От крепости Верный до г. Алма-Аты

- В ту пору не было и не могло быть никакого стиля у города Верного.
  Он рос стихийно, произвольно – то лез на прилавки, то сбегал в овраги, то прижимался саманными подслеповатыми избушками к одной речке, медленной и грязной (её и звали-то Поганка!), то шарахался всеми своими теремами и башнями к другой – к кипучему горному потоку, бьющему прямо из-под ледников.
  Он был так молод, жизнелюбив, энергичен, что никакой стиль не мог бы подчинить его  себе… (Ю.Домбровский)

       История эта, что хочу я рассказать, из начала 90-х годов. Я тогда устроился водителем в одну горную дорожную фирму под Алма-Атой. Мастером там работал известный всем дорожникам Александр Иванович, а для молодых водителей, каким я был тогда - дядя Саша. О мастерстве его легенды ходили. Всё он знал и умел: как дом строить, как баню построить...
    Эрудированным, опытным работником был. Молодёжь на него смотрела как на ходячую историю, рассказы его слушали, раскрыв рты. А то! Ведь дядя Саша не только строил нашу знаменитую канатную дорогу с горы Кок-Тюбе прямо в город, к Дворцу имени Ленина (теперь зовётся Дворец имени Абая), он был самый первый, кто проехал в вагончике по ней, чтобы перед самим министром доказать её надёжность и безопасность.
    Понаблюдал тогда министр за их спуском и когда назад на Кок-Тюбе вагончик с первопроходцами возвратился, он со словами «Запускаем в жизнь!» поставил свою подпись на приёмочном акте

       Как-то подзывает меня дядя Саша и напутствует словами:
- Ты, Володька, как Пугасов мост проедешь, на площади поверни налево, а потом прямо-прямо и там…
Поехал я. Еду-еду, никакого моста нет, нигде не видно. Назад вернулся и говорю:
- Не понял я куда ехать, никакого моста не нашёл. Вот вернулся. Попонятнее объяснять надо. Точный адрес давайте.
- Ты речушку видел? – спрашивает меня дядя Саша.
- Ну, видел.
- Это и есть Пугасов мост. Присядь-ка сюда. Расскажу я тебе историю Пугасова моста.

                Вот его рассказ.
        Где-то в 1850-х годах, в казачьей крепости Верный, потом город Верный, после уже нынешняя Алма-Ата, открылся Главпочтамт. С этого и началось постоянное почтовое снабжение между Россией и казачьей крепостью. Город начал развиваться, лучше стал снабжаться продуктами, поставки и посылки туда-сюда с той и другой стороны шли. Довольно неплохо пошли дела в Семиречье и купечество появилось.
 
       А до этого военные казаки из крепости, которые охраняли Верный, ездили по разным сторонам, доезжали даже до реки Или которая течёт из Китая, где гоняли диких кабанов, мясо их продавали на базаре по три рубля за пуд.

       Естественно купечество подтянулось сюда со своими капиталами и предложениями. Строить начали. Тогда-то и стали из аулов приходить казахи, под защиту крепости от бандитских набегов из Туркестана и воинственных джунгаров из Китая.
    Военным начальником крепости Верный, Атаманом семиреченцев стал знаменитый генерал-майор Герасим Колпаковский, он строгий порядок в Семиречье навёл. Слышал я, что и похоронен он с женой у нас, в парке имени 28 героев-панфиловцев. Ну, да сам можешь сходить туда, посмотреть.
В то время на одном из совещаний возник вопрос:
- Как? По какому плану будем строить новый город? - спрашивают градоначальники,по нынешнему Акимы?
        Тогда Колпаковский берёт бумагу большую, линейку с карандашом и разлиновывает её: от гор сверху вниз и под прямым углом слева направо.
- Вот так, - говорит, - и построим.
И построили по этому маленькому наброску город Верный, нашу солнечную Алма-Ату впоследствии. Нет в нашей Алма-Ате кривых кольцевых улиц, все они выстроены по той линейке.

       А в это самое время, когда город начал отстраиваться, приехал в Верный купец Никита Пугасов – серьёзный такой мужчина, известный по всему Туркестану. Основал здесь магазины, заводы и заводики. Кстати на его винном заводике, из наших яблок, наладилось производство наших казахстанских вин: «Солнцедар», «Талас», ну и другие...

