Ч. 2. Основные положения и требования йоги

    Рис.1. Путь «КОТЕНКА – один из важнейших духовных путей интегральной йоги. В этом пути не котенок держится за мать, а она сама несет его. Ему ничего не нужно делать, – только ДАТЬ МАТЕРИ НЕСТИ СЕБЯ (Более подробные пояснения см. далее в п.2.5)

    В статье рассматриваются основные положения и требования – для ВСЕХ духовных путей в СИСТЕМЕ – ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГИ (для – йоги действия, йоги знания, йоги преданности, а также йоги самосовершенствования и преображения).
    Главное в интегральной йоге – это ПРЕОБРАЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ (и затем – тела) – на основе контакта с супраментальной Божественной Силой, что приобретает особое значение в ЭВОЛЮЦИЮ– II.

    Многие считают, что интегральная йога содержит комплекс асан (поз йоги, специальных физических упражнений), но это неверно. Никаких АСАН В ЭТОЙ ЙОГЕ НЕТ (несмотря на то, что сайты с «асанами» (тренинги и занятия),  которые авторы называют – «интегральной йогой» в интернете встречаются).
 
    1. Основные ПОЛОЖЕНИЯ – для всех духовных путей интегральной йоги

    1.1. Среди тех, кто движется в направлении Божественного, различают ЧЕТЫРЕ ТИПА ищущих.
          1.Есть обратившиеся к нему, – как к ПРИБЕЖИЩУ от горестей и страдания в мире.
          2.Есть взыскующие его, – как ПОДАТЕЛЯ БЛАГ в мире.
          3.Есть такие, кто приходят к нему, – ЖЕЛАЯ ЗНАНИЯ.
          4.Есть и те, что – ПОЧИТАЮТ ЕГО СО ЗНАНИЕМ.

    Божественное ОДОБРЯЕТ ВСЕХ. Все без исключения ЭТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗВЫШЕННЫ И ХОРОШИ, но ИЩУЩИЕ СО ЗНАНИЕМ (4) ПРЕВОСХОДЯТ ВСЕХ . Три другие можно считать – лишь ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМИ движениями (см. : [4, с.285]).

    1.2. Стремиться к Божественному только РАДИ ТЕХ БЛАГ, которые можно от Него получить, это – неправильный, но ДОПУСТИМЫЙ подход.
    И если бы было абсолютно недопустимо стремиться к Нему с такой целью, то – большинство из них никогда бы вообще не обратилось к Нему. Такой подход ВПОЛНЕ ДОПУСТИМ, чтобы – дать людям возможность СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ.

    Иными словами, обращение к Божественному РАДИ ПРИОБРЕТЕНИЯ КАКИХ-ТО БЛАГ можно рассматривать как НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ для тех, – кто еще не готов стремиться к Нему РАДИ НЕГО САМОГО (см. : [1, с.14–15]).

    1.3. Шанс вступить на духовный путь нельзя упустить , так как нельзя быть уверенным, что этот «другой раз» наступит.
«Когда кому–то самой судьбой – предназначено вступить на духовный Путь, то – все обстоятельства жизни БУДУТ НАПРАВЛЯТЬ ЧЕЛОВЕКА, чтобы так или иначе, ПРИВЕСТИ ЕГО – К ЭТОМУ.

Следует повторить, чтоШАНС ВСТУПИТЬ духовный путь НЕЛЬЗЯ УПУСТИТЬ , так как нельзя быть уверенным, что ЭТОТ «ДРУГОЙ РАЗ» НАСТУПИТ, даже в следующей жизни» (см. : [1, с.61– 62]).

    1.4. Интегральная йога НЕ ИМЕЕТ ФИКСИРОВАННОГО МЕТОДА для духовного пути, что ЗАТРУДНЯЕТ ее применение.

    Духовная практика этой йоги осуществляется – не путем выполнения определенного набора ментальных инструкций или упражнений по медитации, повторения мантр, но благодаря – ВНУТРЕННЕМУ СТРЕМЛЕНИЮ, СОСРЕДОТОЧЕНИЮ, ОТКРЫТИЮ себя – Божественному Влиянию, Божественной Силе и, одновременно, путем ОТВЕРЖЕНИЯ– всего , что несовместимо с этим (см. : [1, с.6].
    Люди по своей природе – все РАЗНЫЕ, поэтому каждый в йоге может следовать – по своему СОБСТВЕННОМУ пути.

    1.5. Тем не менее – в современной интегральной йоге  рекомендуется «СОЛНЕЧНЫЙ» ПУТЬ, как – самый легкий, простой и быстрый.
    Он соответствует ПУТИ «КОТЕНКА» (см.рис.1) и может применяться – В ЛЮБОМ ДУХОВНОМ ПУТИ интегральной йоги с некоторыми модификациями (см. : [2, с.332– 333]).

