднократно служила форпостом народных восстаний. Король также вручил казакам клейноды (хоругвь, бунчук, булаву и Войсковую печать). Одновременно, король, боясь непослушных, своевольных казаков понизил их социальный статус ; теперь старшим Войска был назначен каневский и черкаский староста князь Михаил Вишневецкий, а его помощником шляхтич Ян Оришевский. Запорожцы теперь присягали перед каневским и черкаским старостой. Плату за службу выдавал писарь-шляхтич на день святого Николая в Трахтемирове. Реформы Стефана Батория были направлены также на раскол казачества. Находясь на королевской службе, кроме военных обязанностей, казаки должны были выполнять полицейские функции и, прежде всего, по отношению к остальным казакам.

    Но прежде чем говорить об этом, необходимо отметить одну важную перемену, совершившуюся в середине XVI века. Речь идет о введении так называемого «реестра», под каковым разумелся список тех казаков, что польское правительство приняло к себе на службу для охраны окраинных земель от татарских набегов.

    Строго ограниченные числом, доведенным с течением времени до 6000, подчиненные польскому коронному гетману и получившие свой войсковой и административный центр в городе Терехтемирове над Днепром, реестровые казаки наделены были известными правами и льготами: избавлялись от налогов, получали жалованье, имели свой суд, свое выборное управление. Но, поставив эту избранную группу в привилегированное положение, польское правительство наложило запрет на всякое другое казакование (слово придуманное казакофобами, людьми абсолютно лишёнными природой собственного национального самосознания и потому ненавидящие людей это самое национальное самосознание имеющих, и пытающиеся этой ненавистью заместить то, чего лишены природой, причём ненавидели бы про себя или только себя, никто бы их и не заметил, а так пытаются выделится оскорбляя людей публично...), видя в нем развитие вредного, гулящего, антиправительственного элемента, пишет Н.И. Ульянов в своей работе «Происхождение украинского сепаратизма».

    В ученой литературе, эта реформа рассматривается обычно как первое юридическое и экономическое разделение внутри казачества. Вот пример размышлений по этому вопросу в 1618 году известного польского публициста Пальчовского в его книге: «О козаках — уничтожить их или нет?».

    Автор даёт ответ отрицательный; по его мнению, истребить казаков бесчестно, бесполезно и невозможно. Бесчестно: это значит истребить христиан, тогда как Украйна при дворах европейских считается единственною оградою христианства от турка.

    Бесполезно: вместо соседей казаков будем иметь турок и татар, что лучше? Невозможно: ещё при короле Стефане хотели истребить казаков, да отложили намерение за невозможностью, а тогда казаков было гораздо меньше, чем теперь.

    Из-за отсутствия финансов в казне проект не состоялся, но идея использовать низовых казаков для защиты южных окраин государства осталась.

Фрагмент из текста присяги казака из реестра 1621 года:

    …повиноваться, выполнять все приказы и постановления его королевской милости, пресекать всякое неподчинение и своеволие, а также, ни лично, ни через кого-либо выступать против турецкого султана, ни на суше, ни на море, кроме как по приказу его королевской милости Речи Посполитой, если же кто-нибудь захочет такое сделать, а я про это прознаю, то обязан буду предупредить короля и гетманов, и сам того буду карать, выполняя свою повинность

Куруковский договор 1625 г.

    В 1625 г. было подавлено восстание Жмайло. В результате был подписан Куруковский договор, по которому численность реестра сокращалась до 6 тысяч, казаки обязались сжечь лодки и отказаться от морских походов, не поддерживать отношения с иностранными государствами и не вмешиваться в дела городских и замковых властей в волостях.

    Присяга, данная старшим Войска Запорожского Михаилом Дорошенко, 1625 год:

    Я, Михайла Дорошенко, клянусь господу Богу, в Троице святой единому, что пресветлейшему королю польскому Сигизмунду III и его наследникам и Республике Польской в сей должности моей, согласно воле его королевского величества, во всем верность и повиновение сохранять буду, соблюдая во всем повеления его королевского величества и республики, укрощая всякое своеволие и непослушание, а именно: ни я сам, ни посредством других против турецкого императора, ни сухим путём, ни морем, не буду ходить и, воевать, разве только по повелению его королевского величества и республики. Напротив того, если б кто из войска его королевского величества, мне вверенного, или же кто со стороны вознамерился то сделать и, я про то знал бы, то обязываюсь доносить об этом его королевскому величеству и коронному гетману и таковым нарушителям королевского повеления сопротивляться. Никаких полчищ, собирать и созывать без соизволения его королевского величества не буду, и даже таковые, по обязанности моей, стану преследовать; а также все условия, в самомалейших пунктах в бумагах панов комиссаров на Медвежьих Лозах прописанные, я со всею моей дружиною исполнять буду

Старший Войска Запорожского

    В Речи Посполитой титулом гетман именовались высшие должностные лица армии Королевства Польского и Великого княжества Литовского. В официальной государственной терминологии в отношении реестровых казаков чаще использовалось понятие Старшего Войска Запорожского, а термин «гетман» регулярно стал использоваться начиная с Богдана Хмельницкого, которого именовали «Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского». После заключения Переяславского договора, гетман реестровых казаков в Московском государстве стал именоваться «Гетман его царского пресветлого величества Войска Запорожского».

Трахтемиров находился в Каневском районе Черкасской области. Этот заповедник расположен на границе Черкасской и Киевской областей, на живописном полуострове, образованном крутым изгибом Днепра напротив Переяслава-Хмельницкого, на правом берегу между селами Трахтемиров и Григорьевкой Каневского района.

Остатки храмов Трахтемировского монастыря, казачье кладбище в селе Трахтемиров, многослойное поселение на горе Городки, а также - памятники природы: Каневские дислокации, Рожин Колодец, заповедные урочища.

Здесь расположены горы, удобные надпойменные террасы и известные еще с доисторических времен каневские кручи, поэтому с давних времен на этом месте возникали поселения. Исследователям известны места стоянок древних земледельцев, которые первыми осваивали эти земли и принадлежали племенам легендарной трипольской культуры, которую считают колыбелью цивилизации Европы.

Во времена Киевской Руси здесь существовал город Заруб, в 1147 г. в летописи упоминается Трахтемировский монастырь, который построили на месте Зарубского монастыря, который был разрушен татарами. В 1576 г. при монастыре функционировал госпиталь для немощных казаков. В 1578 г. польский король Стефан Баторий завещал Трахтемиров казакам, здесь построили крепость, которая стала их неформальной столицей, где выбирали гетманов, хранили припасы и принимали послов. Крепость стала форпостом народных восстаний, в 1665 г. во время подавления одного из таких казачьих восстаний против польской шляхты город и монастырь разрушили, остатки крепости не найдены, на месте монастыря установили памятный крест, осталось лишь казацкое кладбище.

На карте выделено темным цветом казачьи земли Запорожской Сечи по реестру польского короля


Рецензии