Петька

Прочитал рассказ “Женька” у Ольги Трушковой.
Тут же нахлынули свои воспоминания.

                Толстых Мария Михайловна – моя первая учительница.
                Рассказ посвящается этой прекрасной женщине.


                Петька.

   Все летние дни перед школой детвора весело бегала по сельским просторам и играла в различные подвижные игры и забавы. И не было среди сверстников никаких различий между  мальчик-девочка, плохой-хороший, умный или нет. Все дружно бегали гурьбой  и в жмурки-прятки, и в футбол, и в лапту, и в гуси-лебеди – да мало ли интересных забав в детстве.

   Сентябрь. Первый раз в первый класс. Все с цветами и с гордо поднятой головой, а как же – мы УЧЕНИКИ.

   С торжественной линейки Мария Михайловна привела первоклашек в  класс и рассадила всех за парты попарно  - мальчик с девочкой.

   Процесс обучения шёл для всех одинаково и равномерно: перьевые ручки, чернильницы-непроливайки, прописи, промокашки, палочки, крючочки, первые слова, написанные собственной рукой. Все тихо сопели в две дырочки и старались писать красиво.

   Мария Михайловна подходила к каждому, показывала как правильно держать ручку, где делать нажим на перо, где закруглить буковку – она вкладывала всю душу в наш процесс обучения. Похвала из её уст была высшим шиком для каждого ребёнка.

   Наравне со всеми старался и Петя – старался очень сильно – перо в его ручонках ломалось на каждой строчке и к концу урока во всём классе не оставалось целых перьев. Закупленные Марией Михайловной коробочки с перьями улетали одна за другой, тем не менее,  к окончанию первого класса у Пети, кроме написания ровных палочек, ничего не получалось.   Он прекрасно знал алфавит и числа – выучил их на слух, но написать их не мог. Он проговаривал с хорошей дикцией и интонацией все тексты и стихи, которые нам читала Мария Михайловна, знал счёт на пальцах или палочках, но читать самостоятельно и писать не мог.

   Когда Пете показывали один палец – он уверенно называл цифру 1 и красиво её писал в своей тетрадке, но он никак не мог сообразить как из двух параллельных пальцев или палочек получалась цифра 2 в виде уточки, а тем более другие изображения цифр. 

   Для знакомства с окружающим миром природы Мария Михайловна выводила учеников  на ближайшую лесную полянку, где все детишки увлечённо собирали различные веточки, шишки, листочки, цветочки. Из собранных предметов потом на уроках труда школяры составляли различные композиции – проявляли творческую фантазию. Так детишки постепенно учились распознавать  различные травы, кустарники и деревья. Петя при этом успевал надолго замереть и полностью воплотиться в слух, если рядом звучали птичьи трели, особенно когда он видел своими глазёнками эту пичужку.

   На открытом воздухе Мария Михайловна читала своим ученикам отрывки произведений разных русских авторов о природе.  С особой нежностью она произносила стихи Сергея Есенина о русской берёзе:

                Белая берёза под моим окном
                Принакрылась снегом, точно серебром.
                На пушистых ветках снежною каймой
                Распустились кисти белой бахромой…

Или другое:

            Над рекой, над лесом рос кудрявый клён.
            В белую берёзу был тот клён влюблён.
            И, когда над речкой ветер затихал,
            Он берёзе песню тихо напевал…


   Петя, как и все одноклассники, с замиранием сердца слушал Марию Михайловну и потом на уроках он уверено произносил услышанные тексты, при чём в той же интонации и манере прочтения  (Мария Михайловна читала медленно, с паузами, с повышением или понижением голоса в необходимых местах, с особым чувством упоения от прочитанного). Его феноменальная память поражала не только Марию Михайловну, но и других учителей начальной школы.

   Заканчивался первый учебный год. По результатам обучения относительно Пети собрался педсовет – учительница математики  была против дальнейшего обучения такого “нерадивого” ученика – на её уроках Петя получал только плохие отметки;  учительница по труду была “ЗА” – у Пети хорошо получалось составлять различные композиции пейзажей из собранных природных материалов – их постоянно выставляли на всеобщее обозрение в коридорах школы. Мария Михайловна под свою ответственность решила не отдавать Петю в интернат для слабоумных и его оставили в школе.