    2. Основные ТРЕБОВАНИЯ – для всех духовных путей интегральной йоги

    2.1. Существует только одно необходимое условие – ИСКРЕННОСТЬ.
«Искренний» означает, что воля, которой человек обладает, должна быть ИСТИННОЙ ВОЛЕЙ. Если вы думаете, что «полны стремления», но в то же время совершаете ПОСТУПКИ, НЕ СОВМЕСТИМЫЕ С ЭТИМ СТРЕМЛЕНИЕМ или ИДЕТЕ НА ПОВОДУ У СВОИХ ЖЕЛАНИЙ,  – тогда вы НЕ ОБЛАДАЕТЕ искренней волей.

    «Если вы неискренни, – то можете споткнуться на каждом шагу, упасть и разбиться, так как все ВИДЫ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ – ожидают вас и ВЫИСКИВАЮТ самую незаметную трещину в вашей искренности, чтобы ворваться через нее» (см. : [4, с. 36]).

    2.2. СТРЕМЛЕНИЕ – это зов к Божественному, это ПРИЗЫВ Божественных сил.
Стремление должно быть направлено на то, чтобы ДОСТИЧЬ ПОЛНОГО НИСХОЖДЕНИЯ Истины и одержать ПОБЕДУ НАД ЛОЖЬЮ в мире.
    Стремление не обязательно должно выражаться в форме мысли – оно может представлять собой ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ НЕ ПОКИДАЕТ ЧЕЛОВЕКА, даже когда его разум занят какой–то работой.

    2.3. ВЕРА – это ТО, ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ ЗНАНИЮ, а не приходит в результате обретения знания.
    Вера – это ПРОБЛЕСК ИСТИНЫ, знанием которой разум пока ЕЩЕ НЕ ОБЛАДАЕТ. До тех пор, пока мы не познали Истину (не ментально, а на собственном опыте – благодаря изменению сознания), МЫ НУЖДАЕМСЯ В ВЕРЕ ДУШИ, чтобы она ПОДДЕРЖИВАЛА И ВЕЛА НАС К ИСТИНЕ.

    2.4. САМООТДАЧА – это ПРЕДАНИЕ СЕБЯ в руки Божественного.
    Это ВАЖНЕЙШЕЕ требование интегральной йоги.
    Человек должен все свое существо и все, чем он обладает, ПРЕДОСТАВИТЬ В РАСПОРЯЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО. Самоотдача означает ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО НАХОДИШЬСЯ ПОЛНОСТЬЮ В РУКАХ БОЖЕСТВЕННОГО». (c м. : [1, с.106).

    Без этого невозможно сделать и шага вперед, и ни о какой йоге не может быть и речи. Именно С САМООТДАЧИ – НАЧИНАЕТСЯ ВСЯ ЙОГА. Предоставить себя Божественной Воле означает – ВОЗЛОЖИТЬ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ – на Божественное» (cм. : [6, с.14–15]).

    Божественное ОТДАЕТ СЕБЯ – ТЕМ , КТО САМ ОТДАЕТ ВСЕГО СЕБЯ – без остатка и во всех частях своего существа – Божественному.
    Самоотдача не принижает, а ВОЗВЕЛИЧИВАЕТ ВАС И ПРЕУМНОЖАЕТ ваши способности» ( c м. : [1, с.106–107).

    Например, «если бы КАПЛЯ ВОДЫ, упав в океан, стремилась к сохранению своей обособленности, она ТАК И ОСТАЛАСЬ бы всего лишь малой каплей и была бы в конце концов УНИЧТОЖЕНА окружающей ее необъятностью.

Зато расставшись со своей формой и РАСТВОРЯЯСЬ В ВОДАХ ОКЕАНА ОНА СТАНОВИТСЯ – ЕДИНОЙ С НИМ, ПРИЧАСТНОЙ ЕГО – природе, мощи и безбрежности. Так же обстоит дело и в случае НАСТОЯЩЕЙ САМООТДАЧИ» (cм. : [6, с.37 ]). (см. статью – «Капля (воды) может стать океаном или так и остаться каплей…»; ссылка –в конце статьи).
 
    2.5. В йоге существуют ДВА основных пути.
      1. ПУТЬ ЛИЧНОГО УСИЛИЯ (самодисциплины или тапасьи).
      2. ПУТЬ САМООТДАЧИ Божественному.

    Первый путь ОЧЕНЬ ТРУДЕН . Здесь вам приходится РАССЧИТЫВАТЬ ТОЛЬКО НА СЕБЯ и вы достигаете результатов СОРАЗМЕРНО собственным силам.
    НАДЕЖЕН И БЕЗОПАСЕН второй  – путь самоотдачи Божественному.
    Иными словами, вы можете выбрать – «ПУТЬ ДЕТЕНЫША ОБЕЗЬЯНЫ», или «ПУТЬ КОТЕНКА».

