Енисейск древняя столица Сибири. Изд 2 Гл 12

Глава 12  Мифы о Енисейске

Чем больше погружаешься  в изучение истории Енисейска, тем больше поражаешься, как много у него было общего с Москвой. Сколько невидимых нитей связывало  маленький, заброшенный в глухой тайге, почти на краю света, городок в те времена.  Даже не городок, а так, еще пока что острог с населением 500;600 человек, со столицей великого царства, с его элитой, двором, с царем.
Я как-то читал о теории «шести рукопожатий». Она была выдвинута в 1969 году психологами из США — Стэнли Мэлгрэмом и Джеффри Трэверсом. Предложенная ими гипотеза заключалась в том, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти человек.
Таким образом любой житель Енисейского уезда, включая всех остяков и тунгусов, был знаком с царской семьей через одного человека — почти лично.
Ведь не секрет, что будучи, к примеру, жителями Енисейска, люди в период воеводства, допустим, того же Салтыкова Александра Петровича, в силу малочисленности городка и мизерности его как такового, были вынуждены постоянно «сталкиваться» с воеводой. Контактировать, разговаривать, ругаться даже и, причем, это независимо от социального статуса того или иного человека, просто тут было, как говорится, не до реверансов — тайга глухая. И вдруг человек узнает, что воевода стал тестем самого царя Ивана Алексеевича.
Или как, скажем, сын Соковнина, с которым он когда-то водку пил на царя пошел, на самого Петра Алексеевича.
***
Как известно, многие стереотипы базирующиеся на неправильном толковании исторического восприятия, порождают небылицы и мифы которые окружение, не утруждая себя проверкой и экономя усилия, берут на вооружение. Особенно если эти небылицы печатаются в книгах известных писателей или преподносятся ученикам в школах учителями. Уж так принято у нас, что человек больше склонен доверять напечатанному, чем потрудиться проверить это, полагаясь на компетентность авторов и издателей. Некоторые мифы и исторические нестыковки, я попробую сейчас доказать и опровергнуть:
Речь идет о книге Геннадия Фаста «Енисейск православный», где он пишет о тюремном отделении в Христо-Рождественском монастыре: «Поступали и знатные ссыльные. Так, в женском монастыре содержалась Прасковья Салтыкова — будущая жена царя Иоанна Алексеевича».
 Такая версия, что якобы Прасковья Салтыкова до женитьбы с царем Иваном Алексеевичем содержалась в тюремном отделении Христорождественского монастыря, вообще не может рассматриваться как исторический факт и я искренне не понимаю, как такой мною уважаемый писатель мог это написать.
Я категорически не согласен с этим утверждении Геннадия Фаста, на тот период времени Благочинному Енисейского округа, протоиерею.  Кому, как не ему были доступны все записи памятной книги монастыря.
Даже если любой из нас просто включит элементарную логику, несуразность этих утверждений поймет сразу.
Прасковья Салтыкова обвенчалась с царем Иваном Алексеевичем 9 января 1684 года и было ей на ту пору всего 20 лет. Что она могла совершить такого, чтобы ее подвергли заточению в сибирском монастыре?  Как бы молодой царь Иван мог ее выбрать? По интернету, что ли, на сайте знакомств? Да и кто бы вообще подпустил к коронованной особе преступницу? Всем мало-мальски знакомым с историей того периода известно, что процесс женитьбы царя на Руси был связан с  тщательным отбором кандидаток и проходил в несколько этапов. Кастинг невест проходил в Москве, куда конечно свозили всех знатных и родовитых барышень, но не из тюрем же.
Точно так же, как и Г. Фаст, пишет Л. Винская в своей брошюре «Отец сибирских городов». Лично я не нашел ни в одном официальном документе свободного доступа никаких упоминаний ее заточения не только в Енисейском монастыре, но и где бы то ни было.
В доказательство своей версии приведу «Список воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам» под редакцией Александра Барсукова, члена археографической комиссии. Вот выдержка из этого списка: «1684 января 9, Царь Иоанн Алексеевич женился на девице Прасковье Федоровне Салтыковой, дочери боярина Федора Петровича Салтыкова, а до того времени Федор Петрович Салтыков был в Енисейском на воеводстве и взят из Енисейского для того к Москве тотчас наспех. Четверо гонцы по него были. А как он был в Енисейском, в то время ему было звание Александр Петрович Салтыков».
Вот видите. По мнению Г. Фаста, выходит, что отец и дочь одновременно находились в Енисейске, только отец в должности воеводы, а дочь в качестве государственной преступницы — галиматья, полная получается.