   Дальнейшее обучение в начальной школе для Пети стало возможным благодаря всему классу.

   Мария Михайловна всё время обращалась к своим ученикам с просьбой помочь Пете:
- Юленька, напиши за Петеньку в его тетрадке пройденный урок;
- Сашенька, помоги Петеньке решить пример;
- Васенька, почитай Петеньке заданный рассказ или стихотворение.

   Учеников в классе было много и поэтому  “обязанность” помочь Пете выпадала каждому, но редко. К тому же отказать в просьбе Марии Михайловны было невозможно – она подходила к ученику, гладила его по головке и просила сделать необходимые действия. И лишь Коле чуть ли не ежедневно выпадало счастье почитать вслух для Пети – мальчики жили в соседних домах и забегали в гости друг к другу по любому пустяку, да и родители их были не против соседских взаимоотношений.

   Читал Коля вслух как по просьбе Марии Михайловны,  так и по требованию своих родителей – они постоянно говорили, что хорошее произношение слов  и их смысл зависят от услышанного собственного голоса, верно выбранной интонации и правильно поставленном ударении. И приводили примеры, где звучат одни и те же буквы, но смысл их меняется от ударения или интонации:
- тЫ же ребёнок (ребёнок ещё мал), а в другой интонации – ты жеребЁнок (сравнение с непоседливым  и ретивым бегунком);
- благодарЮ (спасибо – слово) или блАго дарю (действие);
- на пОле Он косил траву (кто-то косит) – НаполеОн косил траву (указана фамилия);
- был олЕнь ( животное) или бЫло лень (действие);
- и дИко мне (шоковая эмоция), а по другому – иди ко мнЕ (призыв).

   Кстати слово – косит – тоже имеет двойное значение. При ударении на первый слог получается действие человека, а на второй – это уже изъян глаза ( “…косИт лиловым глазом” – Боярский). Чуть отвлёкся от основной темы.

   Так вот. Читал Коля вслух заданные по программе тексты, рассказы, сказки и стихи, а Петя слушал и молча усваивал школьную программу – с его прекрасной памятью это было не сложно. Когда Коля по каким-то делам отвлекался от чтения и потом возвращался к прерванному, то Петя подсказывал ему – в каком месте была сделана пауза,  и после этого Коля быстро находил “точку отсчёта”.

   На уроках Петя всегда отвечал по памяти – читать самостоятельно он так и не научился, а писать тем более. Мария Михайловна всегда хвалила Петю, а того ученика, который помогал ему – благодарила при всём классе и непременно гладила по головке. Заслужить особое внимание классного руководителя было лучшей наградой для любого ученика. Так Мария Михайловна приучала детей к дружбе и взаимопомощи – их класс “Д”, хоть и числился последним по алфавиту среди других, зато был впереди по массовым мероприятиям и спорту.  Особенно ребятишки преуспели в театральных спектаклях и постановках каких-нибудь сказочных произведений, где самую многословную роль всегда исполнял Петя, безошибочно озвучивая все слова текста. Организатором, режиссёром и постановщиком всегда выступала Мария Михайловна, а костюмы для спектаклей и необходимые декорации делали родители.

   Летом, после окончания 4-го класса, детишки так же бегали дружной гурьбой по зелёным полянкам и лужайкам, только Пети среди них уже не было. Его родители вынуждены были отдать Петю в интернат, а вскоре и сами уехали на новое место жительства. Всех учеников перевели в среднюю школу. Новые друзья, новые учителя, новые впечатления – о Пете как-то забылось.

   О его дальнейшей судьбе ничего не известно. На встрече одноклассников, сорок лет спустя, о нём никто не вспомнил. Мария  Михайловна к тому времени уже наслаждалась пением ангелов.

   


Рецензии
Тоже помню первую учительницу хорошо и ребят из класса. У меня есть рассказ "Память" очень личный. Написан был для одноклассников чтобы они тоже вспомнили бывших друзей по школе. Они уже покинули этот мир.

Лариса Шикина   24.03.2022 07:12     Заявить о нарушении
Спасибо, что выбрали время на мой рассказ.
"Память" вашу я прочёл - замечательно, что вы увековечили имена ушедших в небеса людей.

Николай Ключищев   25.03.2022 11:19   Заявить о нарушении