Там, за бугром

 
    Зима. Михалыч приезжал в свою деревеньку во время зимних каникул. Первый день, как правило дом отогревал, ведь печки нужно прогревать постепенно, а иначе и до пожара недолго. Затем обязательно ходил в лес с ружьишком и всегда выкраивал денек- два для зимней рыбалки. Бывало повезет и домой возвращался с солидным уловом, а порой с двумя хвостами для соседнего кота. Вот и на сей раз он вышел на озеро еще в сумерках, вспомнил, где летом хорошо ловились окуни. Пробурил лунки, забросил удочки и ждал, а рыбка все не просыпалась. Соседние рыбаки сперва меняли лунки, но увы клева не было. Тогда самые нетерпеливые потянулись к противоположному берегу, мол там может лучше клюет. Глядя на них и Михалыч собрал удочки и направился искать рыбацкого счастья к противоположному берегу, бывало, что и там отличный клев, хотя сам в это верил с трудом.
   Поравнялся с каким -то рыбаком, поздоровался и присел на ящик отдохнуть.
   -Ну, как здесь окунь поживает? - спросил он пожилого рыбака, который старательно дергал мормышку в надежде подцепить окунька.
   -А вы, что сюда прибежали? Думаете, что здесь его уйма?
   -Так ведь известна народная поговорка, что у противоположного берега всегда лучше клюет.
   -Поговорка то есть, но есть и другие мил человек поговорки, я их не хочу говорить, ибо не совсем они приличные, думаю вы их тоже знаете.
   Голос Михайлычу показался знакомым и он внимательней поглядел на своего собеседника и узнал  своего старого знакомого, вместе в институте учились.
   -Сергей Михайлович, это вы?
   -Да вроде я, а вы кто будете?
   -Сергей Михайлович, а вы присмотритесь, может и вспомните?
   -Да что вспоминать -то я здесь первый раз, а старых знакомых у меня в этих краях нет.
   -Ну точно же вы, как здорово, - продолжал удивляться Михалыч.
   Рыбак встал,  внимательно посмотрел на собеседника и тоже удивился:
   -Еште корень, да это никак  сам Николай Михайлович, я не ошибаюсь?
   -Нет не ошибаешься, это я.
   -Как здорово, сколько лет не виделись, да можно сказать со студенческой скамьи.
   -Это точно. Тоже рыбалкой увлекаешься?
   -Да какое увлечение, дома сидеть надоест, соберусь, на природу выеду, а чтобы не торчать, как старый пень, беру с собой удочки, да наживку. А ты откуда приехал?
   -Я не откуда не приехал, я здесь живу.
   -Если мне память не изменяет, то ты на Севере живешь и работаешь там директором школы.
   -А сегодня каникулы и я имею право приехать к себе на родину, затопить печку и сходить сюда на рыбалку, а вернее сказать как и ты посидеть на природе, пока жена баньку топит. У меня предложение, оставайся ночевать, в баньку сходим, молодость за чаркой вспомним.
   -Банька в деревне, да еще в такой зимний день, действительно здорово, но я не один, с приятелями, а им завтра на службу надо.
   -Жаль, очень жаль, ведь сама судьба нас свела, чтобы мы посидели и поговорили.
   -Сергей Михайлович, так давай здесь сядем и пообщаемся, чай все равно клева нет, благо для беседы у меня все необходимое.
   -Да и мой ящик не пустой, давай, присаживайся. Надо же сколько лет не виделись и встретились на рыбалке, а могли ведь и разойтись. Озеро огромное, места хватает всем.
   Михалыч был опытным рыбаком и охотником, не раз приходилось сидеть на рыбацких ящиках, а как накрыть стол, ведь на лед не очень приятно раскладывать припасы и здесь всегда выручал маленький раскладной стульчик. Михалыч поставил его, накрыл маленьким полотенцем и разложил свои не богатые припасы: сало, хлеб, фляжку с коньячком и термос с чаем. Второй рыбак добавил колбаски, бутерброды и тоже чай.
   -Ну, как в лучшем Лондонском ресторане получилось.- усмехнулся Михайлыч.
   -А вы были в нем?
  -Не приходилось и не жалею.
   -А я вот был, - усмехнулся Сергей Михайлович, - И не в восторге. Нет там тепла между людьми, такой близости, как у нас в России.
   -Да вроде и у нас довольно холодновато, мороз - то пощипывает нос, но мы сейчас согреем наши души, коньячку по стопке пропустим и на душе будет теплее, проверено, да и коньячок я готовлю сам, основа его наш русский мед.
   -Коньячок это хорошо, но я же за рулем и не один, как - то не хорошо получается.
   -Это, конечно, тебе смотреть, а есть у тебя среди приятелей водители?
    -Конечно есть, да ты быстро соображаешь, давай тогда наливай по стопочке за встречу.
    Мужики выпили, закусили салом.
    -А действительно, напиток -то забористый и главное, приятный, аж запах -то так и стоит, давай еще по одной?
