Глава 88. Баня, Маргарита, Фосфорическая женщина и

Глава 88. Баня, Маргарита, Фосфорическая женщина и Время - вперед.

Этот очерк я посвящу краткому анализу пьесы В.В. Маяковского «Баня». Это то самое произведение, где Маяковский пишет «Время, вперед, вперед, время…» и т.д. В этой пьесе мы и будем искать зацепки к разгадке гибели поэта.

****

ВОТ ПЕРВАЯ ИСКОМАЯ ЗАЦЕПКА К НАЧАЛУ РАЗГАДКИ ГИБЕЛИ В.В.МАЯКОВСКОГО. ТО ЕСТЬ ЗАРЯЖЕННЫЙ БРАУНИНГ.
«Победоносиков
Тебе, тебе нужно скрывать, скрывать твои бабьи мещанские, упадочные настроения, создавшие такой неравный брак. Ты вдумайся хотя бы перед лицом природы, на которую я еду. Вдумайся! Я - и ты! Сейчас не то время, когда достаточно было идти в разведку рядом и спать под одной шинелью. Я ПОДНЯЛСЯ ВВЕРХ ПО УМСТВЕННОЙ, СЛУЖЕБНОЙ И ПО КВАРТИРНОЙ ЛЕСТНИЦЕ. Надо и тебе уметь самообразовываться и диалектически лавировать. А что я вижу в твоем лице? Пережиток прошлого, цепь старого быта!».
…..
«Победоносиков
Ты, конечно, не волнуйся... Ты, Полечка, помни, что ты сама можешь понять, что нашу жизнь, МОЮ ЖИЗНЬ МОЖЕТ УСТРОИТЬ ТОЛЬКО ТВОЕ ДОБРОЕ ЖЕЛАНИЕ.
Поля
Мое? САМА? НЕ СМЕШНО!
Победоносиков
Кстати, Я ЗАБЫЛ СПРЯТАТЬ БРАУНИНГ. ОН МНЕ, ДОЛЖНО БЫТЬ, НЕ ПРИГОДИТСЯ. Спрячь, пожалуйста. ПОМНИ, ОН ЗАРЯЖЕН, И, ЧТОБЫ ВЫСТРЕЛИТЬ, НАДО ТОЛЬКО ОТВЕСТЬ ВОТ ЭТОТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ. ПРОЩАЙ, ПОЛЕЧКА!»

****

ПРОШУ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ПОЛЯ – ЖЕНА ПОБЕДОНОСИКОВА, КОТОРАЯ ЕМУ НЕ ЖЕНА, КАЖДЫЙ РАЗ ПОВТОРЯЕТ СЛОВА: «СМЕШНО» И «НЕ СМЕШНО».
****

А ВОТ И ВТОРАЯ ЗАЦЕПКА:
«Захлопывает дверь, прижимает ухо к замочной скважине, прислушивается. На нижней ступеньке показывается Мезальянсова.
Победоносиков
Т-с-с-с!!!
ГРОХОТ, ВЗРЫВ, ВЫСТРЕЛ. Победоносиков распахивает дверь и БРОСАЕТСЯ В КВАРТИРУ. На нижней площадке фейерверочный огонь. На месте поставленного аппарата СВЕТЯЩАСЯ ЖЕНЩИНА СО СВИТКОМ в светящихся буквах. Горит слово "Мандат". ОБЩЕЕ ОСТОЛБЕНЕНИЕ. ВЫСКАКИВАЕТ ОПТИМИСТЕНКО, на ходу подтягивает брюки, в ночных туфлях на босы ноги, ВООРУЖЕН».
Оптимистенко
ГДЕ? КОГО?!
Фосфорическая женщина
Привет, товарищи! Я делегатка 2030 года. Я включена на двадцать четыре часа в сегодняшнее время. Срок короткий, задания чрезвычайные. Проверьте полномочия и оповеститесь».

