Глава 99. Эдгар По в романе МиМ

Глава 99. Эдгар По в романе МиМ

В предыдущих очерках о произведениях Рея Бредбери в романе «Мастер и Маргарита», я попытался провести странные параллели между темой Апокалипсиса у Бредебри и романом «МиМ». В частности, были обнаружены странные совпадения между балом у сатаны в рассказе «Эшер 2» («Марсианские хроники») и балом у сатаны у М.А.Булгакова. Напомню, что рассказ «Эшер 2» рассказывает о бале у сатаны, на котором по замыслу автора танцуют в едином танце все герои и мотивы рассказов Эдгаро По. Как говорил классик, «все смешалось в доме Облонских».

Само собой, что совпадения, указанные мною, между двумя балами совершенно случайны. Вот если бы в романе «Мастер и Маргарита» также смешались все герои Эдгара По, тогда совсем другое дело.

Нет, то что, в романе «МиМ» смешались «Гамлет» и «Ромео с Джульетой» и «Буря» Шекспира, «Идиот» и «Преступление и Наказание» Достоевского, «Анна Каренина» и «Алиса в стране чудес», «Герой нашего времени» и тысячи других героев и сказок не в счет. Вот если бы в романе были герои Эдгара По, тогда другое дело.

Тогда можно о чем-то говорить. Например о том, что автор романа «МиМ» был большим поклонником Эдгара По.

1. Хорошо. Посмотрим. Рассказ «Черный кот». Разве это фокус. Да, в романе «Мастер и Маргарита» действительно загулял огромный черный кот. Ну и что? Этот черный кот даже в квантовую физику загулял. Не зря ведь описанное в главе «Конец квартиры №50» сильно похоже на опыт с котом Шредингера. Как известно, определить жив он или мертв, можно только вскрыв черный ящик. Или квартиру Скрипалей. Но физики ошибаются.

Дело же в том, что у Эдгара По автор рассказа «Черный кот» обвиняет черного кота в чертовщине и в собственной гибели. Действительно автор в состоянии белой горячки убивает свою жену, которая пыталась остановить его от убийства черного кота, которого он ненавидел, так как кот напоминал герою рассказа о его моральном разложении и сожжении такого же черного кота чуть ранее. Ничуть не раскаиваясь, он замуровывает труп жены в стену. Ворвавшихся в дом полицейских герой рассказа совершенно не боится. Он смеется над ними. Полицейские совершенно ничего не обнаруживают, как и в нехорошей квартире, и удаляются.
На четвертый день они возвращаются. Главный герой хвалится прекрасной работой строителей дома и даже стучит по стене. Вдруг он слышит в стене ужасный вой. Стену взламывают, и в ней находят черного кота, сидящего на трупе. Герой считает кота дьяволом, виновным во всех его злодеяниях.

То что в нехорошей квартире также побывали полицейские и вначале ничего не нашли – это совпадение. Тем более, что они читали Эдгара По и тщательно выстукивали стены в поисках тайников. Нет, ничего нет. Тем не менее, прочитав учебник по квантовой физике они проверили водопровод и это сработало!

Черный кот был обнаружен, хотя он так и не смог понять, почему на него списываются все грехи и откуда такая ненависть. Комплимент «Чистая работа!» был сказан, как и в рассказе По. Пожар организован. Труп казненного также был неожиданно обнаружен после долгой борьбы с черным котом.

Но Вы скажете, и что же тут такого?

2. Вы, правы. Вот если бы у Эдгара По был рассказ, где какой-нибудь Берлиоз богохульствует, не веря ни в черта, ни в дьявола. Где его коллега с ним страстно спорит, но получает отпор. Где двое коллег налетают на странного и хромого джентльмена, который напоминает о саркоме легких. Кхе! Кхе!
Где этот герой в точности также, как и Воланд в знак благодарности пожимает новоявленному Берлиозу руку, а потом хитро бросает взгляд куда-то наверх и как и Воланд УСМЕХАЕТСЯ (это важно!)…. вот тогда другое дело.

И само собой, что герой рассказа должен потерять голову в результате инцидента с вертушкой на выходе. Без этого, совпадение не считается.

Вы, конечно же, уже догадались, что это рассказ По «Не закладывай черту своей головы». То, что автор в середине рассказа использует сравнение «Словно пират, завидевший, что их настигает военный корабль», которое у Булгакова используется в ближайшей главе «Дело было в Грибоедове» в расчет принимать не будем.

