Трагический финал человеческой комедии

«Вишнёвый Сад» А.П.Чехов
Режиссер – Людмила Никитина.
Роли исполняют:
Раневская Любовь Андреевна – Людмила Никитина.
Аня – Арина Ревнивых.
Варя – Мария Пальницкая.
Гаев Леонид Андреевич – Сева Бобров.
Лопахин Ермолай Алексеевич – Валентин Воробьёв.
Трофимов Петя – Евгений Талашманов.
Сименов-Пищик Борис Борисович – Дмитрий Дорошенко.
Театральная Долина АРТМУЗА Санкт-Петербург 
Спектакль Людмилы Никитиной «Вишнёвый Сад» фокусирует внимание театрального зрителя на последнем драматургическом произведении А.П.Чехова, в нём великий писатель и драматург предпринял попытку расширить пространство познания человеческого общества и сосредоточил свой взор на изучении темы человека в эру перемен. Эта сложная многогранная тема была всегда в фокусе внимания великого драматурга, свидетельства этому мы видим во многих его произведениях, Чехов осознавал приближения эры перемен и вероятно осознание этого определило направление вектора его познания человеческого общества, тенденций и паттернов определяющих его существование.
Людмила Никитина в спектакле «Вишнёвый Сад» обращается к драматургической проекции чеховской мысли с целью фокусирования нашего внимания на изучении проекции мировоззренческих концепций, поведенческих паттернов и тенденций, которые проявляются в человеческом обществе под влиянием различных внешних факторов. В чеховской пьесе эти факторы вносят коррективы и оказывают влияние на пространство человеческого существования, они создают конфликтные точки, в которых проявляется контрадикция мировоззренческих систем.
С целью воплощения этого замысла Никитина преобразует сюжетное пространство чеховской пьесы в особую плоскость, выстроенную вокруг особой сюжетной доминанты, особенностью которой заключается в её прямом и косвенном влиянии на мировоззренческую систему и мотивацию поступков чеховских персонажей. В этом сценическом воплощении чеховской мысли такой доминантой является вишнёвый сад и здесь он выходит за рамки утилитарного восприятия пространства окружающего усадьбу Раневской. В спектакле вишнёвой сад - это плоскостью, в которой разыгрывается драма поколений, одновременно этот объект представляет из себя сложную психо-эмоциональную  компоненту жизни каждого персонажа чеховской драмы. Присутствие этой компоненты в их жизни, её особая диспозиция в их мировоззренческой системе является одним из главных объектов нашего познания и его значимость обозначается с самого начала произведения, в его заглавии, рассматривается многосторонне в этом сценическом воплощении чеховской мысли.
Наше изучение концепции вишнёвого сада в галерее персонажей осуществляется на временном отрезке между двумя сюжетными событиями, в одном мы входим пространство трагедии человеческого общества, а в другой граничной точке наше познание достигает точки своего максимума и позволяет нам резюмировать наш анализ тенденций человеческого общества.  Начальная точка нашего изучения обозначена в спектакле возвращением Раневской из Парижа в усадьбу, а финальная продажей вишневого сада и развилкой человеческой жизни, на которой персонажи направляют свои стопы по выбранным ими жизненным путям. В спектакле «Вишнёвый сад» эти два события образуют особую плоскость познания, особенностью которой заключается в том, что в ней наше внимание фокусируется на небольшом сообществе, которое интересно своей концепцией восприятия вишнёвого сада. Люди, условно объединенные в этом замкнутом пространстве - это символический срез человеческого общества, компилированный из людей различных социальных слоев и возрастных категории. В этой плоскости человеческой жизни концепция вишнёвого сада прочерчивает линию общественного раскола, которая условно выделяет в нём две группы, изучение их мировоззренческих позиций,  сравнительный анализ их позволяет нам выявить в них универсальные тенденции и паттерны человеческого поведения, доминирующие человеческом обществе во все времена и эпохи.
По одну сторону линии общественного раскола мы видим людей, в жизненном пространстве которых диспозиция вишнёвого сада имеет форму виртуального присутствия. Он является одной из компонент их жизненного пространства, которая давно возника и укоренился в их сознании. Их концепция восприятия вишнёвого сада открывает нам особую форму восприятия в которой вишнёвой сад - это объект, константа их жизненного пространства долгие годы их жизни, но это соседство не сформировало в этих людях эмоциональных уз соединяющих их. В картине их эмоционального состояния мы можем разглядеть другие факторы, доминирующие своим влиянием на персонажей, они определяют направление их вектора внимания и мыслительной активности и беспокоят их больше чем угроза безвозвратной утраты вишнёвого сада.
Для одних персонажей этой истории процесс осмысления их существования и в этой временной точке их жизненного пространства полностью занимает их мысли и в этом процессе утрата вишнёвого сада - это одно из многочисленных событий, вызывающих в них досаду и раздражение.  Причиной подобного нивелирования значимости этого события заключается в их нежелании искать выход из этой трудной жизненной ситуации. В этой ситуации их мысли полностью заняты более важными для них проблемами и разговоры скорой утрате вишнёвого сада раздражают их. Наше изучение психологического состояния других персонажей по эту сторону линии раскола позволяет разглядеть в их реакции на грядущую утрату растерянность и смятение. Для них с этого событие открывает новую главу их жизни, это настораживает их своей неизвестностью и непредсказуемостью. В этой ситуации они также полностью погружены в свои внутренние миры, решение личных проблем более приоритетно для них, чем поиск путей сохранения вишнёвого сада.
Другая группа персонажей этой истории представлена небольшой группой людей, их концепция вишнёвого сада иллюстрирует нам другую мировоззренческую систему и понимание концепции вишнёвого сада.. В сложившей ситуации они осознают, что разорение и грядущее банкротство, с последующим за ним утратой вишнёвого сада можно избежать и это посильно Раневской (Людмила Никитина).  Эта концепцию в спектакле наиболее ярко раскрывается в пространстве образа Лопахина (Валентин Воробьёв), его прагматическое мышление создаёт основу для контрадикции мнений. В нём его прагматизм контрастирует со слепым эгоцентричный сентиментальностью людей поместья. В этой ситуации предложения Лопахина по выходу из кризиса и предотвращению банкротства разбиваются о рифы непонимания и безразличия. Люди вишневого сада не желают воспринимать иную, отличную от их систему мышления и парадигму существования.. Этот конфликт не понимания и нежелание видеть реальность  и существование в иллюзорном мире обитателей усадьбы  подводит нас к чеховскому пониманию «Вишнёвого сада» который видел в этом сюжет комедию. История под названием «Вишнёвый сад» производит впечатление трагедия, которой могло и не быть так как первопричиной её инфантилизм персонажей, желание пребывать в зоне эмоционального комфорта, ради которой они не хотят ничего менять.
 В спектакле «Вишнёвый сад» Людмила Никитина в своём обращении к зрителям школьного возраста предлагает нам всем изучить концепцию вишневого сада в пространстве нашей собственной жизни, в которой мы также как чеховские персонажи играем комедию с трагическим финалом. 


Рецензии