****

Еще раз, ПОСЛЕ ВЫСТРЕЛА ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖЕНЩИНА СО СВИТКОМ.
Теперь, последнее, что видел мастер после прощания с Маргаритой (глава 13):
«И вот, последнее, что я помню в моей жизни, это — полоску света из моей передней, и в этой полосе света развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза. Еще помню черный силуэт на пороге наружной двери И БЕЛЫЙ СВЕРТОК».
Что за СВЕРТОК? Отматываем чуть-чуть назад.
«Она оскалилась от ярости, что-то еще говорила невнятно. Затем, сжав губы, она принялась собирать и расправлять обгоревшие листы. Это была какая-то глава из середины романа, не помню какая. Она аккуратно сложила обгоревшие листки, ЗАВЕРНУЛА ИХ В БУМАГУ, ПЕРЕВЯЗАЛА ЛЕНТОЙ. Все ее действия показывали, что она полна решимости и что она овладела собой».
Итак, сверток – это и есть свиток. Неужели Маяковского убила фосфорическая женщина?
***

Если что, вот полномочия этой самой Геллы, прописанные в мандате:
«Институт истории рождения коммунизма..." Так... "Даны полномочия...". Правильно... "ОТОБРАТЬ ЛУЧШИХ..." Ясно... "для переброски в коммунистический век..." Что делается-то! Что делается, Господи!.. (Бросается вверх по ступенькам.)

Фосфорическая женщина
«Обещаю одно. Остановимся на станции 1934 год ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПРАВОК. Но если таких, как вы, много, то и справок не надо».
Как мы знаем из романа «Мастер и Маргарита», Гелла – мастер по выдаче справок о присутствии на бале у сатаны.

****

А вот еще один пример диалога с женой-не женой Победоносикова. Подчеркиваю, что она продолжает употреблять слова: «СМЕШНО», «НЕ СМЕШНО».
«Поля
«Живу? СМЕШНО! Я не живу с мужем. Он живет с другими, равными ему умом, развитостью. НЕ СМЕШНО!
Фосфорическая женщина
ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ НАЗЫВАЕТЕ ЕГО МУЖЕМ?
Поля
Чтобы все видели, что он против распущенности. Смешно!
Фосфорическая женщина
Понимаю. Значит, он просто заботится о вас, чтобы у вас всё было?
Поля
Да... он заботится, чтобы у меня ничего не было. Он говорит, что обрастание меня новым ПЛАТЬЕМ компрометирует его в глазах товарищей. СМЕШНО!».

***

Как известно, Маргарита отдала это самое платье Победоносикову. Вот отрывок из романа "МиМ" (глава "Маргарита").
"Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего. Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте.
 — Да, да, да, такая же самая ошибка! — говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, — зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!
Все эти слова были, конечно, нелепы, потому что, в самом деле: что изменилось бы, если бы она в ту ночь осталась у мастера? Разве она спасла бы его? СМЕШНО! — воскликнули бы мы, но мы этого не сделаем перед доведенной до отчаяния женщиной".

****

И вот ответ из той же самой сцены прощания перед казнью из Фауста Гете. Это та же самая сцена прощания с Маргаритой (Грета, Грита, Гретхен - сокращенно от Маргарита).
«Фауст

Спеши!
Кругом ни души.
Мы дорого заплатим
За то, что время тратим.

Маргарита

Разлуки срок был невелик,
А ты от ласк совсем отвык
И холоден к моим объятьям!
Что мне с тобой такая жуть?
Ты разучился целоваться!
Бывало, станем обниматься,
И страшно, - разорвется грудь,
И вдруг - КАКОЙ-ТО ХОЛОД, МУТЬ!
ЦЕЛУЙ МЕНЯ! АХ, ТЫ ТАК ВЯЛ,
Тебя сама я поцелую!
(Обнимает его.)
КАКОЙ ТЫ РАВНОДУШНЫЙ СТАЛ!
Где растерял ты страсть былую?
Ты мой был. КТО ТЕБЯ УКРАЛ?
(Отворачивается от него.)

Фауст

Мой друг, теперь одно: в дорогу!
Во имя наших жарких нег
Решись скорее на побег!
Скорей со мною из острога!»

****

А вот и концовка всей этой истории.
Фосфорическая женщина
«Товарищи! По первому сигналу мы мчим вперед, перервав одряхлевшее время. Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, - радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода. Отдавать гордость Человечностью. Удесятерим и продолжим пятилетние шаги. Держитесь массой, крепче, ближе друг к другу. Летящее ВРЕМЯ СМЕТЕТ И СРЕЖЕТ БАЛЛАСТ, ОТЯГЧЕННЫЙ ХЛАМОМ, БАЛЛАСТ ОПУСТОШЕННЫХ НЕВЕРИЕМ».

***

А вот тот же отрывок про ВРЕМЯ и его суд (Это книга пророка Даниила, 7 глава).
"Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая во;лна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню".


Рецензии