    После двух стало уже тепло, на удочки не обращали внимания, а завязался теплый дружественный разговор. Вспомнили молодость, учебу, турпоходы в Карелию.
   -Николай, тебя на Север потянуло после наших походов?
    -И да и нет. Ведь мои предки на Севере жили это тоже повлияло, ведь я не сразу подался в холодные края, а работал вот в этой деревеньке, потом обстоятельства так сложились, что я оказался на Севере. А как твоя - то жизнь сложилась? Я слышал, что в науку подался, поди профессор сейчас?
   -У меня по своему сложилась судьба. Начало было хорошим. Институт, аспирантура, должность при институте. Все, Николай,складывалось. Даже женился. Чего мене не хватало?Сам преподавал политэкономику и прекрасно знал, что такое социализм и что такое капитализм и с чем все это едят. Нет же поймал и я вирус перестройки. Хотелось что - то нового, свежего и втянулся я изрядно. Ужасно хотелось мир посмотреть, пощупать своими руками. Подались мы с семьей в Германию.
   -Это же Сергей, прекрасно, Европу посмотрел, да не только посмотрел, но наверняка и понюхал или я неправ?
   -Конечно же прав. Сперва мы с женой были просто в восторге. Шутка ли - живи в Германии, куда хочешь езди. Столько интересного, что голова кружилась, везде хотелось побыть, увидеть. Но хорошо быть гостем, а когда началась реальная жизнь, то появился холодок, а спустя год-два мы   поняли, что мы здесь чужие люди. Я стал работать над докторской диссертацией и когда отдал ее в научный совет, мне ее вернули, даже не объяснив почему и уже в частном разговоре мне пояснили, что политически она не выдержана, много добрых слов в адрес социализма и конкретно Советского Союза. Я работал преподавателем в институте, мне неоднократно делали замечания, зачем я привожу в пример Советы. Я четко понял, что роста по службе нет. Как-то читал лекцию о войне, мы то про нее знаем не только из учебников, а больше по рассказам отцов и братьев, а вернее мы сами оттуда и стал я студентам правду говорить, а они мне в ответ, мол все врете и сочиняете- это русские развязали войну, а победили благодаря Америке, они и сейчас охраняют нас от русских варваров. После этой лекции я больше в институт не пошел, да и жена и дети сильно скучали по родине. Одним словом, покинули мы красивую Европу без сожаления и я облегченно вздохнул, когда оказался в родном Петербурге. Ходил по набережной Невы, вдыхал свежий ветер и радовался, как мальчишка. В институт меня вновь приняли с удовольствием. Спустя два года стал доктором наук. Так вот, Николай все познается в сравнении и главное когда все это прочувствуешь на собственной шкуре. Вот и выходит, что за бугром всегда интересней, если смотришь на это со стороны, а вот когда окунешься с головой в быт, то поймешь, что нет милее тех мест и тех людей с которыми ты родился и вырос.
   -Сергей Михайлович, но ведь много россиян живет в Европе и не жалеют об этом.
   -Что я скажу на это. А все ли рассказывают как они живут? Сомневаюсь, а есть и такие, которым нравиться, но думаю их мало. И еще- это зависит от возраста. В молодом легче менять места жительства, чем в более старшем - труднее. Есть поговорка на этот счет: взрослые деревья не пересаживают, все равно засохнут.
   -А сейчас - то работаешь?
   -Возраст наш уже таков, что нужно уступать дорогу молодым, а если правда, то сердечко меня подвело, был инфаркт, тяжелый, дали группу. Стал чаще на природе бывать, а иногда машину заправлю и прокачусь по России - матушке, хорошо отвлекает, какой - то заряд бодрости дает.
   -Да, жизнь не малина. Наши биографии, Сергей почти схожи. Я тоже инфаркт схватил и спасибо жене, она у меня врач и сумела меня выходить. Правда я не работал за границей, всю жизнь детям отдавал и боролся с бюрократами и представляешь не победил, их и сейчас полно, а поэтому  покой нам только сниться, давай еще по одной стопочке?
   -Давай Николай. Не думай, что сижу дома. Купил я небольшую дачку, там работаю и пишу книгу, часто выступаю перед студентами и стараюсь им рассказывать правду о жизни и многие благодарны за это.
   Долго еще сидели два рыбака у лунок. О многом поговорили и были очень довольны не уловом, а прошедшим днем. Пришли другие рыбаки, стали собираться домой, да и солнце уже стало клониться к вечеру. Старые друзья обнялись на прощание, каждый понимал, что возможно это последняя встреча. Сергей уехал в Питер, а Николай, собрав удочки медленно пошел к дому, обдумывая рассказ Сергея о поездке в Европу. А что греха таить у Михалыча в молодые годы тоже было желание уехать за бугор,  но не хватило смелости покинуть родную школу и сейчас, спустя многие годы,он был рад, что не сделал тогда ошибки, за которую пришлось бы дорого платить.


Рецензии