Страшная ночь

Последние ноябрьские дни 1999 года шли без снега. Утром Урус-Мартан окутывал туман, днем появлялось солнце и лишь вечером чувствовалось дуновение зимы вместе с приближающимися к городу федеральными силами.
Родителей позднее отправлю в Гойты к родственникам, но в тот период они находились дома. Осенние ночи проходили при тусклом свете керосиновой лампы, включали радио, чтобы узнать какую-либо информацию о ситуации в республике.
Озвучивались и приходили ужасные новости, оставлявшие в душе горькое разочарование. Находясь в гуще событий понимали, что все не так радужно, как рассказывают. Ближе к зиме всем стало понятно, что войска не остановятся у Терского хребта, как «предсказывалось», а будут и дальше идти.
К вечеру артобстрелы и авианалеты немного стихли. Обычно их активная фаза начиналась к полуночи
Отец с мамой пошли в гости к моему дяде Салману, который жил на другой улице неподалеку от нас. Ко мне пришел мой двоюродный брат Ислам.
— Ибрашк, есть что покушать?
— Есть сметана и лепешка, — сказал я.— Если хочешь, могу пожарить мясо.
— Было бы хорошо, — ответил Ислам. — У тебя хорошо получается жарить мясо.
Я улыбнулся. Взял сковородку и поставил ее на печь. Не стал подваривать, а сразу залил подсолнечное масло и начал резать мясо. Масло в сковородке зашипело, осторожно положил куски в кипящую жидкость, накрыв крышкой.
Приятный звук и запах исходил от печи. Мы с Исламом предвкушали вкусный ужин. Вдруг вспомнил, что не насыпал перец. Подошел к шкафу, открыл дверцу, рукой нащупал небольшой сосуд, где хранилась красная специя.
У стола пересыпал щепотку в чайную ложку и направился в сторону печки. Хотел открыть крышку сковородки, но в тот момент неожиданно раздался такой оглушительный взрыв, что я даже не удержался на ногах. Шла мощная ракетная атака на город.
Вместе с ложкой упал на пол, перец разлетелся, самая большая часть — оказалась в моих глазах и носу. Лампа потухла, окна распахнулись настежь, лежал, безудержно и громко чихая. Вокруг — полная темнота, жжение в глазах и громкие взрывы.
— Ибрашка! Ибрашка! Ибрашка! — громко позвал меня Ислам.  — Ты где? Что с тобой?
Продолжал чихать и при этом громко хохотал, не в силах промолвит ни слово. Брату показалось, что эти нечленораздельные звуки/хрипы исходят от того, что я ранен в горло. Я подполз к тазику, умылся и высморкался.
Мы с Исламом смеялись несколько минут. Однако придя в себя вспомнил про родителей.
Побежал к дому дяди.  Докка и Сапи находились вместе с другими в подвале. Родные не были в растерянности. Баба (супруга Салмана) даже шутила, укоряя  меня за       излишние переживания. Да, вот такие у нас невозмутимые женщины.
Пока мы разговаривали услышал громкий крик о помощи. Это кричал сосед Алихан. Решил узнать в чем дело.
Оказывается, нашему другому соседу Исе стало плохо во время налета. Алихан подумал, что его зацепило, потому что в темноте не разобрались в чем дело.
В тот вечер в нашем квартале никто не пострадал серьезно. Однако не всем так повезло: у жителей улицы Шерипово и Партизанская в гендаргноевском квартале случилась беда — были погибшие и раненные.
Страшная ночь, страшное время.

P.S. Сегодня, 8 декабря, исполнилось 22 года после взятия Урус-Мартана в 1999 году. Мысли о тех суровых днях охватывает сердце стальным обручем боли и лишений.

Дала декъала бойла вай беларш!


Рецензии