А что касается предположения Алексея Малышева, который именует себя сказителем, то я тоже категорически не согласен. Его сказания может быть и звучат красиво, но к историческим фактам никакого отношения не имеют. В своем сказании «Царица Параскева, сибирская узница» он пишет, что Прасковья Салтыкова содержалась в тюремном отделении Иверского женского монастыря, но не до замужества за царем Иоанном Алексеевичем, а после его смерти, уже будучи, царицей России. И заточил ее не кто иной, как сам царь Петр Первый. Правда, не указывает за что.
 Очень много исторических нестыковок, а ведь это не такое уж и далекое прошлое, телевидения и интернета, конечно, еще не было, а вот газета печатная уже выходила — «Ведомости» называлась. До нашего времени все экземпляры сохранились, так как при Петре Первом уже и Центральный архив был. Да и воспоминания очевидцев, их письма, домашние архивы никуда не делись.
После смерти Ивана Алексеевича вдовствующая царица Прасковья Федоровна со своими дочками, поселилась в загородной царской резиденции своего свекра в селе Измайлове.
Жили на широкую ногу. Петр Первый назначил царице Прасковье солидное денежное содержание. Двор царицы составлял 250 человек. Ухоженные парки, пруды, сады и оранжереи. Был даже придворный театр, поскольку усопший свекор Алексей Михайлович слыл большим эстетом: Измайлово в то время было земным раем.
Не зря немецкий путешественник Иоганн Георг Корб после посещения этой усадьбы писал: «Следовали музыканты, чтобы гармоническую мелодию своих инструментов соединить с тихим шелестом ветра, который медленно стекает с вершины деревьев. Царицы, царевич и незамужние царевны, желая немного оживить свою спокойную жизнь, которую ведут они в этом волшебном убежище, часто выходят на прогулку в рощу и любят гулять по тропинкам, где терновник распустил свои коварные ветви. Случалось, что августейшие особы гуляли, когда вдруг до их слуха долетели приятные звуки труб и флейт; они остановились, хотя возвращались уже во дворец. Музыканты, видя, что их слушают, стали играть еще приятнее. Особы царской крови с четверть часа слушали симфонию, похвалили искусство всех артистов». Прочитали? Прочтите еще. Разве это похоже на месть, коварные замыслы Петра Первого? Все счастливы, очень часто приезжает царь Петр, почти постоянно здесь живет его сын — царевич Алексей, супруга самого Петра — Евдокия Федоровна Лопухина.
Какие гонения, какое заточение в монастыре? Что такого могла сделать ему невестка, чем она ему угрожала? Да ничем — он и к брату своему никаких претензий не имел, а теперь  тем более, что ему делить с вдовой и племянницами?
По законам того времени женщина не могла наследовать престол, поэтому Прасковья не могла быть конкурентом, да и ее дочери тоже. Это потом сам Петр Первый снимет этот запрет.
Наоборот, в большой царской семье царили любовь и уважение. Прасковья с благодарностью воспринимала участие Петра в жизни ее семьи. Он выдал замуж двух ее дочерей за иностранных принцев.
В 1708 году Петр подарил царице Прасковье Федоровне дом на берегу Невы и дачу — село Иоанниковское. Царь до конца оставался ближайшим другом и авторитетом для самой царицы Прасковьи.
В 1712 году, уже в Санкт-Петербурге, она была посаженой матерью при женитьбе Петра с Екатериной. Судя по публикациям того времени, Прасковья Федоровна прожила длинную и счастливую жизнь в окружении своих любящих дочерей, одна из которых — Анна Иоанновна, впоследствии станет российской императрицей. Всю жизнь, до самой смерти вдовствующую царицу продолжали именовать «Ее Величество Государыня Царица Прасковея Федоровна». Похороны ей были устроены царские, как и полагалось царице, сам Петр Первый перед гробом стоял на коленях.
Царица Прасковья Федоровна, урожденная Салтыкова, прожила 59 лет и никогда в Енисейске не была. Это воспоминания очевидцев и непосредственных участников тех событий, это письма, документы, многие из которых оцифрованы и находятся в свободном доступе, и основания им не верить, у меня нет. Кроме того, в жизни существует не только воображение, но и логика. А вот на чем базируются сказания Алексея Малышева — я не знаю.
На сайте самого Свято-Иверского женского монастыря, в Памятной книге, указано, что его  основательницей является не кто иная,  как Прасковья Салтыкова. Чуть ниже написано, что по другим источникам Прасковья Салтыкова была племянницей воеводы, а впоследствии стала супругой царя Иоанна Алексеевича.