3. Нет, все равно, это все случайности. Лучше, возьмем «Падение дома Ашеров», где рассказано о грандиозном крахе великого замка. Это сложнейший рассказ, который можно анализировать до бесконечности. А его элементы раскиданы по всему роману «Мастер и Маргарита» в совершенно неприкрытом виде. Но какова визитная карточка этого рассказа По?
Правильно. Вот она.
«Не успел я произнести эти слова, как раздался отдаленный, но, тем не менее, явственный ЗВОН МЕТАЛЛА – точно и впрямь в эту минуту медный щит упал на серебряные плиты».

Само собой, что по моей теории крах Торгсина (центр торговли с иностранцами, то есть центр международной торговли) отсылает нас к краху Всемирного торгового центра 11 сентября. И то, что эта дата сидит в паспорте Нео, и то, что 11 – символизирует башни близнецы, все это просто совпадения. Об этом я достаточно написал. А сейчас мне нужен ЗВОН МЕТАЛЛА.

Смотрим середину главы «Последние похождения Коровьева и Бегемота».

«— Правда! — детским тонким голосом. Затем он выхватил поднос, сбросив с него остатки погубленной Бегемотом шоколадной эйфелевой башни, взмахнул им, левой рукой сорвал с иностранца шляпу, а правой с размаху ударил подносом плашмя иностранца по плешивой голове. Прокатился такой звук, какой бывает, когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо».

4. Помилуйте, но может быть хотя бы Золотого жука – скарабея с черепом нет в романе? («Золотой жук» - рассказ Эдгара По). А то, как то неприлично становится.

Нет, вынужден огорчить. В главе «При свечах» есть такой эпизод.

«Еще разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно из темного камня вырезанного ЖУКА НА ЗОЛОТОЙ ЦЕПОЧКЕ и с какими-то письменами на спинке. Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус».
Про зашифрованную запись, мертвую голову (череп) и чертов стул в рассказе я пока промолчу.

5. Может быть, хотя бы эпизода с самым веселым шутом (кот-Бегемот в конце романа назван самым лучшим шутом на свете), который устроил катастрофу с люстрой и ужасный пожар в романе нет? Ведь этот эпизод описан в рассказе «Лягушонок»?

Нет, вынужден разочаровать. Этот эпизод описан все в той же главе «Конец квартиры №50», где кот-Бегемот подобно шуту Лягушонку скачет по люстре, устраивает пожар и гибель своих врагов.

Я бы мог продолжить и привести еще 10 рассказов По, который оказались в романе «Мастер и Маргарита» в том числе про человека в черном Абадоннну (про него же писал С.Есенин), про выходящего из зеркала Азазелло (Вильям Вилсон – вспомните двойное В на визитке, которое вспомнил Иван Бездомный). Про глаз Азазелло с бельмом, который сводил с ума героя рассказа По «Сердце-обличитель». Про бочонок Амонтильядо, где жертва героя так и не понимает, что движется навстречу своей гибели, хотя этой герой и так и сяк пытается предупредить свою жертву (как и Воланд Берлиоза, как и Смердяков Ивана Карамазова, как и Иисус Иуду), но бесполезно. Даже, когда остается всего один кирпич, как и нарисовано на долларовой бумажке, жертва героя не догадывается попросить прощения.

«Разговор с Мумией», который очень четко резюмирован Воландом в главе «Черная магия и ее разоблачение»:

« — Иностранный артист выражает свое восхищение Москвой, выросшей в техническом отношении, а также и москвичами, — тут Бенгальский дважды улыбнулся, сперва партеру, а потом галерее.

Воланд, Фагот и кот повернули головы в сторону конферансье.

— Разве я выразил восхищение? — спросил маг у Фагота.

— Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали, — ответил тот.

— Так что же говорит этот человек?

— А он попросту соврал! — звучно, на весь театр сообщил клетчатый помошник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: — Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

С галерки плеснуло смешком, а Бенгальский вздрогнул и выпучил глаза.

— Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая...

— Аппаратура! — подсказал клетчатый.

— Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

— Да, это важнейший вопрос, сударь».

Но все эти рассказы и детали никому не интересны, поэтому здесь я остановлюсь. Без сомнения, продолжайте следовать примеру г-на Гаррета.


Рецензии