       Из-за этого винного заводика и разговор наш. Купец заводик этот  построил на берегу горной речки Малой Алмаатинки, чтобы воды для производства вин вволю было. А так как ему, как работодателю, частенько и самому приходилось контролировать поставки - яблоки на завод возили-то тележками на конях и ишаках, то Пугасов для своего удобства и домик себе построил тут же рядышком, при заводике, а через речку мост кинул. Этот мост люди и назвали  «Пугасов мост».Слушай, что далее было.

       Однажды Пугасов, чтобы бизнес без проблем продолжался, пригласил к себе домой градоначальников Семиреченского казачества, чтобы хорошо отдохнуть, в баньке попариться, по делу поговорить - ведь хозяин винзавода – немалый человек в городе! Гости приехали, посидели они, конечно, поотдыхали, естественно выпили и в баньку сходили.

       То интересно гостям стало, что в баньке вода постоянно была. Никто её туда не приносил, сама лилась. Они спрашивают:
- Откуда у тебя вода?
Пугасов и показал им, в чём его интерес. Он, оказывается, приказал своим работникам прокопать небольшое ответвление от речки - арычок на свой участок. От этого арычка в его баньке вода всегда есть. Черпай её из арыка и заноси.
Очень гостям это понравилось, призадумались, рассуждать начали. Ведь речки, по которым талая вода с гор бежала по дорогам, по улицам как попадя растекались. Порядка не было. Где телеги колёсами да ишаки ногами протоптали, там и текла вода вниз с гор. Гости важные с удовольствием осматривали пугасов арык, и в головах их начали вертеться и созревать кое-какие мысли.  Да и гуляли–то они не пару часов, а и весь день, и ночь, и утро прихватили. Всё разговаривали о воде, Пугасова хвалили:
- Вот же как хорошо! Мы у тебя отдыхаем: и в баньке были, и самовар ты нам ставишь. Водичка у тебя свежая, никто на лошади не доставляет, не привозит.

       А через недельку-другую на улицы г.Верного вышли работники. Они копали арыки по обочинам, чтобы вода целенаправленно бежала, не разбивала улицы. Уж потом арыки эти начали бетонировать специальными лоточками, по которым до сих пор вода с гор бежит.

       Хозяйки из арыков воду начали брать и на поливы и для хозяйства. А горная вода, сам знаешь, такая чистая, что в ведре голубится – напиться ею невозможно, очень вкусная.

       И мост потом построили другой, крепкий, с перильцами. Название же осталось старое от первого моста, ещё  Никитой Пугасовым проложенного. Память о человеке осталась! Можно сказать, что жил в городе Верном купец Никита Пугасов, и остался после него Пугасов мост…

                P.S.
       В 2014 году приехал ко мне в гости мой старший брат Юрий с женой Лидией. Культурная программа у нас была обширнейшая, всю Алма-Ату хотелось обойти-объехать, в своих памятных местах побывать. Посетили мы с ним и наш знаменитый парк имени 28 героев-панфиловцев. Устали, присели на лавочку, отдыхаем. Я сигаретку закурил, а брат говорит:
- Где-то тут наш воевода лежит. Дай-ка я в сторонку отойду, поищу.
Отошёл метров на сто, возвращается и зовёт меня. Смотрю я, а там лежат два больших чёрных камня. Длинные, в землю вросшие, выбитых букв не разобрать. Видимо про эти могильные камни и рассказывал когда-то мне дядя Саша. Значит, должно быть написано на них следующее:
- Здесь похоронен семиреченский воевода, который нарисовал план города Верный. И его жена.

       Постояли мы с братом у могил, дань погибшим отдали, подумали:
- Революция пронеслась, сражения аскеров с басмачами минули, власть поменялась, но никто могил этих не тронул. Чтут люди - каких бы верований они не были, память основателя города Верного.


Рецензии
Вот теперь мне очень стало понятно почему в Алматы все улицы прямые, для них существует понятие верх и низ. А арыки очень люблю с детства. Спасибо за историю. С уважением.

Наталья Гузева   21.03.2022 14:10     Заявить о нарушении
Очень хорошая продуваемость города.

Владимир Журбин 2   22.03.2022 12:21   Заявить о нарушении