Исторически доказанным фактом является год основания женского монастыря в Енисейске, это  1623 год. Об этом пишет в своей книге «Енисейск православный» и протоирей Геннадий Фаст, ссылаясь на Архиепископа Киприана  с благословения которого       при воеводе Якове Ивановиче Хрипунове и был основан этот монастырь.
Тогда Прасковья Салтыкова никак не могла бы быть ни его первой игуменьей, ни тем более основательницей. Поскольку  родилась она в Москве 12 октября 1664 году, когда ни воеводы Хрипунова, ни Архиепископа Киприана Старорусенкова давно и в живых-то не было.
***
Мне непонятно, почему Сергей Малухин   в своей публикации «Знаменитые горожане и известные люди, посетившие город», сообщает:  «Родственники Емельяна Пугачева отбывали ссылку в Енисейске. Его брат Дементий Пугачев, сестры Ульяна и Феодосия, так же как брат жены Иван Надеждин и ее сестры Анна и Василиса, все сосланы в Сибирь». Причем, из какого источника, это следует, он не ссылается. Вероятно,  главным было ошеломить читателя такой удивительной и невероятной информацией. Ну, кто проверять-то будет?
Я перелопатил весь интернет,  ничего подобного, что связывало бы Енисейск с фамилией бунтовщика Емельяна Пугачева, разумеется, не нашел. Репрессии, конечно, были, но надо отдать должное Екатерине Второй, действовала она гуманно и справедливо. Обеих жен Емельяна Пугачева вместе с детьми и ближайшими родственниками она отправила на вечное поселение в Кексгольм (ныне Приозерск, Ленинградская область), который хоть и находится вдали от Волгоградской области, где ранее в станице Зимовейской  они проживали, отнюдь не является ни Севером, ни тем более Сибирью.
Брата Емельяна Пугачева Дементия, вообще оставили жить на прежнем месте, только по Указу ее Величества Дементий фамилию «Пугачев» сменил на фамилию «Иванов». Одна сестра Емельяна Пугачева, Ульяна, вышла замуж за казака этой же станицы. Другая, Феодосия, с мужем Сергеем Никитиным уехала в Таганрог.
Вот так репрессировали семью Емельяна Пугачева. Да еще забыл сказать, реку Яик переименовали в реку Урал.
Еще из этого же произведения Сергея Малухина: «В ссылке здесь был в 1770 году – П. Ф. Чернышев, беглый солдат, выдававший себя за императора Петра Третьего».
Действительно, какой-то придурковатый беглый солдатик, уже второй по счету, выдавал себя за убитого в Ропше императора Петра Третьего. В одной из деревень Изюмского уезда ему даже удалось склонить на свою сторону местного священника Семена Иваницкого, который в своих проповедях поминал его императором. Но вся эта «мышиная возня» быстро закончилась. Оба были биты кнутом и оба пошли на пожизненную каторгу в  город Нерчинск, куда до этого был отправлен и первый аферист-неудачник. Правда Чернышев из Нерчинска сбежал, был пойман, опять бит и теперь уже сослан в Мангазею, куда не доехав скончался.
***
20 августа 2019 года, как раз в 400-летний юбилей  Енисейска, Красноярские журналисты, якобы гуляя по городу, встретили главу Енисейска Валерия Никольского и он, как они пишут, « …поделился своими знаниями об истории города. Как архитектор и человек увлекающийся историей он поведал много интересного».
Уж не знаю, какой из Никольского архитектор, может даже замечательный, но вот как историк он явно дилетант. Например, вот что он сказал журналистам: «В Енисейске 20 лет отбывала срок жена Колчака».
Так и хочется возразить - Позвольте, Валерий Викторович, супруга Александра Васильевича Колчака, Софья Федоровна, еще в 1918 году вместе с сыном Ростиславом эмигрировали во Францию. Она была единственная жена у адмирала. А если вы имеете в виду Анну Васильевну Темиреву, то она женой Колчака никогда не была, она была его близкой знакомой, только и всего. В Енисейске она действительно была на поселении, но совершенно не по делу Колчака и не 20 лет, а всего лишь 6. Вполне свободно и вольно передвигалась по городу. Умерла она в 1975 году на 81 году жизни и похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
***
Надо очень осторожно относиться к истории и особенно к датам и фактам. Существуют две очень важные исторические категории: Событие, это то что попадает в сферу нашего внимания и факт, что существует независимо от того попало оно в сферу нашего внимания или нет, он просто существует.
Мы живем настоящим, вспоминаем прошлое и мечтаем о будущем. Все это скоро, очень скоро тоже станет историей. Поэтому не стоит ее искажать.

.


.


















 


Рецензии