О ненасилии

  Все понимают, что имея нынешние арсеналы ядерного оружия, каждая из противоборствующих сторон может уничтожить нашу Землю несколько раз подряд. Все понимают, что накапливать это оружие  бессмысленно. Казалось бы, это означает конец эпохи, в которой насилие было повивальной бабкой истории.
 
  Но не тут –то было: насилие исходит из самого нашего образа жизни, в котором все производят всё, но львиная доля присваивается кучкой олигархов. Для охраны от остальных своей части прихватизированных богатств они создали государство. И мы до сих пор живём в обществе, скрепленном государственными штыками, живём в обществе, где всем заправляет насилие.
 
  Генерирует насилие и наука. Она основывается на причинно-следственных отношениях, которые есть прямое выражение насилия. Почему? Дело в том, что для науки крайне важно отделить субъект от объекта, т. е., изучаемое должно быть ограничено, оформлено. Именно эта оформленность феномена, его отделённость есть его объективация. Объективация ведёт к подчинению объекта субъекту, ведёт к созданию иерархии, в которой всё управляется насилием.

  Наука очень многого достигла в изучении неживой природы, но столкнувшись с живым, стала пробуксовывать. Ибо в контексте жизни объективация, которая для пущей убедительности старательно подкрепляется независимыми наблюдателями, нелепа так же, как и присутствие наблюдателя с свечкою в руках при половом акте. Ибо сама суть жизни не может быть оконтурена, не может быть объективирована. Сама суть жизни есть таинство, которое не поддаётся изучению наукой. Здесь не годятся непротиворечивые причинно –следственные отношения, не годятся методы с наблюдателями с свечкой.Жизнь есть творчество, которое в данном случае есть антипод причинно –следственных отношений, потому что нельзя творить по инструкции.
 
  В последовательности причинно –следственных отношений делается упор на отношения «или –или», т. е., в каждый момент может быть только что -то одно. А вот в диалектических отношениях всё есть одновременно, всё есть изобилие своих иных, которые по отношению к друг другу совершенно равноправны.
Надо заметить, что есть равенства, которые определяются по клонированности, по похожести. Например, три рубля равны трём рублям. Такие равенства характерны для чего –то внешнего, для формы объектов. А вот внутреннее, сущностное равенство основано на непохожести, на инаковости. Тут равенство клонов не приветствуется. Тут чем неодинаковее, тем больше это считается равным. Поэтому здесь личность равна обществу, равна Вселенной. Именно поэтому абсурдны утверждения, что Толстой лучше Тургенева на 60 баллов.
 
   В самой сути жизни заложена равноправность, заложено отсутствие иерархии. Именно такие отношения мы называем ненасильственными отношениями.В отличие от насилия объективации, что есть расчленение, отделение, отчуждение, ненасилие есть освоение, делание всего своим иным родным.

  Итак, насилие –это иерархические отношения, это причинно –следственные отношения, ненасилие есть отношения равноправия, есть диалектические отношения.


Рецензии