    «ДЕТЕНЫШ ОБЕЗЬЯНЫ», когда мать переносит его, – ДОЛЖЕН САМ КРЕПКО ДЕРЖАТЬСЯ за нее; СТОИТ ЕМУ ОСЛАБИТЬ ХВАТКУ, ОН УПАДЕТ (см. в статье «Ч.2-2.Основные положения и требования ...Рис.2»).

    «ПУТЬ КОТЕНКА». У кошки все наоборот – не котенок держится за мать, а она сама несет его. Ему ничего не нужно делать, только – ДАТЬ МАТЕРИ НЕСТИ СЕБЯ и пищать «мяу» (см.рис.1).

    2.6. ОТКРЫТОСТЬ – означает СТАТЬ ВОСПРИИМЧИВЫМ к присутствию Матери, ее Силам.
    Вопрос: «Как правильнее всего достичь такой открытости?».
    Ответ: «УСТРЕМЛЕННОСТЬЮ, МИРОМ, ШИРОТОЙ ВОСПРИЯТИЯ. ОТРЕЧЕНИЕМ».

    Вопрос: «Каковы признаки настоящей открытости?».
    Ответ: «ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ СРАЗУ – ощущаешь божественный покой, уравновешенность, широту, свет, Ананда, Знание, силу, осознаешь близость или присутствие Матери, или действие ее силы и т.д.».

    Вопрос: Как узнать, что Я ОТКРЫВАЮСЬ МАТЕРИ, а не посторонним силам?
Ответ: «Следует следить, чтобы НЕ ВОЗНИКЛО ДВИЖЕНИЙ БЕСПОКОЙСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ЭГО» ( cм. : [3, с.105– 106]).

    2.7. ШИРОТА И ПОКОЙ –  это основа йогического сознания.
Чем более обширным будет становиться ваше сознание, тем больше вы сможете получать свыше.
    Спокойное сознание, исполненное мира, должно быть – ШИРОКИМ. Со временем Вы должны чувствовать, что – оно ВЕЗДЕСУЩЕ, ОЩУЩАТЬ – СЕБЯ В НЕМ И ВСЕ В НЕМ. Это также поможет сделать – покой основой действия.

    Если у вас сохраняется ощущение ШИРОТЫ И ПОКОЯ, а в сердце не ослабевает ЛЮБОВЬ К МАТЕРИ, – тогда ВЫ В ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, так как – это означает, что йога обрела ДВОЙНУЮ ОСНОВУ.
       Во–первых, ПРОИЗОШЛО НИСХОЖДЕНИЕ высшего сознания с его покоем и безмятежностью;
       ВО–вторых, РАСКРЫЛОСЬ ПСИХИЧЕСКОЕ, которое теперь неуклонно направляет все ваши усилия (c м. : [1, с.192–196]).

    2.8. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ – это умение оставаться ВНУТРЕННЕ НЕВОЗМУТИМЫМ в любых обстоятельствах.
    НЕ ТЕРЯТЬ РАВНОВЕСИЯ под влиянием – радости или горя, приятного или неприятного, НЕ БЫТЬ ОБЕСПОКОЕННЫМ тем, что люди говорят или делают или любым другим внешним фактором.

    2.9. НАСТОЙЧИВОСТЬ И ТЕРПЕНИЕ – означает, что нужно прилагать настойчивые усилия для достижения цели, – СКОЛЬКО БЫ ВРЕМЕНИ НА ЭТО НИ ПОТРЕБОВАЛОСЬ.
    Сказать: «Я попытаюсь еще раз» – НЕДОСТАТОЧНО; необходимо – НИ НА СЕКУНДУ НЕ ПРЕКРАЩАТЬ ПОПЫТОК и не допускать колебаний.

    Тот, КЕМ ВЛАДЕЮТ СТРАСТИ , – найдет эту йогу трудной и он очень легко – МОЖЕТ ПРИЙТИ К ПОЛНОМУ КРАХУ, а все его усилия – окажутся потраченными впустую.
    Тот, КТО НЕ ОБЛАДАЕТ МУЖЕСТВОМ – стойко встречать все трудности жизни, – НЕ БУДЕТ СПОСОБЕН ПРОЙТИ через еще более тяжелые внутренние трудности садханы (практики йоги).

    Материал статьи подготовлен на основе следующих литературных источников.
        1.Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Т. III . СПб. : Адити, 2006.
        2.Шри Ауробиндо . Письма о йоге. Т. V . СПб. : Адити, 2008.
        3.Шри Ауробиндо. Мать. М. : Благовест, 1994.
        4.Шри Ауробиндо. ЭССЕ О ГИТЕ. СПб. : Адити, 2008.
        5.Солнечная тропа: фрагменты из работ Матери и ее бесед с учениками. Одесса: Весть, 1992.
        6.Из работ Шри Ауробиндо и Матери. Составление Виджай . САМООТДАЧА И МИЛОСТЬ СВЫШЕ. СПб. : Адити, 2007.


Рецензии